Электронная доска, вместо книжек - планшет. Репортаж с урока единственного в Беларуси смарт-класса. 21.by

Электронная доска, вместо книжек - планшет. Репортаж с урока единственного в Беларуси смарт-класса

29.05.2015 20:55 — Новости Общества | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Tut.by

Тачскрин вместо школьной доски, на партах – планшеты, решение задач отправляют учителю по электронной почте. В последние дни учебного года мы побывали в единственной в Беларуси гимназии со смарт-классами. Здесь детей готовят к жизни в окружении информационных технологий.



5 класс. Дети все вместе могут писать на доске, не вставая с мест

Мы пришли на урок математики в 5 класс гимназии №10 Минска. У каждого из ребят на столе лежит свой планшетный компьютер.

Начинается урок с обычных вопросов по пройденному за год материалу. Пятиклассники вспоминают виды текстовых задач на совместную работу и на движение и формулы для расчета значений. Да-да, именно формулы, как в физике. "Чтобы узнать объем сделанной работы, надо производительность умножить на время работы", – отскакивает от зубов у Паши.

"В математике сейчас как решают задачи? Сначала составляют физическую модель (совсем как формула в физике. – TUT.BY), только потом решают задачу, подставляя данные из условия", – поясняет учитель.


Учитель математики Илона Белахонова пришла на работу гимназию №10 Минска сразу после окончания университета и работает здесь четвертый год. По образованию она математик и информатик. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Условия берут со своего сайта, который называется "Смарт-класс". Сайт для занятий сделала сама Илона Белахонова на бесплатной платформе для создания сайтов.

"Там три задачи, после каждой я оставила пустую страничку. К каждой задаче нужно составить физическую модель. Кто успеет – составит три модели".

Решать задачу на движение катера "к доске" зовут Лешу. Правда, вместо доски в этом классе стоит сенсорный мультиборд – такой огромный планшет.




"Это шеститочечный мультитач-дисплей (на шесть точек касания одновременно. – TUT.BY): шесть учеников могут выйти к нему и "писать" вместе, – рассказывает учитель. – При этом своими действиями ребята не будут мешать друг другу". Сразу трое к доске выходят часто.

Мультиборд и компьютер учителя связаны с планшетными компьютерами всех 26 учеников класса. Дети могут поднимать руку простым касанием. То есть ребенок у себя на планшете нажимает "кнопку", и учитель видит всех желающих ответить.




"Я могу транслировать решение конкретного ребенка остальным или на большой экран, могу запретить им "писать" на своих планшетах, а могу всем разрешить исправлять ошибки на мультиборде", – рассказывает Илона Белахонова. Любой ребенок тоже может вводить данные на электронной доске, не вставая со своего места. "Я блокирую доступ к мультиборду для всех и даю одному ученику право "писать" на нем".

Вся система работает по беспроводному интернету (Wi-Fi). Специально для этого класса приобретали мощную "точку", говорит учитель.




Но сегодня с интернетом нелады: у троих учеников сайт не грузится. "Может быть, проблема на сервере". Учитель решает не звать системного администратора: "У кого сегодня такое случилось, выполняйте задания на листочке".

Неурядицы приучают детей к неидеальным условиям. "Отрубленные" от интернета дети из смарт-класса не выпадают из учебного процесса.




Леша у доски открывает файл с готовыми инструментами: стрелками, формулами, картинками. И составляет из них физическую модель для решения задачи.

Ребенку не нужно брать в руки мел и линейку. Ученикам на таком занятии не понадобятся ни циркуль, ни транспортир. Из готовых инструментов в электронном виде рисунок делается за считанные секунды.

"Они, конечно, приносили на занятия линейки-транспортиры, потому что нужно руками все прочувствовать, – рассказывает Илона Юрьевна. – А когда мы научились чертить, зачем делать это, как в прошлом веке? На планшет устанавливается приложения, которые определит и диаметр окружности, и градус угла. Все это сильно экономит время".

В готовую физическую модель Леша подставляет значения из условия задачи.




Решение задачи загружают в PowerPoint, программу для подготовки презентаций.

"Можно было делать все и в "ворде", – говорит учитель. – Но я хочу, чтобы решение задачи было красиво оформлено".

Последний шаг для Леши и всех остальных ребят – отправить презентацию с решением задачи учителю по электронной почте.

"Дети, не ленимся. Учеба, конечно, подошла к концу. Но вдруг оценка за четверть понизится или повысится – такое тоже может быть!" – подбадривает ребят учитель.

В конце урока дети проходят тест на обучающей платформе Moodle. Moodle – веб-приложение, на котором можно создать свой сайт для онлайн-обучения. Каждый ученик "заходит" на свою страницу и там выполняет тест.

Домашнее задание дети получат в виде электронной рассылки. Правда, и дневники у этих ребят есть.


Оборудование закупали за родительские деньги. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Обычно за планшетными компьютерами дети проводят только 25 из 45 минут урока. "Сегодня нам просто хотелось показать вам большее", – отмечает учитель. Заниматься дольше отведенного времени – нагрузка на зрение. Поэтому половину урока дети пишут в тетради. И учитель проверяет домашние задания как в тетрадях, так и в электронной форме.

На планшетах дети чаще всего делают тесты и открывают электронные учебники.

Смарт-классу, в отличие от других, почти на всех уроках учителя разрешают пользоваться учебниками в электронном виде. Поэтому в портфелях этих детей лежит планшет и всего несколько книг – на случай, если девайс разрядится.




Уже сегодня учителя видят: их проект приносит плоды. "Этот класс на порядок выше остальных, – говорит Илона Белахонова. Недавно ребята участвовали в международной олимпиаде по математике. 12 человек из класса – призеры. Есть первые, вторые и третьи места. В олимпиаде все проходило дистанционно: регистрация, оплата и выполнение самих заданий. На недавней городской олимпиаде "В мире математике" среди команд учебных заведений Московского района смарт-класс занял первое место.

Уже сейчас – робототехника, с 6 класса – программирование

Со специальной интерактивной электронной системой 5-й смарт-класс работает только на занятиях математики и физики. На других предметах так активно гаджеты не подключают. "Боимся перегрузки", – говорит учитель.

В качестве факультативов у ребят дополнительно идет математика, физика, английский язык и робототехника. Уже в 6 классе к стандартному часу информатики (по обычной школьной программе) у этих детей добавится 1,5 часа факультативного программирования – гимназисты будут учиться создавать сайты.

Кроме того, по всем предметам учителя активно используют возможности дистанционного обучения. Педагоги отбирают и "загружают" в систему Мoodle тренировочные и контрольные тесты, олимпиадные задания и данные для самостоятельного изучения. "Я "забрасываю" на платформу материалы по всем урокам, – говорит Илона Белахонова. – Если ребенок пропустил занятие – может посмотреть презентацию".

Это не единственный смарт-класс в гимназии

Учебный год по смарт-программе оканчивают и … первоклассники. Но они пока с девайсами не знакомятся. Закупка оборудования начнется со второго класса. Пока смарт-малыши, в отличие от обычных гимназистов, дополнительно занимаются математикой и литературным чтением.

"Литературное чтение нужно для того, чтобы дети учились говорить. В перспективе дополнительные занятия по литературному чтению будем вводить и для 6-го смарт-класса: чтобы дети могли не только работать за компьютером, но и объяснить свое решение".




В смарт-классы детей специально отбирали. И "первоклашки", и "пятиклашки" перед началом учебного года проходили специальный тест: первые – на логику, вторые – по математике.

Идея и грант Мингорисполкома

"Какое-то время назад мы задумались, как перейти на новый уровень преподавания, обучения. Мы считаем, что должны внедрять что-то новое, интересное. Нам хочется, чтобы нашу гимназию знали, в ней хотели учиться", – рассказывает Илона Белахонова о том, как создавался проект.

На первом этапе педагоги провели анкетирование среди родителей и детей своей гимназии. Узнали – самый большой интерес есть к математике и физике.




До сих пор профильные направления в 10-й гимназии, как и по всей Беларуси, были только в 10-11 классах.

"Мы решили определить уклон раньше. Ведь и хорошие места на олимпиадах нам нужны не только от десяти-, одиннадцатиклассников. Мы решили отобрать умненьких детей и запустить такой проект с интерактивным изучением физики и математики", – рассказывает учитель.

Позже представители гимназии защитили свой проект перед руководством города, тогда же и получили грант на его развитие.

"Смарт-класс есть только у нас, больше в Беларуси такого нигде нет", – с гордостью говорит Илона Белахонова. С нового учебного года 10-я гимназия наберет еще один пятый и еще один первый смарт-классы. Так, здесь будет учиться уже 4 уникальных класса ребят.

А в 2017 году гимназия №10 Минска станет первой в Беларуси смарт-гимназией.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
А в 2017 году 10 гимназия Минска станет первой в Беларуси смарт-гимназией.
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях



Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика