Почему мы так говорим. 21.by

Почему мы так говорим

16.04.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вы никогда не задумывались об истории происхождения давно известных слов? Тех, которые, выучив один раз, употребляешь автоматически, принимая их такими, какие они есть? Маленькие дети очень часто задают родителям сто тысяч «почему». Почему трава зелёная, почему птицу называют синица, а не черница? Кто назвал жирафа жирафом? В лучшем случае взрослые обратятся за помощью к всезнающему Google. В худшем ответят: мол, вырастешь, — сам узнаешь.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Ежедневно нам доводится слышать и произносить названия дней недели, месяцев. А почему первый день недели именуется именно так, а не иначе? И действительно ли вторник — второй день по счету из семи? В названиях дней недели скрыт опыт наших предков. А ведь самое главное — уметь этим опытом воспользоваться в современной жизни.

Выяснить значение каждого слова, обозначающего определенный день недели в русском языке, можно при помощи этимологических словарей Макса Фасмера, Крылова, Шанского.

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Отсюда она перешла к евреям, а затем к грекам и римлянам; от римлян она широко распространилась по всей Западной Европе. Есть и астрономическое объяснение. Семь дней — это приблизительно четверть лунного месяца, наблюдение же за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени.

 

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Раньше на Руси неделя называлась седмицей. Кстати, в Болгарии она и по сей день называется именно так. Неделей же назывался только один день — тот, в который принято было ничего не делать. Сейчас мы его знаем как «воскресенье».

Это понятие появилось на Руси после принятия христианства. Воскресеньем тогда называли только один день — день начала празднования Пасхи. Лишь в XVII веке воскресенье появилось как отдельный день «седмицы». В нем легко проследить церковнославянские элементы: приставка вос- вместо более привычной вс- и суффикс -ениj-. Корень же восходит к старославянскому «крѣсати»: «кресѣ» — оживление, здоровье. Здесь же рядом кресало — предмет для высекания, создания огня и латинское creo — «создаю, творю, вызываю к жизни».

К слову, во многих славянских языках«неделя» до сих пор является днем отдыха: укр. неділя, белор. нядзеля, польск. niedziela, чеш. neděle. Любопытно, что само слово «неделя» — калька с греческого apracos, т. е. не-делающий, не-дельный, праздный.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Поэтому понедельник — это день после «неделания». В римском календаре — день Луны.

В народе понедельник считается несчастным днем, что, вероятно, является отголоском древнего обычая, в силу которого священник при встрече не бывшего в воскресенье на литургии прихожанина сажал его у церкви на цепь. В понедельник как в черный день ничему почину не делают, в дорогу не выезжают. В народе говорят: в понедельник деньги выдавать — всю неделю расходы.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Вторник — второй день после праздника, производное от старославянского «въторъ» (второй). В римском календаре вторнику соответствовал день Марса. В германских языках название этого дня также сохранило связь с богом войны.

Кстати, для индусов вторник (как суббота и воскресенье) — день несчастливый; в этот день не стоит заниматься важным делом или пускаться в дальний путь. В Греции и Албании это день неудач, поэтому все дела откладываются на другие дни. В некоторых христианских кругах последний вторник перед Великим постом знаменуется всевозможными карнавальными событиями. Готовятся особые яства (как в Бельгии или в Великобритании, где этот день называется Блинным вторником). Во многих британских деревнях проводятся соревнования, участники которых бегут, подбрасывая блины на сковородках с длинными ручками. Эстонцы готовят особый предпостный суп (гороховый или фасолевый, из свиных ножек). В Финляндии в этот день жарят блины, а дети не ходят в школу. Французы отмечают этот день (Mardi Gras — «жирный вторник») карнавальным почитанием Жирного Быка.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Среда — третий день после недели. В римском календаре ему соответствует день Меркурия.

По логике он должен был называться тритейником. Такое слово когда-то было в древнерусском языке, но не удержалось до наших дней. Его сменила «среда» — середина недели. В основе слова — праславянский корень *sьrdь, который также имеет отношение к слову «сердце» (середина человеческого организма, его сосредоточие).

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

С четвергом все просто — четвертый день после дня «неделания».

В римском календаре ему соответствует день Юпитера. К слову, четверг на Страстной неделе называется в православной церкви Великим (Чистым), у католиков — зеленым (Dies viridium). Это название объясняется древним обычаем вкушать в этот день свежую зелень, а также тем, что в этот день происходит отпущение грехов. Покаявшиеся как бы вновь возрождаются и становятся «зелеными».

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Самая логичная версия названия пятницы — пятый день.

Однако существует и другой вариант происхождения этого названия — в честь богини плодородия Параскевы Пятницы (по-гречески Παρασκευη — пятница).

В славянской мифологии есть как известные божества, так и те, имена которых упоминаются редко. К их числу относится Параскева Пятница. Издавна она почиталась славянами, так как была богиней плодородия, женщиной-пряхой, подательницей благ. Название «пятницкие родники» появилось благодаря тому, что Пятница оберегала воду в колодцах и делала ее целительной. Изображалась она в белых одеждах. Также Параскева Пятница требовала неукоснительного ей повиновения и запрещала женщинам работать в названный ее именем день — пятницу.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Откуда же пошло название субботы?

Это слово заимствовано из старославянского языка. Оно восходит к греческому sabbaton (день покоя), заимствованному из древнееврейского schabath (покой, отдых). Любопытно, что это слово имеет тот же корень, что и шабаш. Следует заметить, что слово «шабаш» в значении «достаточно, хватит» восходит к «шаббат» — достаточно работы на этой неделе. В иудаизме суббота — день отдыха, но средневековыми христианами иудейские традиции воспринимались как нечто чуждое, отсюда, видимо, переход значения: шабаш — «сборище ведьм».

В римском календаре — день Сатурна, римского бога земледелия. У многих древних народов день Сатурна был первым днем семидневной недели, каждый день которой находился под влиянием одного из небесных светил: Сатурна, Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры. День, которым правил Сатурн, был, как правило, праздничным, всякая работа была запрещена.

Подготовила подполковник Елена Затирка, «Ваяр», zatirka@mod.mil.by

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вы никогда не задумывались об истории происхождения давно известных слов? Тех, которые, выучив один раз,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика