Беспилотнику — взлёт!. 21.by

Беспилотнику — взлёт!

14.10.2015 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Недавно на военном аэродроме Осовцы прошли плановые полёты беспилотных летательных аппаратов (БЛА) из состава тактического беспилотного авиационного комплекса «Беркут‑2». Мне посчастливилось побывать в 927‑м центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (цпп БАК) во время практических занятий с молодыми офицерами и курсантами авиационного факультета Военной академии нашей страны.


…Поезд Минск — Барановичи прибыл в Березу утром. Еще во время движения железнодорожного состава осеннее солнце, изредка мелькая между занавесок на окнах вагона, ненавязчиво намекало на благоприятную погоду для проведения полетов.


На станции меня дожидался исполняющий обязанности заместителя начальника 927‑го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов по идеологической работе майор Игорь Кушнер.

По дороге в часть офицер поведал о буднях центра и о боевом пути 927‑й истребительной авиационной базы, преемником которой он является.

— В составе нашего центра есть уникальное в своем роде подразделение — эскадрилья беспилотных авиационных комп­лексов, — рассказал Игорь Михайлович, — причем сами беспилотники являются лишь составной частью беспилотного авиационного комплекса с системой управления и контроля, которая монтируется на шасси МАЗа или «Урала».

За беседой дорога до военного аэродрома Осовцы, который находится на окраине города Березы, пролетела незаметно…

Возле штаба бывшей березовской авиабазы на постаменте установлен учебно-тренировочный истребитель МиГ‑15. Как пояснил офицер Игорь Кушнер, в честь воинов‑авиаторов бывшего полка, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Ныне 927‑м центром подготовки и применения БАК командует полковник Павел Колосов.


— Как и в большой авиации, у нас проходят все этапы подготовки к полетам, — рассказал мне уже в своем кабинете Павел Геннадьевич. — За день до летной смены — предварительная подготовка. Она включает в себя постановку задач на полеты, определение тех операторов, которые на следующий день будут управлять летательным аппаратом. Также доводятся условия отрабатываемого летно-тактического упражнения, назначается руководитель полетов.

Как пояснил командир части, особое внимание уделяется докладу начальника метеорологической службы центра.

— На сегодняшний день ощутимым недостатком беспилотной авиации остается метеозависимость. Поэтому, если позволяют метеоусловия, полеты беспилотных летательных аппаратов у нас проводятся два-три раза в неделю, — уточнил полковник Павел Колосов.

За день до полетов проводится обязательное инженерно-техническое обслуживание БЛА. На борт устанавливается все необходимое для выполнения летно-тактического упражнения оборудование. Проверяется работа двигателя БЛА, устойчивость связи со станцией управления, зарядка аккумуляторной батареи, поперечная и продольная балансировка летательного аппарата, целостность выпускного парашюта (к слову, последний необходим для посадки).

Пока инженерно-технический состав осуществляет подготовку БЛА к занятиям, операторы в это время изучают теоретические вопросы, связанные с предстоящим полетом. Еще раз уточняется его порядок, район и схема проведения. Обязательно отрабатывается так называемый штурманский тренаж: оператор с макетом беспилотника пешком проходит часть предстоящего маршрута (он обозначен на земле). Затем весь авиационный персонал, который будет принимать участие в проведении полетов, сдает индивидуальный или групповой зачет командиру части.

Как рассказал начальник службы безопасности полетов центра майор Анатолий Гриб, в ходе контроля готовности отдельное внимание уделяется отработке различных вводных. Например, действиям в случае отказа радиосвязи, отключения спутников или потери контроля над БЛА оператором.

— Все действия оператора в ходе тренажа оценивает специальная комиссия, и если он без ошибок и малейших замешательств управляет беспилотником на земле, его допускают к управлению им в воздухе, — пояснил Анатолий Михайлович.

Стоит отметить, что обязательным критерием допуска авиационного персонала к полетам является медицинский осмотр. Его проходят в утренние часы в день летной смены. К слову, если оператор БЛА спал в ту ночь меньше восьми часов или во время сна часто просыпался, врач вправе не допустить его к полетам. После краткой беседы измеряется давление, проверяется реакция нервных окончаний рук и ног, восприятие информации органами зрения и слуха.

За один час до назначенного для проведения полетов времени в классе постановки и разбора задач полета проводятся предполетные указания. Там вновь заслушивают начальника метеорологической службы центра. Суть его доклада — уточненные почасовые данные относительно влажности, наличия облаков на высотах, скорости ветра, атмосферного давления.

Как рассказал начальник метеорологической службы 927‑го цпп БАК майор Вадим Постоялко, для прогноза вероятной погодной обстановки каждый час делаются специальные измерения. Полученные данные анализируются, сравниваются с данными, передаваемыми соседними метеостанциями. Так определяется наиболее вероятная картина атмосферных явлений на время проведения полетов.

— Основными критериями, влияющими на полет БЛА, являются показатели скорости ветра и расположения нижней границы облаков: они не должны превышать 10 метров в секунду и 200 метров соответственно, — уточнил Вадим Александрович.

…И вот на травяной площадке военного аэродрома Осовцы расположился один из расчетов тактического беспилотного авиационного комплекса «Беркут‑2». Выбрав места запуска и посадки БЛА, офицеры расчета приступили к их подготовке к запуску. Каждый шаг старшего техника группы (подготовки тактических БАК) к полетам лейтенанта Олега Володкевича один из его сослуживцев фиксировал на видеокамеру.

Позже я узнал: съемка процесса подготовки техники к полету является обязательной. Замечу, что и все действия оператора БЛА записываются на видеокамеру, которая установлена в кунге.

После установки катапульты, проверки работа элевонов (подвижных частей крыла), «прогазовки» двигателя БЛА был готов к запуску. Стоит отметить, что за работой своих подчиненных наблюдал и командир эскадрильи БАК подполковник Руслан Хонов.


Получив разрешение на запуск от руководителя полетов, старший техник установил беспилотник в катапульту. К тому времени оператор уже загрузил необходимую программу в компьютер и ждал доклада техника.

— Чека. Двигатель. На старт! — раздалась по радио команда оператора.

— Передаю звуковой сигнал, — был ответный доклад старшего техника, который затем переставил один из тумблеров на корпусе БЛА с положения «земля» в положение «воздух».


В эфире прозвучал доклад руководителя полетов: он еще раз напомнил показатели скорости и направления ветра, условия выполнения летно-тактического упражнения.

— Внимание. Взлет! — скомандовал старший техник лейтенант Олег Володкевич, и нажал на пусковую рукоятку… Беспилотник моментально срывается с места.

…Через несколько секунд БЛА парит уже на высоте в несколько сотен метров, его силуэт трудно различим с земли даже в оптику фотоаппарата. В небе он проведет около часа.

Пользуясь тем, что в ближайшее время я не смогу увидеть посадку беспилотника, направляюсь в кунг, откуда оператор руководит полетом железной птицы. Сразу отмечу: согласно своим техническим характеристикам, этот БЛА может летать на удалении до 35 километров от места запуска! Внушительно, не правда ли?


В кунге, помимо оператора, замечаю еще одного офицера — это инструктор. Он назначается из числа наиболее опытных офицеров эскадрильи. Его задача — руководить во время занятия всеми действиями операторов.


В тот день роль наставника выполнял начальник штаба — первый заместитель командира эскадрильи БАК майор Андрей Тетерин. А в качестве операторов действовали молодые офицеры — выпускники 2015 года и курсанты четвертого курса авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь.


Для оператора группы управления БАК лейтенанта Дмитрия Пашковского это был пятый полет беспилотника, которым он управлял. Сразу после его завершения я попросил офицера рассказать о ходе выполнения полетного задания и об особенностях управления беспилотником.


— С помощью специальной программы я могу управлять высотой, курсом полета БЛА, его возвращением, —поделился Дмитрий. — Согласно летно-тактическому заданию, сегодня мне необходимо было произвести пролет беспилотника по определенным координатам. В ходе его выполнения отрабатывались вводные по потере связи.

 

Следующим обучаемым был курсант четвертого курса авиационного факультета Военной академии Владислав Ростович. Парень в тот день впервые управлял беспилотником. По его признанию, это управление чем-то похоже на компьютерную игру:

— Нужно быть максимально внимательным. Ведь в любую секунду порыв ветра может сорвать БЛА с воздушного потока и пустить его в штопор… Несмотря на большую ответственность, мне полет очень понравился. В общем, ради этих ощущений я и поступал в Военную академию.


Всего в тот день беспилотник провел в небе четыре часа. Все обучаемые показали твердые знания и получили отличные оценки. Молодых авиаторов поставили на крыло!

Старший лейтенант

Игорь Деменков, «Ваяр», demenkov@mod.mil.by,

фото и видео автора, оформление

Ксении Милинкевич

 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недавно на военном аэродроме Осовцы прошли плановые полёты беспилотных летательных аппаратов (БЛА)...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика