Как 110 лет назад бизнесмены Беларуси победили кризис и конкурентов: Рождение синдиката. 21.by

Как 110 лет назад бизнесмены Беларуси победили кризис и конкурентов: Рождение синдиката

30.05.2015 21:40 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Ежедневник" начинает серию публикаций, посвященных самой яркой и по сегодняшний день странице в истории белорусского бизнеса – Западному спичечному синдикату.


Иллюстрации с сайта ej.by

Созданное в разгар мирового экономического кризиса объединение помогло белорусским компаниям не только выжить, но и на несколько лет установить контроль над огромной частью рынка Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии.
 

Рождение синдиката

Четвертого июня 1905 года в Минске, в офисе минского отделения Северного банка на Соборной площади рядом с гостиницей "Европа", собрались владельцы крупнейших спичечных фабрик в западной части Российской империи.

В их числе был минский купец Бер Соломонов, собственник самой мощной в Беларуси и входящей в десятку крупнейших в империи спичечных фабрик "Виктория" в Борисове. Ему также принадлежал контрольный пакет мозырского АО спичечной фабрики "Молния", эксплуатировавшего третье по величине спичечное предприятие Беларуси.

Из Пинска в здание на Соборной площади прибыл австрийский подданный Иосиф Гальперин, который являлся собственником второго в белорусских губерниях спичечного производства фабрики "Прогресс-Вулкан".

В офис в тот же день приехали сын влиятельного минского банкира Самуил Лурье, арендовавший борисовскую фабрику "Березина", душа минского бомонда и владелец "Дружины" в Койданово Лейба Стронгин и богатые слонимские лесопромышленники Цодок Дубинбаум и Хонон Штейнберг.
 
Не могло обойтись мероприятие без представителя фабрики "Двина" - одного из старейших спичечных производств в Российской империи. Фабрика размещалась в Двинске - уездном центре Витебской губернии и принадлежала АО промышленных заводов "Двина" Ш. Я. Закса. Главными акционерами общества, в состав которого входили фабрики спичек и спичечной соломки, лесопильный и лесообделочный заводы, мукомольня и круподерня, был местный купец Шлема Закс и его семья.
 
Польскую спичечную промышленность представляли две ченстоховские фирмы, практически полностью контролировавшие рынок Привисленского края, "Закс и Пиш" и "Гелих и Гух". Литовскую - ковенские фабриканты братья Исаак и Абрам Финкельштейны (владельцы фабрики "Этна") и М. Вольперт (фабрика "Балкан").
 
Делегаты 11 крупнейших спичечных производств в западной части Российской империи, а также гостеприимный хозяин этой встречи, управляющий минским отделением Северного банка Евстафий Гальперин, собрались не на праздник.
 
Что же привело их всех сюда? Ведь за одним столом, столом переговоров, уселись непримиримые конкуренты: Лурье и Соломонов, Соломонов и Гальперин, делегаты польских фабрик ...
 
Противоречия между фабрикантами выходили даже за границы Российской империи. Фабрики Соломонова, например, конкурировали с предприятием Шлемы Закса на тендерах Главного управления государственных мануфактур Франции. На них французское правительство закупало осиновую соломку для казенных фабрик: во Франции действовала государственная монополия на производство, импорт и продажу спичек. Практически все необходимые казне объемы поставлялись фабриками из России. Выиграть заказ на bois de tremle pour allumettes (так на таможне по-французски классифицировали соломку) считалось выгодным делом и за него ожесточенно боролись.
 
Иллюстрации с сайта ej.by

Но тогда, в начале лета 1905-го, всего немногим с месяц после катастрофы 2- го Тихоокеанского флота под Цусимой и за неделю до того, как восстанет броненосец "Князь Потемкин Таврический", собравшиеся в Минске спичечные бизнесмены были готовы, по крайней мере, на время оставить свои распри и забыть былые обиды.
Они приехали обсудить важнейшие вопросы: как пережить смутное время, когда население скорее нуждается в револьверах и бомбах, чем спичках; когда невозможно прибегнуть к локаутам, чтобы не выплеснуть социальное напряжение на улицы; когда введение двойного акциза на спички (с 2, 5 копеек за 10 коробок до 5 копеек) для покрытия военных расходов в Маньчжурии сократило их потребление; и, наконец, когда многие не понимают сложности положения, продолжают наращивать объемы и пытаются путем бросовых цен увеличить продажи залежавшейся продукции.
 
Главным итогом продолжавшегося много часов совещания стало создание так называемого Западного спичечного синдиката - крупнейшего монополистического объединения в дореволюционной Беларуси.
 
Фабриканты решили, по крайней мере, на некоторое время для своего же блага уменьшить производство, установить единую цену и взять ее под жесткий контроль, объединив сбыт. Продажа спичек передавалась специально созданному при минском отделении Северного банка комиссионному отделу. С банком тогда же было подписано соответствующее постановление, по которому банкиры обязывались кредитовать закупку спичек на склад отдела. Оттуда они по единым ценам и в рассрочку отправлялись дилерам. Договор был временным, но предусматривалась возможность его пролонгирования. Фабриканты также признали необходимость применения демпинговых цен против тех, кто не пожелает присоединиться и придерживаться постановлений синдиката.
 
Для претворения в жизнь принятых решений ту же была создана специальная структура, мозговой центр синдиката. Она получила официальное название Комитета спичечных фабрикантов при минском отделении Северного банка. В число 5 постоянных членов комитета вошли самые влиятельные спичечные фабриканты и представители самых мощных спичечных производств в западной части Российской империи – Бер Соломонов, Иосиф Гальперин, Самуил Лурье, АО "Двина" и ТД "Закс и Пиш". Всего с одним изменением, связанным с процессом консолидации спичечной промышленности, комитет в таком составе просуществует до своего роспуска в 1908 году.
 

Свои спички - своим банкирам

Для достижения светлой цели стабилизации рынка спичечные фабриканты начали с себя.
 
Сразу же, на июньском совещании 1905 года, было принято решение на 15% (для небольших производств – на 10%) сократить производство на внутренний рынок. И, одновременно, установить на спички всех фабрик, вошедших в синдикат, единую минимальную цену - 8 рублей за ящик из 1 тыс. коробок. Ниже ее фабриканты не могли отпускать продукцию никому.
 
Одного "слова бизнесмена", что он будет придерживаться этого постановления, явно было недостаточно. Гарантией того, чтобы фабриканту будет проблематично нарушить обязательства перед другими участниками, стала так называемая залоговая сумма. Она перечислялась бизнесменами на специальный счет комиссионного отдела Северного банка из расчета 10 копеек с каждого ящика годовой квоты фабрики. Из залогового фонда финансировались текущие расходы Комитета фабрикантов: организация совещаний, поездки в Москву и С.-Петербург и на переговоры с аутсайдерами, проживание в гостиницах, вознаграждения служащим комиссионного отдела, пожертвования.
 

Иллюстрации с сайта ej.by

Арендатор борисовской "Березины" и один из руководителей синдиката Самуил Лурье стал первым, к которому пришлось применять особые меры воздействия. Уже в июле 1905 года он продал по заниженной цене свыше 630 ящиков спичек. Без внимания его коллег контракт не остался. На Лурье была наложена неустойка, предусматривавшая списание с залогового счета "Березины" в пользу Комитета фабрикантов около 1 260 рублей.
 
Самуил Лурье, правда, их так и не заплатил. Опасаясь развала синдиката уже в первые месяцы его существования, его действия сочли за ошибку и практически простили фабриканту штраф. "За исключением 250 рублей действительно полученных его фабрикой пользы от упомянутых продаж", - гласил вывод совещания фабрикантов по "березинскому вопросу".
 
Комиссионный отдел должен был централизованно продвигать спички главным образом на новые рынки. Для этого создавались комиссионные склады, из которых снабжались спичками дилеры. Дилеров отбирали, проверяли на закрепленных районах, меняли, если они оказывались неповоротливыми. На особо крупные партии полагалась скидка. В кредит в связи с экономическим кризисом и нестабильной политической обстановкой спичек дилерам не давали: они уходили со складов только за наличные. В пик своего расцвета, во второй половине 1906 года, склады синдиката охватывали Киев, Черкассы, Кременчуг, крупные промышленные центры Екатеринославль, Харьков и Ростов-на-Дону.
 
Исторически сложившаяся при каждой фабрике "зона влияния" оставалась за ней. В ней фабрикант получал, особенно, на первых порах право хозяйничать как хочет, самому отбирать агентов-монополистов. Владелец койдановской "Дружины", Лейба Стронгин, например, вступил в синдикат только с условием, что ему позволят в "его" районе устанавливать цену меньше, чем у "Виктории" и "Березины".
 
Но, как показало время, кризис оказался глубже, чем изначально думалось фабрикантам. И уже через пару месяцев, в сентябре, они были вынуждены внести коррективы в свою тактику и стратегию: всем синдицированным членам было предписано уменьшить до конца года производственные планы еще на 5%.
Сентябрьское совещание нарисовало самые мрачные перспективы в случае не выполнения этих решений.

"Если не сократить, неминуемо окажется такое огромное перепроизводство, которое задушит все рынки и повергнет спичечное производство в самое печальное производство", - прогнозировали аналитики синдиката.
 
Самое же главное и четко прояснилось, что усилий 11 фабрик, хотя и имевших приличную долю на рынке, для его стабилизации недостаточно. Только присоединение к синдикату новых членов (в добровольном порядке или насильственное) , могло реализовать розовую мечту "спичечного сообщества": сообща сократить производство и остановить падение, а затем начать долгожданное повышение цены.
 
Позже, когда синдикат окрепнет, для давления на аутсайдеров, не вошедших в соглашение, при Комитете фабрикантов, на специальные отчисления владельцев фабрик будет создан резервный фонд. Аккумулированные в нем средства будут использоваться для компенсации затрат синдиката на удерживание так называемых "боевых" (демпинговых) цен на рынках неприсоединившихся фабрикантов. "Боевые" цены окажутся весьма действенным механизмом для расширения синдиката в 1906-ом и, особенно, в 1907 году. Но в конце 1905 года, когда синдикат был еще рыхлым объединением, его руководители предпочитали действовать методом внушения и только за столом переговоров.
 
От лица Комитета фабрикантов переговоры вел управляющий минским отделением Северного банка Евстафий Гальперин. Ему удалось заинтересовать перспективами совместно влиять на цену владельцев небольших фабрик киевского региона – Ивана Кузнецова в Киеве, Ольгу Селецкую в Коросташеве, Дмитрия Давыдова в Каменке, арендатора фабрики "Блеск" в Фастове Н. фон Мекка. После утряски спорных моментов они были готовы передать продажу части своих спичек комиссионному отделу. По крайней мере, на словах, согласились проводить единый курс по снижению объемов и соблюдению единой цены фабриканты прибалтийского региона- Э. Пооль (Феллин), С. Шапиро (Рига) и фирма "Э. Шварц и Ко" (Пернов). Новозыбковское Товарищество "Лялюмьер", теснимое в своем районе мощными фирмами Волковых, Родионовых и Осипова, тоже предпочло искать спасения от поглощения в Минске. И наконец, самое главное, Гальперину удалось на первых порах заручиться поддержкой Луи Гиршмана, владельца самой мощной на западе Российской империи спичечной фабрики "Вулкан". Это производство, расположенное в Гольдингене (в Латвии), выпускало в год всего в 1,5 раза меньше спичек, чем все вместе взятые 11 синдикатских фабрик Беларуси, Польши и Литвы.
 
Иллюстрации с сайта ej.by

С четырехмесячным опозданием по сравнению с западными фабрикантами курс на объединение взяли и спичечные бизнесмены восточных районов России. В сентябре 1905 года на съезде в Москве представители крупнейших фирм (АО "Василий Андреевич Лапшин", АО И. Н. Дунаева Н-ки, ТД С. П. Камендровского Н-ки и Ко, ТД Макс. Волков и С- ья, ТД А. Ф. Родионов с С-ми, фабрики Григория и Евфимия Осиповых, Сергея Ельчинского и других) приняли решение согласовывать друг с другом производственные планы и ценовую политику, а в перспективе, по примеру Западного синдиката, рассмотреть возможность передачи сбыта одному из банков. На этом съезде, в качестве наблюдателя и, в какой-то степени, наставника присутствовал и делегат от Западного синдиката - ченстоховский фабрикант И. Закс. Обратно он привез предложение восточников: сохранив юридическую самостоятельность, отныне держаться вместе в вопросах, касающихся уровня цены. Минск, недолго думая, согласился.
 
Объединив усилия, западным и восточным фабрикантам уже в январе 1906 года удалось повысить цену на спички с 8 рублей до 8 рублей 50 копеек за ящик. В апреле 1906 года цена была увеличена до 9 рублей, что на целый рубль было выше докризисного уровня. Это создавало предпосылки для увеличения участников синдикатского движения и, соответственно, перспективы для дальнейшего роста цены на спички.
 
В том же апреле 1906 года в Западном синдикате произошло еще одно важное событие. Фабриканты Беларуси, Польши и Литвы поменяли своего партнера по комиссионной продаже. Вместо минского отделения Северного банка им стал Минский коммерческий банк.
 
Руководство Северного банка, созданного в 1901 году в Санкт-Петербурге с участием крупных парижских банков (Societe Generale pour favoriser le developement du Commerce et de L`Industrie en Paris и Societe Francaise de Banque et de Depots) не приняло новых условий фабрикантов, которые они выдвинули после истечения очередного комиссионного договора в марте 1906 года.
 
Новые условия озвучил Иосиф Гальперин, выдвинутый от лица синдиката вести переговоры с банкирами. Во-первых, в свете увеличения продаж спичек и доходов от реализации, фабриканты настаивали на уменьшении комиссионных отчислений банку с 2 копеек до 1 копейки за каждый ящик. Во-вторых, новое соглашение должно было охватывать не несколько месяцев, как раньше, а куда более продолжительный период. В-третьих, был поставлен вопрос о безоговорочном подчинении комиссионного отдела Комитету фабрикантов.
 
Белорусские банкиры из Минского коммерческого банка оказались более сговорчивей. Эта сговорчивость базировалась и на общности интересов местного банковского и промышленного капитала. Но все же главной причиной создания в апреле 1906 года финансово-промышленного альянса было предчувствие экспансии на местный рынок крупного российского капитала. Перед его финансовыми возможностями в одиночку местный бизнес был беззащитен. А так, объединившись, белорусские банкиры и промышленники получали, по крайней мере, какой-то шанс на проведение независимой политики.
 
28 апреля 1906 года, оставив разговоры о переносе главного офиса синдиката в Вильно, состоялось подписание трехлетнего соглашения о передаче западными спичечными фабриками комиссионной продажи спичек Минского коммерческому банку. Уполномоченным банка в синдикате стал его директор А. Кацель.
 
Продолжение следует.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Созданное в разгар мирового экономического кризиса объединение помогло белорусским компаниям не только выжить, но и на несколько лет установить контроль над...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика