Жаль, не сберегли. 21.by

Жаль, не сберегли

06.03.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Месяц назад в Гомеле на реке вспыхнул дебаркадер ("На Соже сгорела плавучая пристань", "СБ" за 29 января). Примчавшиеся спасатели залили то немногое, что от него осталось. Сегодня вмерзший в лед корпус сооружения представляет собой жалкое зрелище. И мало кто узнает в этих остатках одного из красавцев, которые когда-то стояли в грузовом порту, встречали пассажирские теплоходы, украшали открытки, вдохновляли художников.


Жаль, но пожар закрыл для Гомельской области эпоху бетонных дебаркадеров с деревянной надстройкой. Когда-то они красовались у берегов, притягивали взгляды и объективы. Фактически представляли собой редкую форму деревянной архитектуры. Многие гости запомнили Гомель именно по дебаркадеру речного вокзала.


Постепенно этот уникальный флот вымер, не найдя себе применения. Бетонные корпуса еще плавают кое-где. Их-то на лом не порежешь. А последняя надстройка исчезла в том самом пожаре.


Между тем дебаркадер железобетонный ДЖ-7, перед гибелью успевший попасть в сводку новостей, достоин того, чтобы вспомнить о нем особо. Не все кирпичные дома столько используются, сколько прослужило это судно. В некотором смысле - историческое сооружение. Старше Светлогорска, во всяком случае. Построен в 1957 году в Шатилках на верфи - теперь мало кто помнит, что такая была. Только через 4 года на этом месте был основан город химиков. Большую часть жизни этот дебаркадер проработал в Гомельском грузовом порту. На втором этаже надстройки располагалась диспетчерская, из которой координировалось движение десятков буксиров. В других помещениях - гостиница для плавсостава, библиотека, склады белья. В навигацию мозговой центр флота не пустовал ни днем, ни ночью.


Последние годы ДЖ-7 выдались сложными. Когда грузовой флот начал сдавать позиции, дебаркадер передали в безвозмездное пользование ОСВОДу. Но и там стареющее судно со множеством помещений особо не пригодилось - только загораживало обзор. Перетащили в затон на окраине города. А в конце 2008 года судно продали частной фирме. За сколько, в "Гомельоблимуществе" не говорят: коммерческая тайна. Но заверили, что деньги в бюджет перечислены вовремя и полностью.


Замечу, новые владельцы с этим приобретением нахлебались горя. Хотя изначально намеревались создать ресторан на воде, другие модные увеселительные штуки. "Старичок" то тонул, то, оторвавшись от берега, отправлялся в свободное плавание. Поймали, привязали обратно... В конце концов этот бизнес-проект прогорел. Причем - буквально.


Недавно в корпункт обратился Анатолий Юрчук, назвавшийся директором судоходной компании "Гомель". Говорит, что ДЖ-7 еще в 2005-м обещали отдать ему, показывает документы. Тогда, мол, судьба дебаркадера сложилась бы иначе - планировал отбуксировать в Киев, сделать гостиницу для религиозных паломников. Почему не отдали - без суда и следствия не разобраться. Но в суд предприниматель, владеющий несколькими старыми баржами и их обрезками, не идет.


...Сегодня сгоревший дебаркадер стоит, накренившись в затоне Сожа. Частично - в воде, частично - на грунте. Груды горелого дерева и ржавого металла с надстройки валяются на льду и берегу. Хозяином всего этого богатства числится фирма "Миледи-трэйдинг", следов которой я не нашел ни в одной справочной. Чудом отыскал мобильник хозяйки. Она честно призналась: что дальше делать с остатками дебаркадера, не знает. Пообещала, что порядок наведет до ледохода - весной горелые доски по реке не поплывут, железо на дно не осядет...


Сегодня это судно интересует в основном экологов. Когда начнется ледоход, дергаться будет поздно - не пострадала бы река. В горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды заверили: ситуацию контролируют.


***


История ДЖ-7 - довольно типичная. Похожая судьба постигла многие стоечные суда. Лет 5 назад под Гомелем сгорел похожий дебаркадер, когда-то использовавшийся клубом юных моряков и речников, но потом проданный. Еще раньше продали более крупный дебаркадер ДЖ-1, снесли надстройку...


О ДЖ-1 тоже стоит напомнить отдельно. Это те самые речные ворота Гомеля, которые запомнились всем, кто в течение полувека прибывал в город по Сожу. У фалеристов еще можно найти открытки с видами речного вокзала, он запечатлен и на живописных полотнах. От него в рейсы на Киев уходил не менее легендарный теплоход "Емельян Барыкин". К этому дебаркадеру швартовались крылатые "Полесье" и "Заря".


Давно потерялись следы этих судов. И вообще, мало кто помнит, что до Киева можно добраться по реке. Большинство буксиров отправилось на металлолом, многие рудовозы переплавлены или догнивают в затонах. Но дебаркадер речного вокзала еще в начале 2000-х упорно напоминал о бурном флотском прошлом города...


Гомельский фотохудожник Олег Белоусов не раз использовал речной вокзал в качестве объекта съемки. То, что его больше нет, считает серьезной потерей для имиджа Гомеля:


- Ведь это была настоящая, живая, искренняя городская "фишка"! Вот такие вещи с душой надо сохранять всеми способами. Ведь были даже мысли выставочный зал там организовать... Но мы спохватываемся, когда уже поздно. Может, хоть эта история чему-то научит, заставит оглянуться, задуматься над тем, что еще мы можем потерять.


Говорят, у нынешнего владельца есть планы по возрождению судна - хотя бы в качестве развлекательного объекта. Хочется в это верить...


Фото автора.

Автор публикации: Андрей НОВИКОВ

 
Теги: Новости, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Месяц назад в Гомеле на реке вспыхнул дебаркадер...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика