В Бресте есть библия возрастом 450 лет.. 21.by

В Бресте есть библия возрастом 450 лет.

05.06.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В мире сохранилось 40 экземпляров Брестской, или Радзивилловской, Библии. В Беларуси — один, в неполном объеме. В Бресте — только книга, воссозданная в 2003 году. Как исправить столь досадную ситуацию и каким должен быть... диаметр праздничного торта к 450–летию Брестской Библии? Ответы на эти вопросы искали ученые из Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии и Польши. В Бресте. В Брестской крепости. Так часто слова «уникальный» и «сенсация», уверена, никогда не звучали в конференц–зале мемориального комплекса.


Эта Библия — на польском. Тогда — языке восточноевропейских кальвинистов. 738 страниц и 14 гравюр. Мастерски исполнены заставки, виньетки, заглавные буквы. Есть комментарии к тексту на полях. Гравюры «Потоп», «Колена Израилевы», «Фонтан» считаются шедеврами графики XVI века.


Мы восхищаемся. Значит, не зря староста берестейский князь Николай Радзивилл Черный платил лучшим в Европе художникам и переводчикам.


Библия — символ Бреста. Наряду с Брестской унией, Брестским миром. Брестской крепостью. На ее нынешней территории некогда стояла типография, где отпечатали Ветхий и Новый Заветы. Но почему книга появилась здесь? Есть мнение: она просто не могла быть издана в католической Польше. Только в ВКЛ, где неконфликтно сосуществовали разные конфессии.


Международный «круглый стол» к юбилею издания организовала Брестская областная библиотека. Команда под руководством директора Тамары Динилюк мастерски возвращает утерянное наследие. Уже несколько лет проводит конференцию «Берестейские книгосборы» с участием ученых из разных стран. Да, книги возвращаются в виртуальном виде. Фолианты никто пока не отдает. Но в планах — выкупить экземпляр Брестской Библии, который оценивается приблизительно в 30 тысяч долларов.


Не раз мне довелось слышать, что никогда с момента издания Брестской Библии ее так детально не исследовали. Как книгу. Как памятник истории. Ее иллюстрации, шрифты. Влияние на другие издания Библии. С дискуссиями на столь высоком интеллектуальном уровне.


Заместитель директора Брестской областной библиотеки Алла Мяснянкина обещает: будет издан сборник докладов. Он должен стать — ни много ни мало — научной сенсацией. Мнению библиотекарей я охотно верю.


Научно открывали не только Библию. Зал «взорвал» доклад заведующего кафедрой Брестского технического университета Анатолия Гладыщука. Физик давно увлекается лирикой — историческими исследованиями. Он принес ветки береста (по легенде Берестье — от слова «берест») и аргументированно заявил: первое документальное упоминание о городе — 1017–й, а не 1019–й...


Брест — город богоспасаемый. Так принято называть поселения, где когда–нибудь издавалась Библия. Я впервые слышала подобное определение — из уст доктора исторических наук из Украины Леонида Тимошенко.


Что ж, так и есть. Может, во спасение исторической правды юбилей города компромиссно отмечать два года? Впрочем, один брестский ремесленник опередил официальное мнение и в дни научного форума в крепости предлагал всем желающим собственноручно отчеканить памятные солиды и медали к тысячелетию. Попробовала. Понравилось.


Эти монеты–магнитики можно повесить на холодильник. А вот бронзовые медали в честь юбилея книжного фолианта надлежит хранить как нумизматическую редкость. Их всего полсотни. Изготовлены художником–эмальером Николаем Кузьмичом, воссоздавшим Крест Евфросинии Полоцкой. Участникам «круглого стола» автор вручил медали лично. Первый экземпляр — Брестской областной библиотеке, второй — Национальной библиотеке Беларуси...


На реверсе — имя фундатора: Николай Радзивилл Черный. Ученые добавили: князь — не только спонсор, он — идейный вдохновитель издания. Он хотел сделать город центром протестантизма. Берестейский староста умер 29 мая 1565 года. Так получилось, что 29 мая во время «круглого стола» дата всплыла. Случайно. Планируя форум, на нее не ориентировались. Бывают же такие совпадения...


Нет, жаль, в Бресте улицы Радзивилла. Но на памятнике тысячелетия города стоит его фигура. А вот память о брестском первопечатнике Бернарде Ваявудке не увековечена. Досадно.


Ну и о диаметре торта к юбилею Брестской Библии, наконец. Заведующий отделом редких книг Российской национальной библиотеки Николай Николаев столь загадочно назвал свой доклад. Ответ из уст ученого и давнего друга Бреста мы услышали философский: чем больше диаметр торта, тем больше познанного и... непознанного в истории Брестской Библии.


«Круглый стол» завершился. А работы для исследователей, получается, прибавилось.

 

Советская Белоруссия №101 (24238). Среда, 5 июня 2013 года.

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика