Два известных репетитора открыли в Минске частные школы. Как и чему они учат за 700-800 руб в месяц. 21.by

Два известных репетитора открыли в Минске частные школы. Как и чему они учат за 700-800 руб в месяц

14.09.2018 17:16 — Новости Общества | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

После того как Министерство образования отменило экзамены в пятые классы гимназий, известный минский репетитор Андрей Григорьев задумал открыть частную школу. Другой известный репетитор — Евгений Ливянт — обвинил его в соцсетях в том, что он умышленно лоббировал решение Минобра. А потом взял — и тоже открыл собственную школу. В итоге на карте Минска появилось два частных учебных заведения — очень разных и кое в чем даже противоположных. В один из первых сентябрьских дней TUT.BY побывал в двух школах. Рассказываем, как они устроены.

Школа Андрея Григорьева: гаджеты только для учебы и никаких оценок

Частная школа STEAM находится по адресу: Минск, проспект Победителей, 5. Пока это — несколько кабинетов на третьем этаже офисного здания, 30 детей, 8 учителей, один завуч и один директор, а также попечительский совет.


Так проходит один из уроков. Сидеть за партами необязательно

Первый урок в STEAM начинается в 8.40. Звонок здесь не зовет ученика на урок, потому что его нет. Перед началом занятий замдиректора по учебной работе Валентина Чекан достает коробку, в которую нужно сложить телефоны, чтобы они «зарядились магией». Это сигнал, что урок вот-вот начнется. На перемене «магию» можно вернуть.

В своем первом учебном году STEAM набрала всего два пятых класса — оба по 15 человек. Всех учеников Валентина собеседовала лично, чтобы понять, какой у них предыдущий учебный опыт и чего им бы хотелось от новой школы.

Андрей Григорьев считает, что личное собеседование дает возможность узнать не только детей, но и их родителей. Это, по его мнению, важно для учебного процесса.

— Психологическое состояние ребенка влияет на учебу и его подготовку. Например, в Англии директор частной школы в течение года зовет к себе домой на обед всех учеников и их родителей. Он узнает ученика не как учебную единицу, а как человека. Когда обладаешь этим знанием, легче найти решение проблемных вопросов, если они возникают.


Андрей Григорьев

В этом году в школе решили открыть только пятые классы. Во-первых, потому что оценили собственные возможности и осознали, что за лето получится написать качественные программы и методические пакеты только для одной паралелли. Во-вторых, потому что поняли, что именно средняя школа формирует и развивает системные знания, гуманитарное и естественно-научное мышление.

Кстати, Андрей Григорьев на самом деле не является основателем STEAM. Он с нуля разрабатывал ее концепцию, но юридически ей не владеет. Владельцы школы — это Сергей Дивин и Валентина Чекан.

—  Изначально у Сергея Дивина была идея открыть альтернативное учебное заведение. Но без конкретизации. Было много сомнений по формату, направленности, возрасту учащихся, — рассказывает предысторию Андрей. — В итоге решили, что основная задача проекта — подготовить детей к 10 и 11 классу, чтобы они открыли свои лучшие качества, поняли, куда идти дальше. Мы хотим показать им максимум возможностей, а также то, как полученные знания они могут применять в жизни.


Сейчас Андрей Григорьев входит в попечительский совет. В дальнейшем он будет заниматься стратегическими вопросами развития школы.

— Я хочу показать, что наш путь работает. Государственная машина очень долго поворачивается. Потому ей нужно демонстрировать уже готовые варианты, чтобы она не боялась и видела: это работает и может быть образцом. Как и Сергей Дивин, я привык действовать. Конечно, можно долго негодовать по поводу упадка школьного образования, гонять ветер по соцсетям. Но что от этого?

Валентина подтверждает: новая частная школа станет «точкой апробации», после чего они готовы безвозмездно делиться наработанным опытом с государственными учреждениями образования.


Завуч школы Валентина Чекан

Пока STEAM работает как учреждение дополнительного образования — только через год она сможет получить аккредитацию Минобра как школа. Формально все ее ученики находятся на индивидуальном обучении.

За основу школа взяла учебные программы и планы Министерства образования, немного их переработала и добавила к ним STEAM-компонент: Science (Наука), Тechnology (Технологии), Engineering (Инжиниринг), Аrt (Искусство), Mathematics (Математика).

К примеру, вместо предмета «Трудовое обучение» ученики изучают инженерную науку — робототехнику, программирование, сайтостроение, дизайн.

— Один из наших главных принципов — это интеграция и межпредметное взаимодействие всех изучаемых дисциплин, их тесная связь с жизнью и окружающим миром. Для нас важно совмещать получение знаний и их применение. В будущем мы планируем билингвальное обучение — на русском и английском. Пока только движемся к этому.

Мы придерживаемся сетки предметов, рекомендованных Минобром. Но привносим свою методику и стиль подачи. Например, интегрируем предметы — когда говорим о науке, вспоминаем математику и затрагиваем искусство. Вводим проектное обучение, используем девайсы в образовательных целях и т.п.


Ежедневно в расписании школьников стоят шесть уроков, некоторые объединены в пары. Между каждым — небольшие перерывы и часовой отдых после второй пары. Учеба заканчивается в 14.30.

— Мы хотим, чтобы дети жили полной жизнью, поэтому не организуем продленку. У них есть свои увлечения, занятия спортом. Они все должны успевать, проходить через разные каналы социализации — семья, другой детский коллектив, а не проводить в школе 10 часов.

После второй пары дети уходят на обед. Никаких столовок и дежурств в них: ученики школы питаются в близлежащем кафе на улице Замковой, «атмосфера которого приобщает детей к эстетике и этикету». После обеда остается еще минут 40 на прогулку, проводить их можно на площадке под присмотром учителя.

Ежедневно ученики получают на дом не более трех заданий плюс тему для размышлений и обсуждения с родителями вроде «Что есть искусство?».


В школе есть свой кодекс для регулирования отношений учеников, их родителей и учителей. Главные правила — пунктуальность, антибуллинг, вежливость. В отношениях между учителями и учениками много неформальности: к примеру, завуч ходит в кедах, на третий учебный день знает всех учеников по именам, о школьной форме речи даже не идет.

Также в школе по-особому относятся к гаджетам. Валентина замечает: у многих детей отсутствует навык саморегуляции, когда нужно сказать себе «стоп», отложить телефон в сторону и включиться в учебу. Поэтому в школе придумали трюк с «коробкой магии».


Коробка с магией

— Мы встраиваем гаджеты в учебный процесс и перенаправляем внимание от развлекательных целей к образовательным. У нас есть формы работы, когда мы ими пользуемся: фотографируем, получаем туда домашнее задание. Но многие дети пока не умеют передохнуть и абстрагироваться по-другому, кроме как уткнуться в экран. Поэтому мы пытаемся этот процесс регулировать.

Оценок в STEAM не ставят. Как минимум, тех, которые выражаются в цифрах. Для учителей школы, по словам Андрея, важно фиксировать прогресс ученика, навыки и знания, которыми они овладели или еще нет. Но не демотивировать.

— Мы уделяем внимание прогрессу детей, — говорит Андрей. — Допустим, в начале года ученик делал в диктанте 40 ошибок, в конце — 20. В обоих случаях — это «единица» по традиционной шкале, но ведь ученик по отношению к самому себе значительно вырос. Мы против конкуренции за оценки. Каждый должен обращать внимание только на собственное развитие. Тогда это будет работа не на оценку, а на знания.


Валентина объясняет: за основу оценивания в школе взяли международную IВ-систему. В ней несколько компонентов: знание, понимание, исследование, коммуникации и т.п.

— Оценивание у нас словесное и обширное в конце каждого урока. Например, учитель английского дает примерно такое резюме: научился строить предложения, но пока плохо употребляет артикли. Преподаватель постоянно интересуется, достиг ли ученик того, что сам запланировал. Раз в две недели учителя будут подробно заполнять электронный журнал, чтобы родители видели, как учится ребенок. Раз в четверть будут компоноваться более детальные карты по навыкам каждого ученика.


Пока, по словам Валентины, родителям очень сложно привыкнуть к отсутствию формальной оценки.

— Родители до сих пор хотят видеть рейтинг. Пробуем донести им свою идею. Также мы просим их не вмешиваться в подготовку домашних заданий. Подросток сам должен брать на себя ответственность. Аргументировать, почему он что-то сделал или нет.

В школе — восемь учителей. Искали их по личным контактам и рекомендациям. У всех есть опыт работы в школах или вузах. Также практически все занимаются наукой, а это, по словам Валентины, означает, что они обладают живым знанием.

— Главное, что учителя были готовы работать по-новому. Они у нас постоянно развиваются в науке, на острие. Например, Артем Андреевич, который преподает химию, биологию, географию, — микробиолог на кафедре БГУ, пишет диссертацию. У всех есть опыт работы в школе плюс научный интерес. Мы были не готовы делать школу без всяких правил. Рады, что наши учителя имеют опыт в формальном образовании. Было легко с ними разрабатывать методологии. Специалисты — сильнейшие.


Зарабатывают учителя, по словам Валентины, немало. Сколько? Конкретную сумму она не называет.

— Все зависит от учебной нагрузки. Но ставки высокие. Главное, чтобы процесс был качественным.

В месяц обучение стоит 820 рублей. В эту сумму уже включена плата за обеды.

В краткосрочной перспективе учредители, попечительский и родительские советы планируют сделать школу такой, какой она изначально задумывалась.

— Я за сохранение познавательного интереса, — говорит Валентина, — чтобы дети все время хотели узнавать что-то новое. Чтобы учение не воспринималось ими как неприятный, отвращающий труд, что часто случается.


— Чтобы ученик понял, чего хочет от жизни, кем будет, какие его сильные стороны, — добавляет Андрей. — Часто дети занимаются тем, что хотят родители, а не они сами. Наша цель в том, чтобы в конце обучения ребенок без помощи посторонних понимал, куда и зачем он идет. К сожалению, дети часто заканчивают школу, сдают ЦТ и на вступительной кампании гадают по нему: куда пройдут? И на 3 курсе горько плачут, что специальность не нравится. Это — плохой сценарий. Наша глобальная цель — предотвратить его.

В долгосрочных планах школа хотела бы переехать в отдельное здание. В мечтах — открыть пансион, куда дети приезжали бы вечером в воскресенье и уезжали в пятницу.

Школа Евгения Ливянта: сильные учителя, робототехника и дисциплина


В школе идут занятия по белорусскому языку

Еще одна частная школа «Апельсин-100 баллов» скрывается во дворах улицы Бельского неподалеку от станции метро «Спортивная». В ее основании участвовал репетитор Евгений Ливянт. Решился на это в мае 2018 года.

— Когда было принято решение об отмене экзаменов в пятые классы гимназий, что для меня означает их скорое исчезнование, я начал думать о собственном долгосрочном проекте. Многие страны-соседки вложились в модернизацию школьного образования, делают огромные успехи. Эстония — лидер рейтинга PISA, Россия выигрывает олимпиаду за олимпиадой по всем предметам. У нас же все критически плохо с системой школьного образования. Поэтому для меня важно, что «я хотя бы попытался».


Совладелец репетиторского центра «100 баллов» Евгений Ливянт

Рискнуть и попытаться, по словам Евгения, он решил благодаря уверенности в команде учителей, которая собралась в репетиторском центре «100 баллов». В результате он объединил свои усилия с проектом Веры Быковой — частным детсадом и начальной школой «Апельсин», у которой уже есть аккредитация Минстерства образования.

В этом году частная школа «Апельсин-100 баллов» приняла детей в пятый, шестой, седьмой и восьмой классы. Пятый класс занимается в Сенице, шестой, седьмой и восьмой — в здании репетиторского центра на Бельского, 15.

— Мы планировали набрать детей до 11 класса. Но решили, что нужно вырастить своих десяти- и одиннадцатиклассников. У нас довольно жесткие требования и правила оценки. Поэтому было бы трудно иметь дело с родителями пришедших девятиклассников, которые ждали бы высоких оценок, раз они платят за образование. Но мы не рисуем оценки, они, возможно, даже будут ниже, чем в любой другой школе. Поэтому, условно говоря, мы не хотели «портить» ученикам аттестат о базовом образовании.


Занятие по робототехнике

Евгений проводит краткую экскурсию по центру. Вот — кабинеты для занятия физикой и химией, тут — компьютерные классы, здесь — помещение для занятий по робототехнике. В них — без излишеств, все по делу. Основа школы — это помещения репетиторского центра на втором этаже. Вскоре к нему «присоединиться» арендованный первый этаж.

Просим рассказать о концепции школы. Евгений отмечает: она простая.

— Профессиональные, крутые учителя, которые умеют мотивировать и учить. Это — главное в школе и такая наша своеобразная форма протеста. В моем понимании учеба — не ивент, а ежедневный труд взрослеющего человека. Мы даем хорошее классическое среднее образование, к которому прибавляем упор на английский, логику, программирование и робототехнику.


В чем цель среднего образования по Ливянту?

— Я практикующий учитель. И как учитель считаю, что для всех было бы неплохо, чтобы у молодого человека был запас знаний, навыков плюс умение работать самостоятельно, правильно распределять усилия. Вот например, кто-то скажет: «Кому нужна ваша тригонометрия?» Но в действительности она помогает разобраться в сложном массиве информации, понять закономерности, связи с алгеброй и геометрией. Человек учится решать задачи, даже самые сложные. Во взрослой жизни такому человеку можно доверить практически все. Это как тренажер. Я против «захакатонивания» образования. Свобода прекрасна, но важно и подчинение требованиям. Мы против шоу, а вот ежедневный труд — это круто, это мы умеем делать.

При этом Евгений считает, что межпредметное обучение в формате его школы невозможно.

— Узнал об этом понятии, когда изучал сайты конкурентов. Никто из моих коллег в центре тоже о таком не слышал. В Минске нет учителя, который бы провел 210 таких уроков в год качественно.


В этом году филиал школы на Бельского принял 20 учеников. В шестом классе учатся 3 человека, в седьмом — 11, в восьмом — 6.

Занятия начинается ровно в 9.00. Каждый день в расписании стоит от 5 до 7 уроков. Продолжительность каждого стандартная — 45 минут.

— Я, если честно, хотел начинать с 8 часов. Ведь наши ребята хотят успевать везде: и на спорт, и на кружки, и на танцы, поэтому занятия должны заканчивать до 15.00. Это было нашим ограничением.

Занимаются в школе по программе и учебникам Министерства образования. Методики обучения — классические: объяснить, закрепить и проверить.

— Мы даем знания, умения, навыки. Методику обсуждаем по принципу «чисто повеселиться». Наши учителя знают, как добиться результата: через объяснение, закрепление и проверку. На уроках должно быть интересно и требовательно. Все учителя — из образовательного центра «100 баллов», поэтому я уверен, что учебный процесс будет проходить перфекционистски хорошо. У нас обычные школьные учебники плюс преподаватели всегда готовят свои материалы.

Система оценок в частной школе «Апельсин-100 баллов» тоже классическая.

— Мне нравится 10-бальная система. Ежедневно мы ставим две оценки — за выполнение домашнего задание и работу на уроке. Будем придерживаться 10-балльной системы, потому что дальше ребятам идти в вуз. Мы за оценки, а не за метапредметный подход. Во взрослой жизни танцев с бубнами не будет. Если сегодня ты сделал 15 ошибок, а вчера — 40, это все равно «двойка». Просто оценкам не нужно придавать сверхзначения. Ведь за каждой есть история. Если оценка в этот раз низкая, вероятно, до этого что-то шло не так. Важно разобраться и обсудить.


В школе довольно строгие правила: обязательно выполнять домашнее задание, не пользоваться гаджетами на уроках, не допускать поведения, которое мешает учителю или подвергает одноклассников опасности, не обсуждать и не подвергать сомнению требование учителя. За их несоблюдение может дойти даже до исключения.

— Да, у нас нельзя пользоваться гаджетами на уроках. Вообще, наши требования к дисциплине — вопрос доверия. Если родители считают, что к их ребенку учителя отнеслись несправедливо, они могут забирать документы. Если же вы нас выбрали, будьте добры доверять нам. Это не значит, что у нас казарма. Ничего подобного! Главное требование — не мешать учиться другим. Ведь если учитель переключает внимание на то, чтобы успокоить одного ученика, это несправедливо по отношению к остальным. Да, мы прикалываемся на уроках, но все в рамках учебы. С теми, кто пришел только развлекаться, возможно, мы простимся.


В месяц обучение в школе стоит 700 рублей. Бонус — на каникулах организуются бесплатные лагеря, дополнительные занятия вне учебной программы. Дополнительно придется заплатить за питание — это еще 120 рублей. Хотя Евгений считает, что горячее питание не такая уж необходимость.

— Внизу у нас есть кафе, мы договорились с владельцами, что они будут готовить обеды для наших учеников. Хотя, например, в Англии дети приходят в школу с ланчбоксами. Горячее питание, на мой взгляд, переоценено. Думаю, родители не враги своим детям и сами позаботятся о еде и их здоровье. Пускай сами разбираются. Причем здесь школа? Так же как для меня нет разницы, как одет ученик и учитель. Главное, что на урок пришел.


«Около 60% от оборота школы уходит на зарплаты учителей», рассказывает Евгений. Он считает, что учитель должен чувствовать себя независимым как в суждениях и действиях, так и в финансах.

— Нельзя от учителя требовать клиентоориентированности. Не стоит сравнивать его с официантом. Если вы хотите результата, жесткая дисциплина и организация труда обязаны присутствовать. Иначе выйдет, как в поговорке: «Плохи те родители, которые не могут содержать ребенка до пенсии». Именно это взращивает дух непослушания. Есть свобода, а есть непослушание. Доходит до того, что ученики не подчиняются условиям задачи. У нас не казарма, мы умеем шутить. Но главное для нас — результат.

Какой Евгений Ливянт видит школу в будущем?

— Большие классы по 25−30 человек, полноценная школа, которая даст образование, воспитание, возможность реализовать себя во взрослой жизни. Вижу, что у нас не нулевые шансы в этом вопросе,

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В один из первых сентябрьских дней TUT.BY побывал в новых частных школах, которые открылись в Минске. Рассказываем, как они устроены.
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

18.09.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Кобринский вестник
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Патриот (Ушачи)
Чырвоны прамень
Герой працы
Газета Авангард
Новости Ветки
Калiнкавiцкiя навiны
Лоевский край
Mlife
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Перамога (Дятлово)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
19.09.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Лепельский край
Новости Полоцка
Патриот (Ушачи)
Герой працы
Газета Авангард
Новости Ветки
Калiнкавiцкiя навiны
Лоевский край
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Новости Волковыска
Вороновская газета
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)


Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика