Невидимая героиня Вилейского Дворца культуры оформила около тысячи мероприятий. 21.by

Невидимая героиня Вилейского Дворца культуры оформила около тысячи мероприятий

Размер текста:
A
A
A

В преддверии Дня работников культуры мы встретились с человеком, который в культурной жизни нашего города играет значимую роль, но сам никогда не бывает на виду. Нашу героиню знают коллеги, её работу постоянно видят вилейчане, но её профессия в какой-то мере остаётся незаметной. Незадолго до профессионального праздника разговаривали с художником-оформителем Вилейского Дворца культуры Еленой Стомчик.


Всегда интересно, ненавязчиво и без излишеств оформленная сцена Вилейского Дворца культуры – это заслуга художника-оформителя Елены Стомчик. Порой, сидя в зрительном зале, мы не замечаем отдельные штрихи оформления сцены, но это свидетельствует лишь о том, что художник смог подобрать такую композицию, которая не отвлекает от происходящего на сцене, но в тоже время оно подчеркивает тот или иной повод, в честь которого проводится концерт или торжественное мероприятие. О жизни на сцене и вне её нам удалось побеседовать с очень скромным человеком Еленой Стомчик, которая уже проработала во Дворце культуры ровно 25 лет и оформила сотни или даже тысячи мероприятий, создала сотни афиш. Своим талантливым неординарным взглядом на обычные вещи художник оформила не один десяток спектаклей вилейского Народного театра, которые всегда проходят при аншлагах, и в этом есть большая доля заслуги художника-оформителя.

Родилась Елена Стомчик в Русском Селе на Вилейщине в семье учителей, которые приехали сюда по распределению. После окончания 8-ми классов Елена поступила в художественное училище имени Глебова, на отделение художественного оформления. После окончания должна была ехать в любой худкомбинат из областных центров, но выбрала Вилейку, чем очень удивила комиссию и преподавателей.

– Мой отец всегда рисовал картины и практически все раздаривал, – вспоминает Елена Стомчик. – По первому образованию папа землеустроитель, затем ушёл в педагогику – много лет проработал учителем математики. Мама была филологом. Но огромным увлечением для моего отца Николая Маевского всегда была живопись. И хотя ни мой брат, ни моя сестра не проявляли интереса к увлечению отца, я всегда завороженно смотрела, как он рисовал.

Уже со школы Елена Стомчик стала рисовать, активно участвовала в детских конкурсах.
– Мои работы в школе постоянно отправляли на разные конкурсы. Я ездила в “Зубрёнок”, мне присылали краски, панно, альбомы.

Когда наша героиня поступала в училище, то была большая конкуренция с теми, кто учился в студиях. Но преподаватели при отборе будущих студентов поступали иначе, они с более подготовленными набирали и детей с периферии, чтобы развивать их начальные навыки дальше, а не оттачивать, порой, шаблонные умения.

– Учёба – это были самые счастливые годы, хотя и приходилось порой очень тяжело. По приезду в Вилейку я стала работать художником-оформителем в отделе главного архитектора на заводе «Зенит». Занимались оформлением цехов, созданием наглядной агитации. Мы оформляли не только заводские цеха, но и улицы к праздникам, и многое другое. Всю ручную роспись делали за месячный оклад, хотя каждая подобная работа на худкомбинате стоила совсем другие деньги. Очень трудно было перестроиться после училища. Поэтому часто ходила в лес или на берег Вилии с этюдником – рисовала для себя, для души. Порой собирались вместе с подругой и рисовали возле реки. Со временем появилась семья, ребёнок, и с этюдником я выходила все реже и реже. Для меня всегда в приоритете была семья, и это для себя я решила ещё в студенчестве. Ведь многие очень талантливые люди, погружаясь в искусство полностью, живут только этим – на другое нет ни времени, ни возможностей.

Елена Стомчик проработала на «Зените» до 1993-го года, когда началось время больших перемен и на вилейском «гиганте» пошли массовые сокращения. Но дома она побыла всего три дня. Ей подсказали, что в Дом культуры требовался художник. На эту должность она претендовала не одна. Тогдашний директор Дома культуры Николай Иваненко предложил соискателям нарисовать рекламу, чтобы выбрать лучшего.

– Я нарисовала рекламу, – вспоминает героиня, – и мне сказали: «Вы работаете». В те годы в культуре не было ничего: ни бумаги, ни красок, многое приносила из дому, хорошо на «Зените» была шикарная база, и когда мы уходили, нам предложили в качестве компенсации взять с собой оставшиеся краски, кисти – этим я пользовалась ещё много лет.

Сейчас для оформителей открыты большие возможности: компьютерное проектирование, подбор, множество разнообразного материала – от самоклеющейся цветной бумаги до различного рода объёмных 3-D-красок. А в те времена необходимо было огромное количество множество концертов и мероприятий оформлять одним и тем же, но включая фантазию и постоянно экспериментируя.
– В наше время много всего. Даже эскизы оформления сцены можно разрабатывать на компьютере в специальных программах. За годы моей работы было множество оформительских работ, но я принципиально никогда не фотографировала оформление сцены, ничего не фиксировала, чтобы не зависеть от каких-то шаблонных решений, а всегда «отпускала» прошедшие мероприятия и старалась бесконечно искать, экспериментировать.

Елена Стомчик очень по-философски относится к творчеству, да и к жизни. А в разговоре высказала интересную мысль, что всегда боялась «дара от Бога», как говорят о некоторых художниках и артистах, а предпочитает всего добиваться своим трудом. И никогда не роптала на маленькую зарплату, говорит, что каждый знает, где работает. Хотя в былые времена было обидно, получая наравне с простыми рабочими. «Не нравится – иди найди денежную работу», – говорит Елена Стомчик. Ведь добиваться всего своим трудом и терпением – это жизненное кредо нашей героини рассказа, для которой главное – жить дыханием искусства.

Сергей ГОНЧАР.
Фото Вероники ШАБЕЛЬНОЙ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В преддверии Дня работников культуры мы встретились с человеком, который в культурной жизни нашего города играет значимую роль, но сам никогда не бывает на виду....
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях



Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика