Чтобы дети НЕ плакали. 21.by

Чтобы дети НЕ плакали

13.04.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Когда Лев Толстой писал о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, вероятно, он не был знаком с понятием «социальное неблагополучие». Многие из наших читателей могут сказать, что эту тему не раз поднимали на страницах районной газеты. Но ведь, чем больше говорить о проблеме, тем больше шансов исправить ситуацию.

Детство – самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Но некоторые ребятишки запоминают этот период совсем другим: пьющая мать, отец, поднимающий руку на жену и детей, постоянный беспорядок в доме, отсутствие еды…
Сегодня мы поговорим о детях, находящихся в социально опасном положении, и на мои вопросы ответит главный специалист отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома Людмила Шуст.
– Людмила Николаевна, давайте для начала обозначим, какие семьи могут проверить?
– Абсолютно все. Наблюдение за каждым ребенком начинается с момента его рождения. Пока ребенок маленький, за ним наблюдают учреждения здравоохранения, когда подрастет – учреждения образования.
Регулярно в семью приходит патронажная сестра. Она осматривает ребенка, обращает внимание на условия, в которых он живет. Например, чисто ли в квартире, есть ли у малыша еда. Если что-то настораживает, сообщает руководству. Вопросы могут возникнуть, когда детей приводят на прививки. Врачи следят: в срок ли это происходит, ухоженные ли они.
Перед тем как ребенок идет в сад и школу, семью посещают воспитатели и учителя. Они смотрят, где спит ребенок, где будет делать уроки. Затем изучение особенностей семейного воспитания обучающихся воспитателем, классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и так далее.
– Как вы узнаете о таких семьях?
– Информация о семейном неблагополучии к нам в отдел поступает от различных служб: сельисполкомов, РОВД, РОЧС и просто от неравнодушных граждан. Предприятия района представляют сведения о семьях, допустивших большие задолженности по оплате за газ, свет, коммунальные услуги. Конечно, по итогу из всех фактов, которые приходят отовсюду, подтверждается около 30 процентов. Но сигналы мы вынуждены проверить: проводится социальное расследование, то есть, сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем, изучаются условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, составляются акты обследования, проводятся профилактические беседы с родителями. Но если все будет в порядке, их даже в категорию СОП не поставят.
– А если пришла комиссия, а в квартире празднуют, например, день рождения?
– Никто не стремится забирать детей у родителей, но по закону мы должны обеспечить безопасность ребенка. И если видим: мама с папой уже в таком состоянии, что им не до малыша, сына или дочку заберут. Сразу оговорюсь, это не изъятие. Малыша поместят в больницу, и когда родители придут в себя, они могут его забрать. В половине случаев так чаще всего и происходит. Конечно, такая семья попадает на карандаш, и комиссия не раз придет к ней с проверками. Нам нужно убедиться, что ребенок в безопасности.
– Это не очень приятно, когда кто-то посторонний пришел к тебе домой, проверяет шкафы, заглядывает в холодильник…
– Спокойнее нужно к этому относиться. А как иначе выявить, где детям нужна помощь? Случай из моей практики: мать открывает холодильник, а в нем грибы и пустота. И она уверяет, что приготовит из этого ужин на четверых детей. Сразу много вопросов к такой чудо-поварихе возникает.
– А что значит это страшное слово СОП?
– Ничего страшного в нем нет. СОП (социально опасное положение) – это в первую очередь сигнал о том, что нужно оказать помощь семье. Когда определяют, что семья находится в социально опасном положении, на ней не ставят клеймо «плохая», ее хотят поддержать. Подобные семьи не зря состоят на учете – условия жизни детей оставляют желать лучшего. Хотя иногда достаточно обычной чистоты и порядка, чтобы выйти из этого списка. Вот только очень жаль, что 90% детей, выросших в неблагополучных семьях, переносят модель поведения своих родителей на собственную семью. Это кажется бесконечным процессом, на который никак нельзя повлиять, но всегда есть надежда, что хоть кто-то услышит и изменит свою жизнь к лучшему.
– В каких случаях несовершеннолетние признаются находящимися в социально опасном положении?
– Перечень этих критериев отнюдь не ограничивается только аморальным образом жизни родителей, связанным со злоупотреблением алкоголем, наркоманией и совершением противозаконных действий. Педагоги, медики, представители местных органов власти, сотрудники РОВД и работники РОЧС призваны обращать внимание и на другие факторы, способные поставить под удар благополучие ребенка. Например, на отсутствие адекватного возрасту питания, одежды, жилья. Среди других причин – оставление детей без присмотра, несоблюдение правил пожарной безопасности, задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, газ, свет. Опасно систематическое отсутствие должного внимания со стороны взрослых, что чревато несчастными случаями, а также риском попасть под дурное влияние или стать жертвой преступников. Проще говоря, социально опасное положение несовершеннолетнего может стать следствием самых разных жизненных ситуаций, а потому каждый конкретный случай требует отдельного внимания. Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждений образования.
На учете в районе в настоящее время состоят 32 семьи, в которых воспитывается 68 несовершеннолетних детей, признанных находящимися в социально опасном положении.
Постановка в СОП – это не приговор на всю жизнь. Семье всегда отводится время на исправление. Да, конечно, контроль за ней у сотрудников отдела и учреждений образования, милиции и других заинтересованных служб будет повышенным: посещение по месту жительства, обследование жилищно-бытовых условий… Но надо понимать, что все это делается в первую очередь для блага детей, чтобы они жили в спокойной и здоровой обстановке. И если у данной семьи есть видимые признаки улучшения, жизнь там налаживается, то по решению совета она снимается с учета.
– Когда из СОП дети переходят в статус нуждающихся в государственной защите и их забирают из семьи?
– Когда видимых улучшений нет, родители пьют, дети недосмотренные, голодные, грязные, когда из месяца в месяц родители не исправляются, возникает вопрос, нужен ли им ребенок? И учреждение образования обращается в комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы ребенка признали нуждающимся в государственной защите и забрали. В таком случае ребенок изымается из семьи, и его направляют в приют, а родителям дают полгода на исправление.
– Часто ли детей забирают из семей?
– Каждый раз перед членами комиссии стоит дилемма, чисто человеческий выбор – что лучше сделать в данной ситуации, чтобы помочь и не навредить детям?
В прошлом году у нас в районе изъяли 8 мальчиков и девочек. Вообще, с 2006-го, когда вступил в силу Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в районе из семей изымалось около двухсот детей.
– У кого чаще всего забирают детей?
– Дети, оказавшиеся в отделении социального приюта, очень разные. Помимо наиболее типичных причин, в том числе алкоголизма и антиобщественного поведения родителей, есть и другие весомые причины, например, регулярное оставление детей без присмотра. Отобрание – крайняя мера. Но мы видим, что не все наши усилия дают результат, и мы должны установить причину этого. Односторонняя работа не дает положительного эффекта: только взаимодействие семьи и школы, семьи и всех заинтересованных служб будет иметь какой-то результат.
Не секрет, что для ребенка родные мама и папа – самые важные люди. Когда дети только-только помещаются в приют, бывает очень сложно объяснить, почему все вышло именно так. «Мама немного сбилась с пути, ей сейчас очень сложно и нужна помощь, а потому вы пока поживете у нас, а мама будет решать проблемы», – говорим мы детям. Любой ребенок никогда не скажет о маме ничего плохого: для него она всегда самая лучшая, самая дорогая. Меня всегда трогает, когда под Новый год наши воспитанники вешают на елку записочки с желаниями. В них всегда одно желание – поскорее вернуться домой.
Поэтому наша первейшая задача – обеспечить детям благоприятные условия нахождения в приюте, оказать психолого-педагогическую, социальную и медицинскую помощь, активно осуществлять взаимодействие с семьей через вовлечение родителей в мероприятия, проводимые в учреждении. Все делается для того, чтобы сохранить детско-родительские отношения, и ребенок поскорее вернулся в свою родную семью. Родители должны понять: проблема есть, и с ней надо бороться. Законодательством предусмотрен срок этой работы – не более 6 месяцев. Но с момента отобрания ребенка из семьи родители его становятся обязанными лицами. Они должны возмещать расходы государства на содержание ребенка. А это около двухсот рублей в зависимости от возраста на одного ребенка ежемесячно.
– Как обычно родители реагируют на то, что ребенка забирают из семьи: пугаются, стыдятся либо равнодушны?
– Большинство пугаются. Но многие из них – не столько того, что заберут детей, сколько материальной ответственности. Когда мы говорим, что с этого дня вы становитесь обязанным лицом, а это значит, что вашего ребенка будет кормить, поить, обувать, одевать государство, а вы должны будете положить средства на это в государственный кошелек, это пугает родителей гораздо больше.
– Что нужно сделать горе-родителям, чтобы вернуть ребенка?
– Все зависит от того, какие причины послужили отобранию. Часто родители не работают, тогда необходимо трудоустроиться, пройти лечение от алкогольной зависимости, сделать дома хотя бы косметический ремонт, чаще обращаться к нашим специалистам, чтобы наладить родительско-детские отношения.
Сказать честно, я рада, что в нашем государстве был принят этот Декрет. Дети не виноваты в том, что у них недобросовестные родители. И наша первостепенная задача – повернуть родителей в сторону их детей. Даже не заставить, а просто напомнить о их, что у них есть дети. Дать понять, что они нуждаются в заботе, внимании, что родители обязательно должны работать, чтобы их содержать. За время действия Декрета в биологические семьи родителям мы вернули около 70% отобранных детей.
– Если за эти полгода семья не образумилась, что происходит дальше?
– Если через полгода, пока ребенок находится в приюте, мама с папой не меняют свой образ жизни, мы готовим в суд материалы на лишение их родительских прав. Цифры неумолимо говорят о том, что не все дети возвращаются в свои биологические семьи. Уже в этом году одинокая мать лишена родительских прав в отношении двоих детей, и они стали социальными сиротами.
– Объясните, пожалуйста, что значит понятие «социальное сиротство»?
– Социальными сиротами называют детей, которые постоянно или временно остаются без попечения родителей, стали сиротами при живых родителях.
Однако у родителей имеется возможность восстановления в родительских правах при условии, что их поведение, образ жизни, отношение к ребенку существенным образом изменились в лучшую сторону. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке. В нашем районе, к счастью, имеются случаи изменения ситуации и воссоединения детей и родителей.
– Как, на Ваш взгляд, можно ли искоренить проблему социального сиротства?
– Полностью искоренить ее вряд ли возможно. Конечно, нужна совместная работа всех заинтересованных служб. И само общество должно быть заинтересовано в том, чтобы в здоровых семьях росли здоровые дети. Я говорю о здоровье не только физическом, но и моральном. Дети – наше общее будущее! Но невозможно бороться с семейным неблагополучием только извне. Пока сами родители не захотят спасать свою семью, толку не будет. Нужно воспитывать в молодом поколении родительскую ответственность, растить детей в осознании, что семья – это самое главное, самое ценное. Но для этого у детей перед глазами должен быть пример собственной семьи – такой, где мама и папа любят друг друга, дорожат своими детьми, берегут их, где злоупотребление алкоголем не норма. К сожалению, неблагополучие молодеет. Сейчас стало много семей, где совсем молодые родители отстраняются от воспитания детей, и у них становится привычкой выпивать. Это печально…
Пользуясь представленным случаем, со страницы районной газеты хотелось бы обратиться ко всем читателям: не будьте равнодушными к проблеме семейного неблагополучия. Нам важна информация о семьях, где родители не выполняют надлежащим образом свои обязанности. Только вместе мы сможем защитить законные права и интересы детей.
Беседовала
Оксана Борсук.
Фото из интернета.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда Лев Толстой писал о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, вероятно, он не был знаком с...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика