Технотворчество – союз таланта и труда. 21.by

Технотворчество – союз таланта и труда

16.02.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

post thumbnail

Два года подряд лучшими учениками Минской области в номинации техническое творчество становятся учащиеся школ Вилейкого района. В 2016-2017 учебном году им стал Илья Ролич из Лыцевич, который все школьные годы занимался судомоделированием. В нынешнем – Юрий Шишко из Нарочи, последний его проект – макет гидроаккумулирующей электростанции. Мы решили поговорить с педагогами технического творчества, с теми, кто смог рассмотреть искорку таланта и разжечь его. Кто стал катализатором творческого роста ребят. Можно ли говорить о тенденции, о всплеске интереса к техническому творчеству? Быть может, легомания, распространенная среди современных детей, пробуждает их интерес к конструированию?

Владимир Александрович Шапель, учитель трудового обучения Нарочской средней школы:


– Я работаю учителем трудового обучения очень много лет, могу наблюдать и сравнивать. И скажу, что не заметил влияния детского увлечения лего на последующее увлечение конструированием. По моему мнению, такой зависимости не может быть в принципе, ведь сбор игрушки по готовым схемам как раз угнетает инициативу, самостоятельность. Программирует исключительно на работу в рамках заданности. Техническое же творчество предполагает фантазию, идею, порыв. И, конечно, трудоспособность. Ведь любой гений, в том числе и технический, это десять процентов таланта, сорок – влияние социальной среды, и пятьдесят – упорного труда. Такова природа гениальности, и именно поэтому гениев не может быть много, это штучный товар. Но даже и не гениев, а талантливых мастеров – их также немного. Современному ребёнку в условиях доступности развлечений, представляемых информационными технологиями, сложно сконцентрироваться на кропотливом труде, которого требует всякое техническое творчество.

Конечно, если бы школьные мастерские были оборудованы современным инструментарием, нам удалось бы привлечь большее количество ребят. Из года в год я наблюдаю одну и ту же картину. Ко мне в мастерскую приходят четвероклашки – им интересно всё, они хотят делать всё, но они не готовы, у них нет умений. Пока я научу их безопасным приёмам обращения с инструментами, обучу, как ими пользоваться, как выполнять простейшие операции, заинтересованность угасает. Ведь детям нужно свою идею быстро воплотить в жизнь, иначе они теряют интерес, переключаются на другое. В техническом творчестве много рутинной работы. Например, макету ракеты надо несколько десятков имитаций заклепок, а макету 25-этажного дома около 200 окошек.

Представляете,сколько времени уходит на монотонную работу, а ведь современные устройства – режущий плоттер, 3D-принтер – эти задачи выполняют довольно быстро. А ученик мог бы сосредоточиться действительно на творческой части – придумывать идею, делать расчёты, разрабатывать и изготавливать узловые части. Считаю, что, если бы наши мастерские были оснащены такими устройствами, мы, возможно, привлекли и удержали гораздо больше ребят.
Алексей Ролич, учитель трудового обучения Чурлёнской средней школы-сада:

– Касаемо лего, могу отметить, что они действительно активизируют интерес к конструированию, но только в случае, когда ребенок создает собственные модели. Мой младший сын в детстве был весьма увлечен лего. Мы постоянно покупали наборы этого конструктора, и Илья собирал на основе имеющихся деталей собственные варианты устройств. В дальнейшем это переросло в увлечение судомоделированием.

Если же речь идет только о сборе лего по предложенной схеме, то считать, что это катализирует творчество, не приходится.

Я веду кружок судомоделирования уже десять лет. Какого-то всплеска интереса к техническому творчеству не наблюдаю. Вот у меня в кружке занимаются восемь ребят, из них действительно увлечена процессом половина. И примерно так в течение всего времени, что занимаюсь с детьми моделированием. Я считаю, что это естественно и нормально. Возможно, в моем детстве и больше мальчишек занимались конструированием. Тогда у нас было мало игрушек и мы восполняли пробел сами, выбирая из журнала «Моделист-конструктор», что можем сделать из подручных материалов. Но и тогда ведь не все обязательно были конструкторами. Современные же дети завалены игрушками, и, конечно, ребенку проще попросить купить, чем самому делать. Но и сейчас есть ребята, которым интересен процесс самостоятельного конструирования. Моя задача как педагога этот интерес поддерживать и развивать. Мы начинаем с простейших задач, которые по плечу пятиклассникам, впервые пришедшим в трудовую мастерскую. У ребенка должно остаться чувство удовлетворения от сделанного, от того, что самостоятельно смог что-то создать. Сложная модель, требующая месяцев работы, погубит изначальный интерес к творчеству. К её созданию ребенок должен быть готов и технически, и, так сказать, психологически. Вообще, думаю, каждому ребенку свойственна изобретательность, в том числе и техническая. Другое дело, что не каждый смог «поймать волну» – осознать в себе это свойство и развивать его. По мере сил я стараюсь именно в этом и помочь детям.

В техническом творчестве есть понятие «моделирование», а есть «конструирование». Первое связано с созданием моделей по образцу. По моему опыту, этому можно научить каждого. Конструирование же предполагает креативный подход, для него нужен определенный талант. Такие люди – товар штучный, их не может быть много.

Анатолий Приц, методист Вилейского центра дополнительного образования детей и молодежи:

– Действительно, последние годы в сфере технического творчества молодежи были удачными для нашего района. Вот, например,2016-2017 учебный год. Традиционно сильна команда учеников Чурлёнской средней школы-сада в соревнованиях по судомодельному спорту (руководитель А. Ролич). Так, в открытых лично-командных чемпионате и первенстве Республики Беларусь по судомодельному спорту в классах моделей-копий, скоростных и яхт «Навигация-2017» Владислав Шарафанович получил диплом І степени, а команда учащихся была отмечена диплом ІІ степени. И это только один пример, а они очень активно участвуют на соревнованиях разных уровней. Диплом III степени у Юры Шишко из Нарочи на конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи Союзного государства «Таланты ХХІ века» (педагог В.А.Шапель). Диплом І степени республиканского конкурса «ТехноЕлка» у Алексея Пахома (педагог Рыжевич С.С.). Есть и другие победы на областных и республиканских соревнованиях.

На мой взгляд, это стало возможным благодаря тому, что сложилась команда творческих педагогов, которые смогли увлечь ребят. С 2008 года учителя трудового обучения сельских школ работают в нашем центре на условиях совместительства. Так, у нас работают В.А.Шапель, А.Н. Ролич, В.В. Сургучёв, В.К. Кишулько, В.И. Красовский, В.И. Леберт, В.В. Пестрецов. Они нашли, заинтересовали и сплотили вокруг себя ребят, имеющих склонность к техническому творчеству. Плюс собственная увлечённость процессом. Всё вместе и работает на результат. Не могу не вспомнить и Валерия Андреевича Бевзо, некогда директора станции юных техников, который приложил немало сил для развития направления технического творчества у нас в районе.

Что же касается собственных моих наблюдений, а я занимаюсь техническим творчеством с детьми с 90-х годов, то скажу, что особого увеличения интереса к теме среди современных детей я не вижу. У меня авиамоделированием занимаются две группы по 12 человек. Реально интересно половине. Это нормальный процесс. Ребята пробуют себя, кто-то через год занятий понимает – не моё. Другие, наоборот, приходят впервые ко мне в средних классах. Мой «кружковец» Евгений Ручиц уже третьекурсник Белорусской государственной академии авиации, но до сих пор на каникулах приходит в центр – он собирает радиоуправляемую модель планера. Для многих мальчишек посещение таких кружков – вид профориентации. Ведь моделирование – возможность проверить свой интерес к технической теме, оценить, есть ли у тебя усидчивость, терпение, инициативность, настойчивость, способность заниматься расчетами, без которых «технарям» никак нельзя.

Ирина ТРУБАЧ.

Фото автора

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Два года подряд лучшими учениками Минской области в номинации техническое творчество становятся учащиеся школ Вилейкого района. В 2016-2017 учебном году им стал Илья...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика