"Главное - очень деятельный!" Как работает директор сельской школы, которому всего 28 лет. 21.by

"Главное - очень деятельный!" Как работает директор сельской школы, которому всего 28 лет

07.10.2018 13:16 — Новости Общества | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

Первого сентября в маленьком поселке Клепчаны Слуцкого района произошло большое событие. Здесь возобновила работу школа, в которой первый звонок не звучал уже 13 лет. При этом возглавил учебное заведение с историей совсем молодой директор. В 2018-м Антону Метельскому исполнилось 28 лет.


«Когда в управление по образованию пригласили, первая мысль была: „Что я натворил?“»

Новый директор школы в Клепчанах человек хоть молодой, но ответственный. Сказал, через три минуты буду — и ровно в 7.40 мы встречаемся с ним у подъезда. Живет он в Слуцке. До школы отсюда шесть минут на машине, вернее, 5,57, уточняет Антон Метельский и заводит мотор. До того как стать руководителем, он пять лет работал учителем физкультуры, еще раньше занимался легкой атлетикой. Слова «время» и «расстояние» для него не просто набор букв. Особое отношение и к обращению по имени отчеству.

— Лично для меня это не привычка и не формальность, а то, что показывает на уважение к профессии, — поясняет он свою позицию, но сразу делает оговорку: «Если вам удобнее просто Антон, я не против».


— Уроки у нас начинаются в 8.40, но я стараюсь приезжать заранее, — торопит он, намекая, что звонок не ждет даже директора. — Школьный автобус привозит ребят уже к 8.10, а дети должны быть под контролем.

Это он и как руководитель, и как молодой отец говорит. Лере, дочке педагога, всего четыре. Пока папа едет на работу, они с мамой собираются в сад. Обычно Антон Владимирович их подвозит, но, если, как сегодня, девчонки чуть припозднились, добираются сами.

— В деревне меня ждет еще 61 ребенок, — собеседник поясняет, почему опаздывать ему нельзя. Клепчанская школа — базовая, но для сельской местности совсем не маленькая. 18 детей тут здешние, остальные из соседних деревень.


— Как это, когда лет вроде как еще немного, а должность и ответственность уже такие серьезные?

— Привыкаю, — коротко отвечает директор и рассказывает, что в соседнем районе у него есть коллега, которому 22. В сравнении с ним его 28 — «серьезный» возраст. Да и не в цифрах дело, говорит. Главное — не бояться работы и ответственности.

— Конечно, любой, кто из учителя переходит в управленцы, сразу будет волноваться, — не скрывает эмоций директор. — Все-таки появляются новые обязанности. Как человек активный и перспективный, я уже несколько лет стоял в резерве кадров. Морально, полагал, к должности готов, но на практике это оказалось лишь иллюзией. Летом, когда мне позвонили из управления по образованию и пригласили на прием, первая мысль была: «Что я уже натворил?» Потом вспомнил: недалеко от Слуцка собираются открывать школу. Предположил, возможно, позовут ее возглавить, стал думать, готов или нет.


До встречи с представителями управления по образованию было несколько дней, у Антона хватало времени на раздумывание.

— Я взвешивал возможные плюсы и минусы и все-таки решил: если предложат, попробую, — вспоминает тот период директор, а его машина все больше отдаляется от города. — Когда-то, еще до войны, мой прадед тоже возглавлял сельскую школу. Люди его уважали, и мне захотелось продолжить эту хорошую семейную традицию. Да и жена сказала: «Все получится», это прибавило уверенности.

— Как думаете, почему выбрали именно вас?

— Не знаю, но я всегда старался делать свою работу, не просто для зарплаты, а чтобы был результат. С ребятами мы постоянно ездили на соревнования, занимали места. Возможно, это оценили.

А дальше понеслось — предложение, назначение и много работы. Так же быстро сейчас сменяются и картинки за окном авто. Вместо городских высоток — вокруг одноэтажные Клепчаны. Приехали.

«Работы столько — некогда скучать»

Двухэтажное здание Клепчанской базовой школы находится в начале деревни. Цветы на клумбах уже отцвели, а листья на деревьях пожелтели — осень приближается к своему экватору. Сельскую тишину нарушает голос школьного рабочего.


— Доброе утро, Валерьевич, — здоровается он с директором у калитки и тут же поправляется: — Ой, Васильевич.

— Владимирович, — улыбается Антон, рабочий смущается. По возрасту руководитель годится ему в сыновья, но тут это не считается. В здешнем педагогическом коллективе 22 учителя, почти все старше директора, но к субординации это не имеет никакого значения.

— Неважно, что он молодой, главное — очень деятельный! — с порога докладывает обстановку Аркадьевна, она же Тамара Братковская, школьный завхоз. Женщина внимательно следит за порядком на территории и сообщает, что каждый день руководитель начинает с обхода территории. Он лично контролировал, как в здании запускали отопление, а летом во время ремонта привозил в поселок брата, и до позднего вечера они собирали парты и шкафы.


Тамара Братковская

— Родители учеников нам тоже очень помогали, — отводит от себя похвалу директор. Тогда завхоз приводит следующий аргумент: дети его любят.

А дети потихоньку собираются в классы. Самый маленький тут первый — три человека. Самый большой — четвертый, где 11 учеников.

— Доброе утро! — здороваются с директором малыши.

— Доброе утро! — отвечает Антон Владимирович и поднимается в свой кабинет.

На нем рубашка, галстук, пиджак. Периодически он обувает кроссовки, надевает спортивный костюм и спускается в зал. В неделю у директора осталось всего девять уроков физкультуры.

— Скучаете по занятиям? — спрашиваем у него.

— Работы сейчас столько — некогда скучать, — как есть, отвечает собеседник и рассказывает, что в педагогику его привел именно спорт. — В школе занимался бегом, участвовал в соревнованиях. Хотелось этот талант развивать, но жили мы с родителями в деревне, в 15 километрах от Слуцка. Особых возможностей там тогда не было, поэтому после 9-го класса поступил в Несвижский педколледж. Оттуда — в Университет физкультуры. А дальше по распределению попал в СШ № 8 Слуцка, где и работал до назначения.


— Не жалеете, что выбрали педагогику, а не профессиональный спорт?

— Нет, я люблю с детьми работать, особенно радостно, когда появляется результат. В школе, например, я вел кружок по туризму. Желающих у нас всегда оказывалось больше, чем мест.

— Но ведь выбрать профессию учителя — это согласиться всю жизнь ходить в школу.

— Учителям физкультуры в этом плане везет. Бывает, заходишь утром в тренерскую, коллега спрашивает: «Сколько у тебя уроков?» И ты спокойно: «Шесть» — и счастлив. Ведь весь день — одна физкультура.

«Нужно себя зарекомендовать, чтобы родители приводили к нам детей»

Школу в Клепчанах закрыли в 2005 год, местных мальчиков и девочек перевели заниматься в деревню Новодворцы. А в Клепчанах летом организовывали пионерский лагерь.


— В прошлом учебном году Новодворцевскую школу решили закрыть, — поясняет ситуацию завуч Наталья Давидович. — Отопление там печное, и условия уже не очень пригодные для учебы.

«Дом знаний» снова прописался в Клепчанах. Часть новодворцевских педагогов теперь тоже трудится здесь. Переезжать, не скрывают, было немного тоскливо.

— В Новодворцах я преподавала 28 лет, — продолжает Наталья Анатольевна, для которой Клепчанская базовая — второе за всю жизнь место работы. — Я сама там училась, именно там еще в детстве решила, что хочу быть педагогом, — поэтому для меня та школа была особенной, но и здесь интересно. Впервые, например, я работаю под руководством мужчины.


Антон Владимирович и Наталья Анатольевна

— И как вам?

— Всегда считала, что для руководящей должности у мужчин больше качеств, — поясняет свою позицию завуч. — Они меньше обременены домашними проблемами, поэтому остается только трудиться. Правда, Антон Владимирович?

Директор улыбается, он согласен, но не скрывает: по всем важным вопросам всегда советуется с Натальей Анатольевной, все-таки у нее опыт. И опыт этот подсказывает, что в ноябре в деревне нужно организовать школу для будущих первоклассников.

— Из-за того, что Клепчаны находятся рядом со Слуцком, некоторые родители возят дочерей и сыновей в городские школы, — поясняет особенности местного образовательного процесса Наталья Давидович. — Сейчас нам нужно хорошо себя зарекомендовать, чтобы родители приводили своих детей к нам.


— Думаете, получится конкурировать с городом?

— Думаю, к нам уже присматриваются, — отвечает завуч. — Некоторые семьи приходят школу посмотреть, с учителями познакомиться. Условия и коллектив у нас хорошие, а это главное.

«Если детей не любишь, то в педагогике делать нечего»

Кроме родителей, за «ожившей» школой наблюдают и те, кто здесь когда-то преподавал. Среди них и Ольга Пацикайлик. В 1965-м, когда в этом только отстроенном двухэтажном здании впервые прозвучал первый звонок, Ольга Николаевна преподавала здесь физику и математику. На широком стенде, который стоит в фойе школы, висит ее черно-белая фотография. Снимок сделан на уроке. В шкафу у нее до сих пор хранится платье, в котором она изображена на той памятной карточке.


— Сегодня тоже хотела его надеть, но дочка говорит: «Не надо», — с ходу рассказывает Ольга Николаевна. Бабушке 86, недавно ей сделали операцию. Несмотря на это, услышав о журналистах, она тоже пришла о школе рассказать.

— Сколько смогу ногами переступать, буду сюда заходить, — делится планами Ольга Николаевна и не скрывает: учитель — это образ жизни, а не профессия. И пенсия — это не причина не думать об уроках. Или хотя бы их не вспоминать. Это сейчас интернет помогает детям задачки решать. А когда-то где было спасение искать? У Николаевны! И днем, и вечером ко мне с книжками и тетрадками приходили. Знали, допоздна не сплю: или контрольные проверяю, или планы пишу.

— По человеку сразу видно, будет он работать в школе или нет, — продолжает тему Наталья Анатольевна. — По его отношению к ученикам. Если детей не любишь, то в педагогике делать нечего.

— Те, кто просто так приходят в эту профессию, надолго не задерживаются, — слово за директором. — В 2019-м будет десять лет, как я окончил педколледж. Со мной тогда училось ребят 28, сейчас учителями из них работает человек пять.


— Не жалеете, что вы в их числе? — обращаемся к Антону Владимировичу.

— Нет, потому что школа — моя маленькая семья. А профессия педагога — она как бег, где каждый звонок на урок, — новый старт. Теперь, когда я уже директор, дистанции стали более сложные, и нужно придумывать, как их преодолевать.

 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
1 сентября в маленьком поселке Слуцкого района произошло большое событие. Возобновила работу школа, в которой "Первый звонок" не звучал уже 13 лет. Возглавил ее...
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

18.01.2019
Mir24.TV Belarus
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Лепельский край
Міёрскія навіны
Новости Новолукомля
Голас Сененшчыны
Патриот (Ушачи)
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Заря над Неманам
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Кричевская жизнь
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
19.01.2019
Mir24.TV Belarus
Полесская правда
Новости Докшицы
Чырвоны прамень
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Заря над Неманам
Светлы шлях
Нясвижскiя навiны
Soligorsk News
Горецкий вестник

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика