Украинские челноки вывозят продукцию брестской "молочки". 21.by

Украинские челноки вывозят продукцию брестской "молочки"

16.10.2013 12:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Несколько недель назад "Заря" уже поднимала тему нехватки сливочного масла в некоторых брестских магазинах. В дальнейшем, изучая ситуацию, журналисты неожиданно обнаружили след исчезающей с прилавков продукции на станции "Брест-Полесский".

Чтобы проследить, кто и куда вывозит продукцию молочных предприятий Брестчины, корреспондент "Зари" пятничным вечером начал свой путь с магазина "Евроопт", что на Варшавке, а затем проехался поездом до Ковеля с "челноками".

Бухучет на парапете

Итак, пятница, семь вечера, "Евроопт". Сразу стоит отметить, что "челноков" в сравнении с обычными покупателями не так уж много, поэтому в торговом зале их заметить трудно. Зато легко услышать возмущение продавцов молочного отдела.

- Этого сорта сметаны скоро уже на складе не будет, - говорит девушка своей коллеге. - Всё вывозят!
В самом магазине украинцев видно по тележкам, груженым сыром, маслом, йогуртом и другими продуктами. На выходе они собираются в небольшие стайки. Прямо у входа в магазин, на парапете сидит женщина и что-то усердно записывает в блокнот. Завожу с ней разговор. Через пару минут выясняется: в Ковель едет целая группа, человек пять. Это близкие родственники. Товар закупают из общей кассы, раскидывают на всех поровну. Женщина ведет бухгалтерский учет. Все по старинке: блокнот и калькулятор. В записной книжке значится примерно следующее: Вася - 50 пачек майонеза… Далее - цена в белорусских и украинских. Все подотчетно, ибо, как выяснилось, навар с этих вояжей у них не такой уж и большой.


Начало девятого - пора собираться в дорогу. Поезд, идущий в сторону Украины, отправляется с вокзала в 20.48. Те, кто затарился в "Евроопте", вереницей идут на станцию Брест-Западный, что за "Варшавским" рынком. Впрочем, это не единственный путь. Кто-то садится на Центральном, часть - на Полесском, а некоторые даже на станции Брест "Южный". Все зависит от того, в каком магазине куплен товар.

Один к десяти

К станции "Мухавец" поезд уже забит. Свободных мест практически нет. Люди здесь едут разные: от студентов, возвращающихся домой на выходные, до строителей из Малориты, которым дизели на Брест и обратно так же привычны, как троллейбус "единица" для брестчан, живущих в микрорайоне "Восток". Тех же, кто везет товар в Украину, не спутаешь ни с кем.

Первым делом "челноки" забивают тамбуры. В каждом стоит по три-четыре тележки для ручной клади. Те самые, старые, советские, которые придумали еще до того, как изобрели сумку на колесиках. "Челноки", как водится, конструкцию умело дорабатывают, приваривая к ней дополнительные элементы, чтобы выдержала больше. На них и ставят коробки с товаром, перемотанные скотчем. Сверху груз может быть накрыт покрывалом, а на покрывале будут стоять еще несколько тюков общей высотой метра в полтора-два. Все это сильно напоминает Пизанскую башню в миниатюре, посему один представитель от делегации обязательно находится в тамбуре и охраняет товар от внезапного падения.

- Сегодня "челноков" много едет, - делится впечатлениями билетный кассир поезда Александра Олесюк. - Человек 50, не меньше, а в будни их 15 - 20. В основном ведут себя тихо, даже если выпьют. Только никак не уяснят, что в пригородных поездах курить нельзя.

Всего же в поезде, по словам Александры, ехало где-то 500 человек, так что "челноки" составляли лишь десятую часть. Правда, об объемах перевозимого товара оставалось только догадываться. Чуть позже приоткрылась и эта завеса, но сначала нужно было пройти границу…


Второй "Евроопт"

Поезд остановился на станции Хотислав. Это последний белорусский населенный пункт, дальше - украинское Заболотье. Днем поезда курсируют прямо туда, но вечером схема меняется: наш дизель едет до Хотислава, куда приезжает поезд прямо из Ковеля. Таким образом, тех, кто едет в Украину, белорусские пограничники досматривают уже в ковельском дизеле.

Ажиотаж начинается с момента, когда поезда одновременно открывают двери и "челноки", сломя голову, ломятся из одних вагонов в другие, дабы занять наиболее удобные места.

Давясь и распихивая друг друга, люди постепенно усаживались на сиденья, распределяя товар по вагону. Прыти некоторых я даже изумился. К примеру, одна семейная пара, Тарас и Ольга, сделали порядка пяти перебежек из одного поезда в другой, перебрасывая коробки с продуктами. Казалось, они везут с собой целый ларек. При этом всю поклажу ребята умудрились сложить так, что другим пассажирам это как минимум не мешало.

- У вас тут в поезде второй "Евроопт" можно открывать, - язвит пограничник, проверяющий паспорта.

- Из "Евроопта" как раз ничего нет, - отвечает Тарас.

- Конечно нет, вы ж его весь сюда вывезли, - улыбается пограничник.

Смех смехом, но объемы вывозимого действительно впечатляют. К примеру, рядом со мной сидела женщина. Сверху на ее тележке стояла коробка с 12 банками сметаны Брест-Литовск. Всего в полуприкрытой поклаже я насчитал около 20 таких коробок… И это далеко не предел. Тот же Тарас, к примеру, таким образом, вывозит куда больше продуктов.

- Мы так работаем уже четыре года, - говорит он. - Везем то, что пользуется спросом: йогурты, сыры, творог, сгущенку, сметану… Покупаем не в магазинах, а у ваших оптовиков. А у нас распространяем по знакомым частникам, которые, в свою очередь, из-под полы продают своим же клиентам. В итоге в магазине официально на белорусские товары накрутка 30% от вашей стоимости, а на "левую" продукцию - 12%. Так что у нас навар не очень большой. С одной пачки масла - ваша тысяча рублей. Правда, я могу вывезти до 1,5 тысячи пачек. В общем, с поездки 100 баксов выходит, а ездим мы где-то 10 дней в месяц.

После этого разговора становится ясно, почему в магазинах, расположенных недалеко от железной дороги, с "молочкой" бывает напряженка…

Самое интересное ждало на украинской границе. Контроль пассажиры проходят в том же Заболотье, где украинские пограничники и таможенники усердно ищут "левый" товар. Как говорят в народе, ежу понятно, что такими партиями ввозить в страну пищевую продукцию нельзя. Но местные стражи границы смотрят на это весьма лояльно... По сути, тонны нашей продукции свободно проходят границу без всякой растаможки. Именно поэтому Тарас с супругой и возят товар дизелями.


Двойной стандарт

В Ковель поезд прибывает в два часа ночи. Большинство челноков тут же пересаживаются на Киевский, пассажирский и едут дальше. Тарас, например, в родном Ровно окажется только в 9 утра. Те же, кто вез "молочку" в Ковель, отправляются по домам. Утром часть из них, как и Тарас, отправится по своим клиентам, вторая половина - на местный рынок. Я же коротал до утра время в местной гостинице.

К слову, тем, кто решит ехать в Ковель ночью, следует заранее запастись гривнами, ибо обменников тут нет, что меня весьма "обрадовало". За помощью пришлось обращаться к местному таксисту, который за 50 гривен (1 гривна = 1100 бел. руб.) вывез меня на заправку Львовской трассы, где валютчики работают круглосуточно. Номер в гостинице обошелся в 180 гривен, правда, ни отопления, ни горячей воды там не было, что еще раз дало повод с теплотой вспомнить о Бресте, где затопили еще в конце сентября.

А утром я отправился на рынок. Белорусские товары лежат на прилавках сразу у входа. Самого молока, что характерно, нет. Зато массово лежат сыры, в основном березовские, сгущенка, йогурты, масло, сметана. Цены на порядок выше, чем у нас. Сметана "Ляховичок" 400 граммов 20% жирности - 13 гривен, банка сгущенки - 12 гривен, пол-литровый "Активил" - 10 гривен, 180-граммовая пачка масла 72,6% - 12 гривен, 400 граммов 15% сметаны "Савушкин продукт" - 11 гривен.

Кстати, местная "молочка", что лежит на прилавках в магазинах, стоит примерно столько же, а в некоторых случаях и дешевле, но продавцы говорят: на белорусское спрос выше, ибо у нас, по мнению местного населения, сохранились советские ГОСТы, а значит качество лучше.

- Мне кажется, это в большей степени слухи, - говорит директор рынка Петр Сорока. - Да, у вас в Беларуси молочка вкусная, согласен. Когда я у родни там бываю, покупаю, мне нравится. Но Волынь - агропромышленная область, так что у нас своя продукция ничуть не хуже. Во многом за счет того, что есть много фирм-производителей, которые конкурируют друг с другом. В этих условиях ты обязан сделать лучше, чем у соседа, иначе у тебя просто не купят. А оценить качество белорусской продукции, которой торгуют у нас из-под полы вообще нельзя. Она не проходит ветеринарный контроль, не получает у нас сертификат. За это надо платить, но провезти подпольно ведь проще…

Кстати, в ковельских магазинах, равно как и на официальных торговых точках местного базара, белорусские товары не встретишь. Контролеры рынка лишь пожали плечами, мол, вся белорусская продукция - это контрабанда, с которой они нещадно борются… И как только я от них вышел, проходившая мимо старушка тут же предложила мне купить нашу сметану, прямо с тележки. Так-то!

Вот такая стихийная торговля. Пока похоже, никакие меры ее не останавливают. Иной раз кажется, что если отменить сам дизель в Украину, то "челноки" поедут на дрезинах. А с учетом того, что и белорусские "челноки" то и дело наведываются в Украину за дешевой одеждой, наверное, настало время решать эту проблему так, чтобы люди, желающие торговать, могли делать это легально, принося при этом какие-то деньги в государственную казну.


P.S.

За один рейс украинский "челнок" может вывезти из Бреста до 1,5 тысячи пачек масла. Вечером в пятницу таких торговцев в дизеле едет порядка 50 человек…

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За один рейс украинский челнок может вывезти из Бреста до 1,5 тысячи пачек масла.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика