Репетиторство: за или против?. 21.by

Репетиторство: за или против?

20.05.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Наверное, точно сказать, когда в нашу жизнь прочно вошло понятие «школьное репетиторство», нельзя. Может быть, в 90-е годы прошлого века. Конечно, дополнительные школьные занятия были во все времена, но, как правило, это были факультативы, причем бесплатные.

Еще одним способом заполнить пробелы в знаниях ученика было закрепить за ним более успевающего товарища, и тот уже «подтягивал» одноклассника, искренне гордясь своей миссией. Ну и, конечно, пресловутое «оставить после уроков», о котором с ностальгией вспоминают люди старшего поколения: мол, эффект был тот же, но еще и бесплатно. Сейчас же большинство ребят, планирующих поступать в вузы, уверено: без занятий с репетитором на ЦТ делать нечего. По крайней мере, складывается такое впечатление. Но так ли это и что на самом деле думают о репетиторстве школьники? Я попросила поделиться своим мнением некоторых знакомых старшеклассников, а еще провела анонимный опрос среди подписчиков группы нашей газеты «ВКонтакте». Вопрос звучал просто:  «Уважаемые выпускники 2018 года, ходите ли вы на занятия с репетитором?», и давались варианты ответов плюс «свой вариант (в комментариях)».

Вот результаты опроса, который, конечно, ни в коем случае не претендует на серьезное социологическое исследование. Из 214 участников (кажется, у нас и выпускников столько нет) 48 человек ответили, что не сдают централизованное тестирование, 49 человек выбрали «свой вариант», правда, комментариев абитуриенты не оставили. Ответы остальных 117 проголосовавших распределились таким образом: 33 человека —«Да, хожу, без репетиторства ЦТ не сдашь», 29 — «Да, я хочу поступить в определенный вуз, там очень высокие баллы, нужна серьезная подготовка», 10 — «Да, настояли родители», 21 — «Не хожу, нет денег», 11 — «Нет, надеюсь на удачу» и 13 — «Нет, я могу подготовиться сам».

А вот что говорили о подготовке с репетитором одиннадцатиклассники глусских школ при личном общении. Например, Лиза два раза в неделю ходит на репетиторство по математике и по одному разу — на английский и русский языки. Час занятий стоит 10 рублей. Лиза решила заниматься с репетиторами, «чтобы хорошо сдать ЦТ, так как в школе не идет целенаправленная подготовка к тестам, некоторые темы разбираются поверхностно». Наверное, можно подготовиться к поступлению и самостоятельно, говорит девочка, но всё-таки «это гораздо проще делать с репетиторами, потому что они знают, какие темы нужно пройти, как нужно объяснить их ребенку, как отработать всё это. Репетитор видит, что идет легче, а что дается не очень легко». При этом Лиза понимает, что очень многое зависит от нее самой, и к каждому занятию старается сделать больше, чем задают. На всё это, конечно, уходит много времени, бывает тяжело, но «везет тому, кто везет, поэтому нужно достойно пройти через эти трудности», объяснила она.

Кристина собирается поступать на факультет романо-германской филологии и старается брать максимум от учебы в школе. Девушка учится в профильном классе, и тесты ЦТ совпадают с профильными предметами, при этом она не забрасывает и остальные  дисциплины, чтобы улучшить балл аттестата. Каждую субботу Кристина ходит на школьные факультативы плюс по разу в неделю — на репетиторские занятия по английскому языку и истории Беларуси. При этом английский обходится в 10 долларов, история — вполовину меньше. Кристина рассказала, что пойти на репетиторство по английскому ей посоветовал друг, а потом уже вместе с родителями они решили: школьные знания — это не совсем то, что нужно для ЦТ. «По школьной программе на английском мы должны читать тексты, а в тестах проверяют грамматику, — поясняет старшеклассница. — Школа не дает таких глубоких знаний, которые могут дать индивидуальные занятия». Кристина допускает и возможность самостоятельной подготовки к ЦТ, всё зависит от степени запущенности предмета и от стараний учащегося: «Если ученик старается, у него самого получается хорошо, то хватит и простых консультаций учителя. Если же ученик взялся за учебу с 11-го класса (или с 10-го, но всё идет не так, как хотелось бы), то мала вероятность того, что он сможет сам хорошо подготовиться». Но в принципе самостоятельно подготовиться могут единицы, уверена Кристина.  «Еще, если вы заметили, наше поколение — поколение ленивой молодежи, — поделилась девушка своими мыслями. — Не знаю почему, но большинству всё равно, что будет с ними в будущем. Они считают, что это нужно родителям, а не им самим. Всю ночь, конечно, с книгой сидеть не нужно, нужно только уметь правильно распределить время и понимать, что мы сами строим свое будущее, всё зависит только от нас самих. Беларусь — постиндустриальная страна, и нам необходимы великие умы для новых достижений и открытий. Нужно быть сильными, не поддаваться влиянию нехороших компаний, лени, нужно просто поставить себе цель и упорно идти к ней. «Лепить» самого себя, узнавая много нового, совершенствуя имеющиеся знания». Впрочем, самостоятельной подготовкой Кристина не пренебрегает: решает онлайн-тесты и тесты прошлогодних ЦТ, просит у учителей дополнительные задания, а еще каждый понедельник занимается с одноклассницей «репетиторством» по телефону: девочки вместе решают тесты, комментируя каждый пункт. «Я считаю, что мне это только на пользу, так как мы повторяем и проговариваем все правила, исключения, да так часто, что их уже просто невозможно забыть даже в стрессовой ситуации, которая будет на тестах», — объясняет Кристина. Кроме того, как и большинство учащихся, она ездила на репетиционные тестирования, это позволяет увидеть уровень подготовки и выявить проблемные темы.

Екатерина тоже серьезно готовится к поступлению: она решает тесты, проходит онлайн-уроки, ходит на факультативные занятия, а еще три раза в неделю занимается с репетитором по математике и один раз — по английскому языку. Без этого не обойтись, говорит Катя, ведь на ЦТ «есть задания, которые в школьной программе не рассматриваются». Можно подготовиться и самостоятельно, есть много онлайн-уроков, но «когда вы ходите на репетиторство — на вас лежит больше ответственности, так как ваши родители платят за вас деньги», рассуждает выпускница.

Знания, говорят, за плечами не носить, и в любом случае дополнительные учебные занятия никому еще не помешали, хотя, конечно, в суммы, даже при самых скромных подсчетах, они обходятся немалые. По крайней мере, такое мое мнение. Но что скажут по этому поводу те, кто уже отучился в школе и у репетиторов?

Анастасия, выпускница Глусской средней школы № 1 и Минского лингвистического университета, вспоминает, что она занималась с репетитором по английскому языку, обходилось это 8 долларов в час. Занятия были раз в неделю, и «это был мой маленький ад», смеется Настя: репетитор задавала по 20 упражнений, и она должна была их все переписывать. «Однако именно благодаря этому репетитору я выучила все базы английского, и это действительно мне помогло в будущем, — уже серьезно добавляет девушка. — В школе, к сожалению, постоянно менялись учителя, они были очень молодыми, и их не особо интересовал процесс обучения. А репетитор меня здорово тогда натаскала, у меня до сих пор есть наши конспекты. Кстати, уже будучи студенткой, я тоже занималась репетиторством с маленькими детками, и я всегда пользовалась этими конспектами, а еще методами объяснения, которые «подсмотрела» у своего репетитора». Также Настя ходила на платные занятия в школе по русскому языку. «Мне очень нравилось, как преподает Анна Григорьевна Корбут,  учеников на репетиторство она не брала, и заниматься с ней отдельно было возможно только так».

Максим, сейчас второкурсник университета им. П. Сухого в Гомеле, ходил раз в неделю (а на каникулах и два-три раза) на платные занятия в школе по физике и к репетитору по математике, при этом репетиторство стоило, насколько он помнит, 6 рублей занятие. «Ходил к репетитору, потому что мама сказала «надо», — смеется парень. — А если серьезно, то на самом деле в одиночку подготовиться к ЦТ очень сложно, нужно, по сути, повторить всю школьную программу, при этом выбирая и уделяя внимание самому главному. Причем ведь часто бывает, что когда решаешь или тренируешься один, то только закрепляешь свои ошибки, а при индивидуальных занятиях с педагогом идет развитие, тебе могут указать на твои ошибки и сказать, как и что надо делать». Максим считает, что репетиторство однозначно помогло ему при поступлении: «Еще как. Я бы не оказался там, где я сейчас, набрал бы намного меньше баллов, и вообще всё было бы хуже».

Карина, выпускница 2013 года, сейчас она уже окончила университет и сама работает в школе, с 9-го класса стала ходить на репетиторство по математике, в 11-м  добавились русский язык и география. Конечно, репетиторы помогали готовиться к ЦТ, да и к школьным экзаменам, говорит Карина и добавляет, что на все дополнительные занятия ходила с удовольствием, потому что был стимул сдать хорошо ЦТ и поступить на бюджет: «Никогда не хотела учиться платно. Было много друзей, которые даже в колледже учились платно, я не считаю это правильным, всегда думала о маме и папе, о том, как тяжело бы им давались эти деньги. И, конечно же, хотелось оправдать надежды родителей». Карина подсчитала, что на все репетиторские занятия в общей сложности ушло в то время рублей 500, и это в 12 раз меньше, чем если бы она поступила на платное отделение и пришлось бы оплачивать четыре года учебы (в год по 1 500 рублей). Поэтому, говорит Карина, она очень благодарна родителям, которые выкраивали деньги на ее занятия с репетиторами, за то, что она получила высшее образование бесплатно.

Как правило, решение о том, заниматься или нет с репетитором, принимают дети и родители. Но ведь есть еще школьные учителя, которым, может быть, даже обидно, что они-то стараются, вкладывают в ребенка весь свой опыт и знания, а ученик в итоге ищет эти знания еще где-то на стороне. Свое мнение по теме «да или нет репетиторству» я попросила высказать учителя одной из глусских школ с 15-летним стажем. Выяснилось, что эта учительница только «за». Дело в том, сказала она, что школьная программа выпускных классов не связана напрямую с подготовкой детей к централизованному тестированию, в то время как ЦТ — это комплекс заданий по разным темам от 5-го класса до 11-го. «И в рамках школы в 11-м классе нет возможности перевернуть весь учебный материал за все годы обучения и на хорошем уровне отработать все нужные навыки и умения, — пояснила педагог. — Я считаю, что тем детям, которые планируют сдавать ЦТ и поступать в вуз, репетитор необходим, но каждому на своем уровне. Чем лучше исходный уровень знаний, тем больше шансов подготовиться и сдать тестирование на достаточно высокие баллы. Есть ученики с очень запущенными знаниями, но в 10-м или 11-м классе к ним вдруг приходит осознание, что школьная жизнь заканчивается, что надо куда-то поступать. У таких ребят мало шансов набрать высокие баллы, но есть возможность хотя бы подтянуть знания с репетитором. В этом случае нужно заниматься много, и очно с репетитором, и дома самостоятельно. А если ученик на достаточно высоком уровне усваивал школьную программу всех учебных лет, то ему можно заниматься с репетитором намного меньше, потому что этот ученик умеет работать самостоятельно, и репетитор ему нужен не как транслятор новой информации, а скорее как консультант по некоторым вопросам, вызвавшим затруднения. Кроме того, репетитор нужен всем хотя бы потому, что у него уже есть готовая база наработок, практических материалов и отработанная схема подготовки к ЦТ. Это помогает ребятам не терять время на самостоятельные поиски теории, заданий, на разрешение сомнений по поводу их целесообразности. Репетитор — это специалист, который ведет ученика к цели кратчайшим путем. А длина этого пути определяется уровнем исходных знаний ребенка и его мотивацией, готовностью учиться».

Алена ВАЛОШКА

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наверное, точно сказать, когда в нашу жизнь прочно вошло понятие «школьное репетиторство», нельзя. Может быть, в 90-е годы прошлого века. Конечно, дополнительные...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика