Семейные ценности. 21.by

Семейные ценности

25.01.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

2 февраля - Сретение Господне у верующих-католиков


Почти без перерыва идет череда зимних праздников. Сама природа крепкими морозами и метелями на некоторое время освобождает людей от полевых работ. Самая пора подумать о доме, о "сямейнiках" от мала до велика. Семья всегда выступала как этнодемографическая основа и один из древнейших социальных институтов. Классическая белорусская семья основана на "узяццi шлюбу", кровнородственных отношениях, общности быта (включая жилище, бюджет) и, конечно, взаимной ответственности за физическое и духовное воспитание детей. С давних времен у нас делалось все необходимое, чтобы дети не росли, "як хмызняк пры дарозе цi пустазелле". Семья испокон веков была первым звеном в системе "род - община", где формировались будущие носители и потребители традиционной белорусской культуры. И именно семья у нас удерживала внимание к народным обрядам и обычаям.


Сохранялся и сохраняется интерес к приготовлению особых, "наших", "своих", а иногда и только семейных блюд по рецептам, что передаются от бабушки внучке. Кстати, в народной традиции как раз бабушка подскажет внукам что-то очень важное, вспомнит необыкновенную историю из жизни семьи. У нас всегда старались привить детям внимательное отношение к старшим. Значительную роль здесь играли религиозные посты, во время которых главное - духовное начало, внутренняя дисциплина и наказ старших: "Глядзi, дзiцятка, каб на цябе людзi злосцi не мелi".


В семье существует своя структура: родители, дети, муж, жена... В Беларуси прежде часто жили так называемыми неразделенными семьями, когда объединялись вместе и вели хозяйство несколько родственных семейных пар. Традиционно такие семьи делились на "бацькоўскiя" (вместе с родителями проживали двое или даже больше женатых сыновей) - здесь главенствовала свекровь и невестки полностью подчинялись ей, и "брацкiя" (семьи нескольких женатых братьев), где главной становилась жена старшего брата. До конца ХIХ и начала ХХ века в деревнях в большинстве случаев жили именно неразделенными семьями. Вообще, вплоть до 40-х годов XX века у нас сохранялось очень "родственное", но при этом совершенно официальное обращение к людям старшего возраста, даже незнакомым: "цёця" и "дзядзя". И встретив одного из первых лиц Беларуси, говорили так: "Здароў быў, дзядзька Чарвякоў". Позже вместе с различными социально-экономическими изменениями трансформировался и состав семьи: она уже перестала быть такой многоступенчатой, в нее обычно включалась только одна женатая пара и младшее поколение - дети. Менялось положение женщины, в жизнь которой входили учеба, работа в самых различных сферах, дававшие ей возможность быть практически независимой. Ну а сейчас наши семьи становятся и вовсе "малогабаритными". Долгое время сохранялась добрая традиция забирать на зиму из деревень старых родителей и одиноких тетушек. Бабушка и обед приготовит, и за внуками приглядит. А ее добросердечие и участие полностью перекроют возможные бытовые и мелкие жилищные сложности, ведь, пока есть родители, мы все еще сыновья и дочки. И только с уходом наших старших становимся "крайними" и спиной ощущаем это.


Наш колорит!


"Цёця" - персонаж белорусской мифологии, богиня лета. Была известна не во всех губерниях Белоруссии. Представляли ее привлекательной, полной, "мажнай" женщиной, голова которой украшена колосьями, а в руках - плоды.

Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Календарь и традиции
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика