Путь из греков в варяги, или С чего начинается Родина. 21.by

Путь из греков в варяги, или С чего начинается Родина

03.05.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Книга «Земля могилевская», о которой пойдет речь, вышла в прошлом году, но осталась практически незамеченной широкой публикой. Причина банальна: в выходных данных она обозначена как «представительское издание». Иными словами - витринно-рекламное. Значительная часть тиража разъехалась по городам и весям вместе с почетными гостями республиканского фестиваля-ярмарки «Дожинки-2012» в Горках. Остальные благополучно осели на верхних полках книжных магазинов, отпугивая потенциальных читателей ценой - более 300 тысяч рублей. Между тем книга заслуживает отдельного интереса. И не только в связи с красочным оформлением и отличной полиграфией.

В последнее десятилетие на Могилевщине увидел свет ряд различных изданий представительского характера. В основном это красочные фотоальбомы по области и отдельным районам с текстовым сопровождением - исторической и краеведческой информацией. История Могилевщины предстает в «транзитном» исполнении в соответствии с укоренившейся традицией в науке и публицистике.

Известный каждому школьнику образ древнего пути «из варяг в греки» вольно или невольно стал моделью восприятия массовым сознанием отечественной истории. События прошлого выстроены преимущественно под знаком борьбы воинственных, но диковатых «варягов»-северян с цивилизованными и богатыми «греками»-южанами. Неважно, в конечном счете, чей щит оказался прибитым к «вратам Царьграда» или чьи «месточтимые» языческие идолы были повергнуты в воды Днепра под натиском «греческой веры». Главное то, что образ родной земли формировался под знаком завоеваний, как поле сражений, столкновений чужих интересов и амбиций. Земля - территория, люди, на ней обитающие, - население... А народ с его чаяниями и надеждами, Родина как источник народного духа терялись под нагромождением военно-политических страстей.

Образно говоря, это история - как дорога с односторонним движением. Которая, чтобы стать настоящей дорогой, должна обрести и обратное направление - «из греков в варяги». И в этом смысле стать путем народа - его движением во времени к сокровенной мечте.
Книга «Земля могилевская» - первое издание нового типа среди публикаций, рассчитанных на массового читателя. Ее новизна именно в отчетливо представленном историческом пути Приднепровского края, его вкладе в обретение нынешней социально-политической субъектности Республики Беларусь, его значении в судьбе народа.

Настоящие заметки - не рецензия и не имеют целью выявление недостатков. Наша задача в другом - отметить главные достоинства, которые позволяют говорить о принципиальном повороте в отношении к представительской, научно-популярной литературе.
На первый взгляд, исходный материал уже знаком непредвзятому читателю. Знаменательные события, выдающиеся люди, памятные места... Вполне традиционны и основные разделы: Приднепровский край в средневековье, в составе Российской империи, советский период развития области.

Но уже беглое знакомство с их содержанием оставляет новое, непривычное впечатление. Прежде всего отсутствием комплекса провинциализма, которым в разной степени поражены многие местные издания.

Обозначив основные этапы истории, автор решительно отходит от хронологического порядка изложения. В центре повествования оказываются события культурной жизни и люди, которые непосредственно с ними связаны. Это касается прежде всего Могилева, который в разные эпохи играл ключевую роль для судеб государств и европейской истории в целом. Так происходило в годы рацвета Великого княжества Литовского, в конце 18-го века, в годы Первой мировой войны, в начале Великой Отечественной войны.

Особенно важно то, что эти повороты судьбы - не стечение обстоятельств, игра случайных сил. Их источник здесь, на могилевской земле. Самые разные подтверждения мы находим в книге: в упорной борьбе могилевцев против феодального самоуправства за магдебургское право и в эпизодах восстания Стахора Митковича, в судьбе авантюриста и гуляки Зорича, который стал видной фигурой истории России благодаря своим культурным начинаниям на днепровских берегах, в связанных с Могилевом страницах биографии С.Есенина, встретившего здесь свою любовь.

Мы отдаем должное многолетней связи с Могилевщиной Константина Симонова, который, по его признанию, в начале Великой Отечественной войны именно здесь, в Могилеве, обрел веру в победу над фашизмом. Одновременно мы понимаем, что это не только эпизод биографии писателя, но и часть биографии нашей земли, ее людей, достойных этой веры.

Есть несколько причин этого нового ощущения от прикосновения к прошлому, которое формирует книга. Прежде всего, это множество новой информации, существенно меняющей картину жизни Приднепровского края. Так, Мстиславль, традиционно представленный в общественном сознании своими храмами и монастырями, ролью форпоста в литовско-российском пограничье, на страницах книги приобретает значение центра культуры европейского масштаба. В хозяйственной жизни - оригинальной системой мер и весов: мстиславские бочка, локоть и сажень, а также пуд и фунт. В идейно-духовной - особым накалом борьбы в период насильственного обращения в униатство, что стало предметом особого внимания Вольтера.

Таких свидетельств в книге множество. Идет ли речь о пребывании на Могилевщине Петра I и будущей императрицы Екатерины I, Ермака Тимофеевича, царской семьи, Деникина, Корнилова, Керенского и других знаковых фигур начала XX века - во всем прослеживается судьбоносная нить. Она не только ведет из прошлого в настоящее, но и во многом позволяет предвосхитить будущее.
Эта связь времен, историческая эстафета поколений - наиболее замечательная особенность «Земли могилевской», которая звучит весьма актуально для молодого белорусского государства.

Например, «окно в Европу», прорубленное в XVIII веке на северном «чердаке» и в южном «подвале» российского дома. Чем оно стало для обитателей края, расположенного в центре Европы? А взять бурное развитие железных дорог, соединивших порты северных и южных морей со столицами империи? Читая книгу, мы отчетливо видим за этими тектоническими переменами не только перекройку карт и границ, но и судеб народов, угасание центров жизни, превращение их в пограничные рубежи, в захолустья. Или, напротив, в ресурс развития новых центров.

За нынешними транспортными проблемами Могилева, ориентированного вдоль железной дороги в меридиональном направлении, или некогда безвестной деревеньки Осиповичи, ставшей своеобразными столичными воротами для региона, встают не только текущие задачи совершенствования местной инфраструктуры. За ними - главные направления развития страны в целом, ее логистики. Прежде всего, возвращение Приднепровскому краю и, в частности, Могилеву исторической миссии - быть «мостом» между Востоком и Западом, которая оказалась востребованной в современных условиях.

Не случайно одна из главных тем книги - идея возрождения. Возрождения всего лучшего на земле, в поселениях, в людях, что обретено на протяжении драматической истории. Это не просто призыв, а констатация процесса, идущего повсеместно. Где-то отдельные события и проекты: Барколабовский монастырь и Буйничи, Пустынки и Жиличи... А рядом целые социально-культурные программы: Шкловское, Бобруйское, Горецкое, Дрибинское «возрождения», для которых кампания «Дожинок» стала лишь стартовым импульсом восстановления национальной гордости, утверждения народного духа. На очереди - Быховское, Кричевское, Мстиславское «возрождения» как этапы обретения культурной идентичности Приднепровья в белорусском государстве.

Идея возрождения в суверенной Беларуси стала одной из ключевых. Возрождение земли, хозяйства, культуры, искусства, семейных ценностей... Исторической памяти, наконец. Но во имя чего? Этот вопрос ставит автор книги. И дает на него свой ответ: ради возрождения души человеческой, укрепления духа сограждан и их потомков. Поэтому лейтмотив содержания книги - возрождение святынь. Идет ли речь о восстановлении храмов и монастырей, памятников истории, в основе всего - народные святыни, с которыми связывали свои надежды и мечты о лучшем будущем, во что верили, ради чего трудились и часто жертвовали жизнью многие поколения земляков.

Могилевщина - поистине святая земля. В самом прямом смысле - излучающая свет. Причем не только для родившихся здесь, но и для тех, кто оказался на ней по воле судьбы. Государственные деятели и полководцы, композиторы и художники, выдающиеся ученые и просветители обретали здесь веру в справедливость, находили свой жизненный путь.

Свидетельства этому внимательный читатель обнаружит практически на каждой странице. В частности, в судьбе наиболее почитаемых в стране икон - Барколабовской, Белыничской, Мстиславской. Свет этот распространился далее через деятельность монастырей, возникших в местах их обретения. Монастыри становились центрами книгоиздания, образования, социального призрения, основывали госпитали для неимущих, богадельни, школы и коллегиумы, активно развивали культурное земледелие и селекционную работу.
Благотворный свет этих «звезд» в книге ощущается повсеместно. Во всем прослеживается созидательная «эстафета» огня, зажженного от древних святынь. Святынь, которые и символизируют другой вектор отечественной истории - «из греков в варяги». Как будто его проложили те чудодейственные иконы, которые, согласно преданию, волшебным образом приплыли с низовьев Днепра против течения, чтобы освятить могилевскую землю.

В этом смысле «святыни» - не просто фигура речи. Они - источники спасения. Спасения физического - когда исцеляли людей и защищали от напастей, и духовного - когда просвещали и направляли их силы во благо Отечества.

У этого принципиально нового эффекта, характеризующего книгу «Земля могилевская», несколько слагаемых. Прежде всего, объективная потребность в обосновании права народа «людзьмі звацца», которую испытывает молодое суверенное государство. Есть и настойчивое желание в утверждении, глубоком укоренении в сознании сограждан национальной идеи - построение сильной и процветающей Беларуси. Но далеко не каждая попытка совместить желания с возможностями завершается успехом.

«Земля могилевская» - тот счастливый случай, когда совпадают потребность, желание и способность их соединить. Автор - Николай Борисенко, известный могилевский историк, создатель и руководитель областного общественного объединения «Могилевский историко-патриотический поисковый клуб «Виккру». Фактически автор поставил перед собой задачу дать убедительный и доступный ответ на сакраментальный вопрос: с чего начинается Родина? И это ему удается. Читая книгу, часто ощущаешь себя участником событий. Во многом потому, что материал в прямом и переносном смысле прошел через руки и сердце автора. Это результат организованных Н. Борисенко экспедиций поисковых отрядов клуба по местам событий Великой Отечественной и Первой мировой войн, сражений 1708 и 1812 года. Следствием поиска стали тысячи имен ранее безвестных участников войны, останки героев и боевые реликвии.

Вместе с автором читатель погружается в живительные струи Пустынской купели или Голубой криницы, прикасается к страницам древних документов или читает выцветшие строки фронтовых донесений. Многие из них впервые стали достоянием исследователей. Необходимо добавить, что дизайн книги, подбор иллюстраций осуществил фотохудожник Геннадий Карчевский, автор многих помещенных в ней фотоснимков.

Мы испытываем священный трепет от сопричастности к истории Отечества, получаем осязаемый ответ на вопрос: с чего начинается Родина? Вместе с ним возникает осознание собственной ответственности за ее настоящее и будущее.
Иными словами, «Земля могилевская», по сути, - первая книга патриота. Она может быть широко востребована разными людьми в разных ситуациях. Поэтому завершить эти заметки хочу пожеланием: книга «Земля могилевская» должна получить вторую жизнь - массовое, доступное по цене издание, которое станет достоянием семей, школ, учреждений культуры.

Владимир Якубовский

 
Теги: знакомства, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Книга «Земля могилевская», о которой пойдет речь, вышла в прошлом году, но осталась практически незамеченной широкой публикой. Причина банальна: в выходных данных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика