“Я несу донесенье от мертвых живым”. 21.by

“Я несу донесенье от мертвых живым”

06.02.2018 18:02 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Три года назад в Бундестаге Берлина на торжественной церемонии в память о жертвах фашизма выступил всемирно известный российский писатель  Даниил Гранин. Беспощадная правда о блокаде Ленинграда из уст солдата, защищавшего этот город в годы войны, произвела на немецких парламентариев сильнейшее впечатление.

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

В конце 70-х годов вместе с белорусским писателем Алесем Адамовичем он написал знаменитую “Блокадную книгу”. Так  правдиво, открыто, и в то же время безжалостно к чувствам людей, писать о судьбе Ленинграда в годы войны   никто не осмеливался. Почему? Не могу ответить  на этот вопрос. Но, как помнится,  нам, курсантам военных училищ  великого города, отражение блокады в официальных источниках тоже  казалось странным. На Пискаревском кладбище, где покоится прах свыше миллиона жителей города, погибших в годы войны, нет музея. Как это понимать? Небольшое помещение у входа со скромной экспозицией явно не раскрывало тогда масштабы трагедии. Запомнились скупые слова офицеров на этот счет. Мол, было в нашем городе все в свое время. Но…

Что означала эта недоговоренность,  мне стало понятно только после ознакомления с материалами, посвященными двум нашим знаменитым танкистам Усову и Колобанову, занесенным в Золотую книгу Санкт-Петербурга. В ходе торжеств по этому случаю, состоявшихся в Толочине в 2015 году, удалось  многое узнать из уст  членов делегации города. А потом и из книги,  которую они мне подарили на память.

НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ

Оказывается, грандиозная работа по созданию выставки “Героическая оборона Ленинграда”, в соответствии с приказом командующего Ленинградским фронтом,  началась уже в 1943 году. Художники, историки, скульпторы, научные работники в 37 огромных залах Соляного городка в кратчайшие сроки развернули грандиозную экспозицию, отражающую правдивый рассказ о героической обороне города в годы войны. Тысячи ленинградцев сдали туда реликвии блокадного быта — личные вещи, хлебные карточки, буржуйки, коптилки, саночки, на которых возили трупы,  коллекции орденов,  уникальные фотографии, бытовые зарисовки художников. На базе этих  материалов были созданы панорамы улиц блокадного города, дорога жизни, фронтовая полоса, обстановка ленинградских квартир, лишенных света, воды, отопления, восковые фигуры людей (на снимке). Вдоль фасада здания были вы-ставлены танки и дальнобойные орудия немцев, обстреливающих город,  оружие Красной Армии.

Вскоре выставку преобразовали в полноценный музей, пользовавшийся огромной популярностью у народа. В августе 1946 года его посетили маршал Жуков и генерал Эйзенхауэр, оставившие свои отзывы в книге почетных гостей. Потрясенный американец, командовавший объединенными силами союзников в Европе в годы войны, отметил тогда: “Я думаю, что ни один американский город не выдержал бы такого”.

УНИЧТОЖЕННАЯ ПАМЯТЬ

Но потом случилась  жестокость, объяснения которой нет по сей день. В сентябре 1949 года в музей  прибыли суровые товарищи из спецслужб, развели сотни рабочих по залам и устроили там грандиозный  погром. В течение нескольких дней не враг, а свои уничтожали витрины, скульптуры, картины, макеты, панорамы, другие реликвии. Бесценные документы ящиками вытаскивались во двор и сжигались. Особо отметим, что в эти черные дни была сожжена и картина художника Барановского “Один против 43″, посвященная подвигу танкистов Колобанова. Очень возможно, отмечали при этом представители делегации Санкт-Петербурга, что именно тогда погибли хроникальные кадры фронтовых кинооператоров, запечатлевших разгром немецкой колонны, учиненной его ротой  в августе 1941 года.

Несколько дней потом ветер носил по  дворам  обрывки бумаг. Люди их собирали и  хранили до лучших времен. Именно так был спасен  всемирно известный  дневник Тани Савичевой. Бесценная реликвия просто валялась в грязи…

Городские власти запросили Москву о дальнейшей судьбе музея. В ответ пришло постановление  о его ликвидации. Без всякого объяснения.

ГЛАС НАРОДА — ГЛАС БОЖИЙ

Чем не угодил он властям? Славой своей всенародной или беспощадной правдой?  Ведь  в блокаду в Ленинграде  многое было за гранью. Председатель Совета Министров Советского Союза  Алексей Косыгин вспоминал после войны свои душевные муки, когда принимал решение, что доставить в город  в первую очередь — боеприпасы или продовольствие. Тяжелейший выбор для человека, знающего, что ежедневно там умирали от голода по несколько тысяч людей. Гранин привел в своей речи  всего лишь один  пример из жизни блокадного Ленинграда, но парламентариев он поверг просто в шок. У матери от голода умирает ребенок. Она кладет труп в окне между рамами  и каждый день отрезает от него по кусочку, чтобы  спасти свою дочь. И спасла, не позволив себе умом тронуться, а девочке умереть. С какими чувствами они жили, когда кончился весь этот ужас, знает, наверное, только Бог…

И подобных свидетельств в народном музее было не счесть. Их уничтожили. А другие материалы, что были в архивах, закрыли. К слову, и сегодня к ним, раз за разом, продлевается в России срок доступа. Во имя чего? Политкорректности и полного примирения с бывшим врагом? Очень похоже. Иначе как понять мальчика Колю из Уренгоя, в конце прошлого года в том же Бундестаге заговорившего вдруг  о страданиях  и невиновности немецких солдат, воевавших на нашей земле. Это как понимать?! Снова кто-то прощупывает общественное мнение на этот счет?!

Эта тема, наверное, тоже звучала в беседе двух бывших солдат, сражавшихся  под Ленинградом друг против друга. Писателю Гранину и бывшему канцлеру ФРГ  Гельмуту Шмидту немцы устроили тогда конфиденциальную встречу.  Оказывается, он в составе первой танковой дивизии вермахта тоже воевал под Ленинградом. К слову, именно ее в августе 1941 года так хорошо потрепали под Гатчиной наши Усов и Колобанов. Руки друг другу они пожали. Но, очевидно, общение ветеранам  далось не легко. Прежде чем остаться наедине, они сказали всего лишь несколько слов. Но и их хватило, чтобы понять — Гранин ничего не забыл. И забывать не намерен. Как и миллионы потомков фронтовиков, встающих в День Победы в шеренги Бессмертного полка с их наградами и фотографиями.

Чтобы голос погибших сквозь время проник,
Чтобы знали потомки всю правду про них
И гордились в открытую прошлым своим,
Я несу донесенье от мертвых живым…

Глас народа — глас Божий.

Михаил ПАВЛОВ.

P. S. В 1989 году музей обороны и блокады Ленинграда по требованию широкой общественности в Санкт-Петербурге снова открыли. Только не  войти дважды  в одну и ту же реку. Потерянное не вернешь.

Все новости

Другие статьи рубрики

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Три года назад в Бундестаге Берлина на торжественной церемонии в память о жертвах фашизма выступил всемирно известный российский писатель  Даниил Гранин....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика