Чтобы спасти лес от короеда, приходится вырубать. 21.by

Чтобы спасти лес от короеда, приходится вырубать

01.08.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Еще пару лет назад дачные домики садоводческого товарищества «Поляна», что в Добрушском районе, от главной автотрассы отделяла стена леса. В основном сосны вперемежку со стройными березами и островками малинника. Щелкали в зеленых кущах соловьи, кукушки, перебивая друг друга, не скупились на обещанные годы. Сейчас здесь визжат бензопилы, и от падающих сосен вздрагивает земля: ведутся санитарно-оздоровительные мероприятия против жука-короеда.


Как выгнать вредителя из леса

Хотя термин этот звучит вполне по-мирному, данный процесс в режиме онлайн чем-то смахивает на масштабные боевые действия в лесных кварталах: с лязгом техники и развороченными делянками, тяжелыми лесовозами и разбитыми дорогами. Лес, который с приветливой доверчивостью встречал в любую пору года, сейчас чем-то смахивает на распластанного на операционном столе больного...

Выстоят ли сосновые массивы в экстремальных условиях «биологического пожара»? Гомельщина сейчас в эпицентре ликвидационных действий по борьбе с жуком-короедом. Это было подчеркнуто на недавнем международном семинаре «Угроза массового распространения вершинного короеда на территории Центрального федерального округа и лесхозов Гомельской области», который состоялся на базе областного государственного производственного лесохозяйственного объединения.

Гомельские лесоводы за последние полвека не могут припомнить подобной напасти и уже несколько лет воюют с вездесущим вредителем. Если еще вчера звучали оптимистические прогнозы на этот счет, то нынче оптимизма заметно поубавилось: позади тысячи гектаров вырубленных сосняков, а сколько их впереди, никто не знает. Только в этом году под санитарное оздоровление попали 10 тысяч гектаров хвои, поврежденной короедом, рассказали в Гомельском ГПЛХО. Поэтому приходится отменять плановые рубки и в первую очередь рубить там, где появились очаги заражения. Когда собственных сил не хватает, на помощь приходят работники лесного хозяйства из соседних областей — со своей техникой и специалистами. В настоящее время в гомельских лесхозах трудятся лесоводы из Могилевского, Гродненского и Витебского лесохозяйственных объединений.

После атаки руками не машут

В последнее время приходится слышать нарекания населения на то, что под топор идут и здоровые сосны, а сухие почему-то остаются. В Гомельском ГПЛХО пояснили: рубки, которые проводятся уже после того, как вредитель уничтожил дерево, недостаточно эффективны. Лучшим методом является оперативная выборочная рубка именно свежезаселенных деревьев. В настоящее время прилагаются все усилия, чтобы по максимуму сократить сроки заготовки поврежденной короедом древесины, ведь удаление свежезаселенных деревьев должно происходить не позднее трех недель после атаки лесных вредителей.

Но как это определить, если вначале такое дерево имеет абсолютно здоровый вид? Проблема заставила ломать головы лесоводов и из других стран. В Швеции это делается при помощи поисковых собак, которые вынюхивают насекомых под корой дерева и подают сигнал. В Чехии эту задачу выполняют сканеры и тепловизоры, подключенные к беспилотным летающим аппаратам. В белорусских лесах используют феромоновые ловушки, которые помогают оценивать динамику размножения лесного вредителя. В нехитрых приспособлениях используются феромоны, привлекающие короеда. Жук летит на свой любимый запах (в данном случае сухого дерева), попадает в емкость с жидкостью и там погибает.


Однако обвешать такими ловушками все деревья нереально. Накладно это и в плане финансов. Ловушки предназначаются не для уничтожения короеда, а для мониторинга степени заражения лесного квартала, подсказали в лесохозяйственном объединении. Например, если крошечных вредителей в емкости оказывается более трех тысяч штук — значит, есть новый очаг заражения и объект для оперативной работы лесных бригад.

Делая акцент на быстром удалении с виду здоровых деревьев, лесоводы ставят заслон перед массовым размножением вредителя, так как уничтожают основную его популяцию до массового вылета. При вырубке мертвой древесины эффект достигается в меньшей степени.


К СВЕДЕНИЮ. Есть расхожее мнение о том, что древесина зараженных деревьев уничтожается на месте. Это не так. Более 70 процентов ее относится к категории деловой и отправляется на переработку.

В борьбе все ноу-хау хороши

Мало только вырубить сухие рыжие сосны и зеленые деревья в буферной зоне. Одна из главных задач — не допустить потери ценных пород древесины, пораженной жуком, максимально вовлечь ее в производственный процесс, подчеркнули в Гомельском опытном лесхозе. А это пиломатериалы, которые идут на внутренний рынок и даже на экспорт. Поэтому до конца года в деревообрабатывающем цехе лесхоза планируют запустить еще одну линию по распиловке древесины.

Не менее важно вовремя разобраться и с порубочными остатками, которые заселены полчищами вредителей. Зимой в процессе санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах пылают костры, где сжигаются обсыпанные короедом ветки, но летом такой метод исключается. Особенно во время жаркой погоды и засухи. Поэтому в Гомельском лесхозе в нынешнем году с помощью немецкого мульчера, арендованного у энергетиков, сосновые ветки перемалывают в труху и смешивают с землей. После такой экзекуции можно говорить лишь о полезной для леса органике.

Однако данный метод не из дешевых, поэтому лесхозовские умельцы уже придумали свое ноу-хау. Для этого у предприятия-производителя заказана специальная фреза, которую здесь планируют прицепить к «Беларусу».

Кстати, разработан в лесхозе и механизм восстановления лесных насаждений, в питомнике, где 11 теплиц и до конца года планируют достроить еще три, большое внимание уделяется посадочному материалу. В основном это сосна обыкновенная, дуб черешчатый и береза. Только в нынешнем году посажено 400 тысяч сеянцев сосны с закрытой корневой системой, которые имеют почти стопроцентную приживаемость. Ежегодные посадки, которые ведутся для восстановления лесных угодий, составляют 800 — 850 гектаров: на месте каждой вырубки будет создаваться новый лес.

На каждого короеда по муравьежуку?

К сожалению, сплошные санитарные рубки, которые, образно говоря, можно назвать хирургическим вмешательством при спасении леса, пока единственный эффективный способ борьбы с короедом. Чтобы сохранить то, что еще осталось, и остановить процесс распространения лесного вредителя. А еще получить не только дрова, но и возможный экономический эффект от реализации полученной древесины. Увы, ничего другого пока никто не придумал, хотя беда эта, связанная с изменением климата и понижением грунтовых вод, касается не только нас.

В интернете недавно промелькнула информация о каком-то муравьежуке, поедающем крошечных короедов. Якобы насекомое вывели российские ученые для того, чтобы спасти от гибели сосняки. Но один экземпляр этого «санитара» в лесу не воин. Как скоро станет его популяция многочисленной? И остановит ли вездесущего жука-агрессора?

Пока силы на поле боя далеко не равные, в ход идут топоры и бензопилы.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Еще пару лет назад дачные домики садоводческого товарищества «Поляна», что в Добрушском районе, от главной автотрассы отделяла стена леса. В основном сосны...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика