Технотворчество – союз таланта и труда
16.02.2018
—
Новости Общества
|
Два года подряд лучшими учениками Минской области в номинации техническое творчество становятся учащиеся школ Вилейкого района. В 2016-2017 учебном году им стал Илья Ролич из Лыцевич, который все школьные годы занимался судомоделированием. В нынешнем – Юрий Шишко из Нарочи, последний его проект – макет гидроаккумулирующей электростанции. Мы решили поговорить с педагогами технического творчества, с теми, кто смог рассмотреть искорку таланта и разжечь его. Кто стал катализатором творческого роста ребят. Можно ли говорить о тенденции, о всплеске интереса к техническому творчеству? Быть может, легомания, распространенная среди современных детей, пробуждает их интерес к конструированию? Владимир Александрович Шапель, учитель трудового обучения Нарочской средней школы:
Конечно, если бы школьные мастерские были оборудованы современным инструментарием, нам удалось бы привлечь большее количество ребят. Из года в год я наблюдаю одну и ту же картину. Ко мне в мастерскую приходят четвероклашки – им интересно всё, они хотят делать всё, но они не готовы, у них нет умений. Пока я научу их безопасным приёмам обращения с инструментами, обучу, как ими пользоваться, как выполнять простейшие операции, заинтересованность угасает. Ведь детям нужно свою идею быстро воплотить в жизнь, иначе они теряют интерес, переключаются на другое. В техническом творчестве много рутинной работы. Например, макету ракеты надо несколько десятков имитаций заклепок, а макету 25-этажного дома около 200 окошек. Представляете,сколько времени уходит на монотонную работу, а ведь современные устройства – режущий плоттер, 3D-принтер – эти задачи выполняют довольно быстро. А ученик мог бы сосредоточиться действительно на творческой части – придумывать идею, делать расчёты, разрабатывать и изготавливать узловые части. Считаю, что, если бы наши мастерские были оснащены такими устройствами, мы, возможно, привлекли и удержали гораздо больше ребят. – Касаемо лего, могу отметить, что они действительно активизируют интерес к конструированию, но только в случае, когда ребенок создает собственные модели. Мой младший сын в детстве был весьма увлечен лего. Мы постоянно покупали наборы этого конструктора, и Илья собирал на основе имеющихся деталей собственные варианты устройств. В дальнейшем это переросло в увлечение судомоделированием. Если же речь идет только о сборе лего по предложенной схеме, то считать, что это катализирует творчество, не приходится. Я веду кружок судомоделирования уже десять лет. Какого-то всплеска интереса к техническому творчеству не наблюдаю. Вот у меня в кружке занимаются восемь ребят, из них действительно увлечена процессом половина. И примерно так в течение всего времени, что занимаюсь с детьми моделированием. Я считаю, что это естественно и нормально. Возможно, в моем детстве и больше мальчишек занимались конструированием. Тогда у нас было мало игрушек и мы восполняли пробел сами, выбирая из журнала «Моделист-конструктор», что можем сделать из подручных материалов. Но и тогда ведь не все обязательно были конструкторами. Современные же дети завалены игрушками, и, конечно, ребенку проще попросить купить, чем самому делать. Но и сейчас есть ребята, которым интересен процесс самостоятельного конструирования. Моя задача как педагога этот интерес поддерживать и развивать. Мы начинаем с простейших задач, которые по плечу пятиклассникам, впервые пришедшим в трудовую мастерскую. У ребенка должно остаться чувство удовлетворения от сделанного, от того, что самостоятельно смог что-то создать. Сложная модель, требующая месяцев работы, погубит изначальный интерес к творчеству. К её созданию ребенок должен быть готов и технически, и, так сказать, психологически. Вообще, думаю, каждому ребенку свойственна изобретательность, в том числе и техническая. Другое дело, что не каждый смог «поймать волну» – осознать в себе это свойство и развивать его. По мере сил я стараюсь именно в этом и помочь детям. В техническом творчестве есть понятие «моделирование», а есть «конструирование». Первое связано с созданием моделей по образцу. По моему опыту, этому можно научить каждого. Конструирование же предполагает креативный подход, для него нужен определенный талант. Такие люди – товар штучный, их не может быть много. Анатолий Приц, методист Вилейского центра дополнительного образования детей и молодежи: – Действительно, последние годы в сфере технического творчества молодежи были удачными для нашего района. Вот, например,2016-2017 учебный год. Традиционно сильна команда учеников Чурлёнской средней школы-сада в соревнованиях по судомодельному спорту (руководитель А. Ролич). Так, в открытых лично-командных чемпионате и первенстве Республики Беларусь по судомодельному спорту в классах моделей-копий, скоростных и яхт «Навигация-2017» Владислав Шарафанович получил диплом І степени, а команда учащихся была отмечена диплом ІІ степени. И это только один пример, а они очень активно участвуют на соревнованиях разных уровней. Диплом III степени у Юры Шишко из Нарочи на конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи Союзного государства «Таланты ХХІ века» (педагог В.А.Шапель). Диплом І степени республиканского конкурса «ТехноЕлка» у Алексея Пахома (педагог Рыжевич С.С.). Есть и другие победы на областных и республиканских соревнованиях. На мой взгляд, это стало возможным благодаря тому, что сложилась команда творческих педагогов, которые смогли увлечь ребят. С 2008 года учителя трудового обучения сельских школ работают в нашем центре на условиях совместительства. Так, у нас работают В.А.Шапель, А.Н. Ролич, В.В. Сургучёв, В.К. Кишулько, В.И. Красовский, В.И. Леберт, В.В. Пестрецов. Они нашли, заинтересовали и сплотили вокруг себя ребят, имеющих склонность к техническому творчеству. Плюс собственная увлечённость процессом. Всё вместе и работает на результат. Не могу не вспомнить и Валерия Андреевича Бевзо, некогда директора станции юных техников, который приложил немало сил для развития направления технического творчества у нас в районе. Что же касается собственных моих наблюдений, а я занимаюсь техническим творчеством с детьми с 90-х годов, то скажу, что особого увеличения интереса к теме среди современных детей я не вижу. У меня авиамоделированием занимаются две группы по 12 человек. Реально интересно половине. Это нормальный процесс. Ребята пробуют себя, кто-то через год занятий понимает – не моё. Другие, наоборот, приходят впервые ко мне в средних классах. Мой «кружковец» Евгений Ручиц уже третьекурсник Белорусской государственной академии авиации, но до сих пор на каникулах приходит в центр – он собирает радиоуправляемую модель планера. Для многих мальчишек посещение таких кружков – вид профориентации. Ведь моделирование – возможность проверить свой интерес к технической теме, оценить, есть ли у тебя усидчивость, терпение, инициативность, настойчивость, способность заниматься расчетами, без которых «технарям» никак нельзя. Ирина ТРУБАЧ. Фото автора Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Два года подряд лучшими учениками Минской области в номинации техническое творчество становятся учащиеся школ Вилейкого района. В 2016-2017 учебном году им стал Илья...
|
|