Братики и сестрички. 21.by

Братики и сестрички

05.04.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Подходы к воспитанию сирот в каждой стране свои. Наши соседи–россияне бьют тревогу из–за переполненных детских домов. Во Франции или Швеции привычных для нас интернатов с десятками, а то и сотнями воспитанников нет вовсе. Занявшись исследованием проблемы, я неожиданно для себя обнаружил: некоторые районы Витебской области тоже обходятся без детских домов–интернатов. Исключение из правил или тенденция?


Небольшой Россонский район. После Великой Отечественной здесь было несколько сотен беспризорников и два детских дома. Последний закрылся в начале 60–х. Сейчас в районе 56 ребятишек, оставшихся без попечения родителей. Все они воспитываются в опекунских или приемных семьях. В одной из них — у Надежды Вистуновой в агрогородке Соколище — я недавно побывал. Ее муж Владимир Троянов — тракторист. Живут супруги в коттедже, который выделило сельхозпредприятие «Сокол». Держат небольшое хозяйство. Надежда Михайловна давно мечтала о собственных детях:


— К сожалению, не сложилось. Три года назад с мужем решили взять ребенка на воспитание.


Когда в райотделе образования предложили взять сразу четверых (в соседней деревне братики и сестрички жили с мамой, которая сильно выпивала. — С.Г.), было над чем подумать. Однако все вопросы отпали сами собой при первом знакомстве, когда младшая девочка Катюша маленькими ручонками обняла Владимира Александровича за шею...


Катюше сейчас шесть лет. Из детского сада она вернулась с большущими белыми бантами. И тут же уселась играть с плюшевым Дракошей. Ее 10–летний брат Дима увлеченно рисовал, а затем показывал собственноручно собранные модели самолетов.


Дима очень хозяйственный. Дрова сложить, огород прополоть — без него не обойтись. Его сестра, восьмиклассница Аня, может похвастаться хорошими школьными отметками. У нее есть мечта — стать учителем младших классов. Старшему Денису — 17. Недавно он уехал учиться в аграрный колледж. В общем, все как в дружной благополучной семье.


Когда родители, как педагоги, получают зарплату за воспитание подопечных, да еще и любят их, как родных, — это здорово. Главный специалист Россонского райотдела образования Светлана Селявская с этим не может не согласиться:


— Приемных родителей подбираем скрупулезно. В Клястицкой школе создали клуб, который носит символичное название «Понять сердце». Чтобы взять ребенка на воспитание, у нас сегодня очередь стоит из четырех семей. Возможно, к кому–то из них попадут маленькие обитатели районного социального приюта, в большинстве своем оказавшиеся там из–за пьянства родителей.


За последнее десятилетие на Витебщине число детских домов–интернатов сократилось с 24 до 13, а количество их воспитанников уменьшилось с 3.200 до 850. Более 95 процентов сегодняшних сирот — это сироты социальные. Если собственные родители махнули на них рукой, государство не может оставаться в стороне, считает начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок:


— В минувшем году более 70 процентов таких детей определены на воспитание в семьи. А ведь еще 7 — 8 лет назад это были единичные случаи. Большая разъяснительная работа приносит свои плоды. Хотя, конечно, не все еще идеально. Есть сложности, например, с жильем. За ребятами, которые воспитываются в приемных семьях, сохраняется жилплощадь в квартирах биологических родителей. И если им, совершеннолетним, приходится возвращаться к папам и мамам, ведущим асоциальный образ жизни, ничего хорошего в этом нет. Без помощи местных властей, руководителей предприятий и сельхозорганизаций, которые в силах помочь молодым людям с «квартирным вопросом», зачастую не обойтись.


Кроме опекунских и приемных семей, упор в области делается на детские дома семейного типа. В 2011 такие открылись в Шумилинском, Чашникском районах. Важное поручение дал председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. В каждом районе необходимо проанализировать ситуацию со строениями, которые не используются. Затем определить, в каких из них после ремонта и реконструкции можно было бы разместить детские дома семейного типа. А вот детских домов–интернатов на Витебщине станет еще меньше. Будущего, по мнению специалистов, у них нет.


Справка «СБ»


Национальная программа демографической безопасности, рассчитанная на 2011 — 2015 годы, подразумевает, что как минимум 80 процентов детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут воспитываться в семьях. Три четверти детских домов–интернатов, работавших в Беларуси еще в 2008–м, закроются. Через четыре года в стране их останется не более 25.


Фото автора.

Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Подходы к воспитанию сирот в каждой стране свои...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика