Безбарьерная среда начинается с тех, кто рядом. 21.by

Безбарьерная среда начинается с тех, кто рядом

21.11.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование. Это законодательно подтверждено. Казалось бы, данная формулировка не должна вызывать сомнений, однако, увы, не всегда так получается в реальной жизни. Например, родители детей с особенностями психофизического развития, которым не противопоказано учиться в общеобразовательных школах, сталкиваются с проблемой определения ребенка в учреждение образования по месту жительства. Часто им приходится слышать одну и ту же фразу: у нас не созданы условия. Кто должен организовать образовательную среду для детей с ограниченными возможностями? В поиске ответа на этот вопрос корреспондент «А» посетила среднюю школу № 18 г. Борисова, где обучается 30 человек с различными нарушениями в развитии.
…О том, что в этом учреждении образования действует принцип «разные – равные», можно понять еще на подходе к школе: на фасаде здания виднеется эмблема. На ней изображены два ребенка за партой, один из которых – в инвалидной коляске.
Впервые интегрированный класс появился в СШ № 18 в 1996 году. Учителя начальных классов Р.И. Копытова и Г.А. Парамонова стали первыми, кто не побоялся взять на себя ответственность обучать особенных ребят. У большинства из них имелись нарушения речи, зрения, умственная отсталость. В 2009-м школа определена как опорное учреждение для воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития. Также она является республиканской площадкой по апробации обучения такой категории ребят в условиях инклюзивных
подходов.
– Все началось с нашей ученицы Оли, – вспоминает директор средней школы № 18 А.Е. Мазуркевич. – У девочки было оформлено обучение на дому. После десятого класса ее мама обратилась ко мне с вопросом: «Можно ли дочери посещать школу, ведь ей же нужно будет поступать?». Я не отказала, но первое время находилась в растерянности: у нас не создана среда – ни поручней, ни подъемников. Оля передвигалась с помощью учителей и одноклассников. Позже пришли другие дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Чтобы поднять ребят на верхние этажи, педагогам приходилось носить их на руках.
Новые реалии поставили перед администрацией серьезную задачу – нужно организовать особое образовательное пространство. Так, постепенно оборудовали подъездные пути к школе, установили пандус, поручни в коридорах и туалетных комнатах, вырезали пороги в кабинетах. Также на бюджетные средства, выделенные райисполкомом, был приобретен подъемник. С его помощью детей транспортируют с нижнего этажа на верхние и наоборот. Сегодня из 30 человек почти половина – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 5 детей – в инвалидных колясках.
Как правило, у ребят с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата интеллект соответствует норме. Это дает им возможность обучаться вместе с другими детьми. Задача педагогов заключается в том, чтобы максимально сблизить общеобразовательную программу со специальной. Это требует от учителей дополнительных знаний, на них ложится большая нагрузка и ответственность. Именно поэтому в интегрированных классах количество учащихся не превышает 20 человек, а детей с особенностями развития – 2-3 человека.
– Поначалу некоторые педагоги просили: только не давайте нам интегрированный класс, – рассказывает заместитель директора по учебной работе Е.А. Потоцкая. – Многие переживали, предвидя трудности. Сегодня детей с особенностями психофизического развития принимают также в средних школах №№3 и 23. Во многих других говорят: у нас нет среды. Так и у нас не было! Но при-шли особенные дети – и мы начали над этим работать. Я всегда говорю, что нужно ситуацию преломить на себя и подумать: «А если бы у меня был такой ребенок?»
В интегрированных классах дети с нарушениями получают квалифицированную помощь учителя-дефектолога. Коррекционные занятия подразумевают развитие социально-бытовой ориентировки, двигательной и сенсорной мобильности. Также они помогают школьникам подтянуть общеобразовательные предметы.
Создать комфортные условия, но при этом не выделять детей с особенностями развития – один из главных принципов Анжелы Евгеньевны Мазуркевич. Этого она требует и от своего коллектива. Например, в столовой ребенок в инвалидной коляске не сидит обособленно. Сюда закупили новые столы, которые позволяют подъехать к ним в коляске и удобно разместиться. Продумана и буфетная стойка – она занижена, и дети с ограниченными возможностями без затруднений могут рассмотреть ассортимент.
Дети с особенностями психофизического развития включены во все сферы жизни: они посещают пришкольный лагерь, городскую библиотеку, кинотеатр, принимают участие в культурно-массовых мероприятиях. На всех этапах их сопровождают помощники. Сегодня их в школе 3 человека. В должностные обязанности помощника включены утренняя встреча детей, транспортировка в класс, помощь в проведении гигиенических процедур, посещении столовой и др.
…В этом году Никита Богдановский стал первоклассником. У мальчика – ДЦП. Никите нравится учиться в школе, общаться со сверстниками. Чувствовать себя комфортно и развивать способности помогает неравнодушный классный руководитель 1 «А» класса Е.В. Лялюк.
– Я уже имею небольшой опыт работы с такими детьми, – отмечает Елена Васильевна. – Двое моих подопечных сейчас учатся в пятом классе. Никита – активный, старательный, он выполняет задания наравне с другими детьми. Единственный нюанс – он плохо ходит. Одноклассники хорошо к нему относятся, вместе играют.
Добираться до школы Никите неблизко, каждое утро его привозят родители. Обучаться по месту жительства они отказались по объективным причинам.
– Мой муж учился в СШ № 23, – рассказывает мама Анна. – Еще зимой я пришла в школу и поговорила с завучем начальных классов. Она не сказала мне категорически «нет», но долго объясняла, что у них нет условий для таких детей. Почувствовав такое отношение, решили обратиться в другое учреждение. Про СШ № 18 я знала раньше и была наслышана о директоре как о неравнодушном руководителе. Переживала, как родители здоровых детей отнесутся к нашему сыну, ведь в детском саду вопросы
возникали.
Родители Никиты признались, что ребенку предлагали обучение на дому, но они отказались. «Если бы он сидел дома, то точно никогда бы не начал ходить», – уверена Анна. Несмотря на большие усилия со стороны педагогов, родители осознают и свою ответственность за будущее ребенка. Именно поэтому его отец создал сыну канал на YouTube. Несколько раз в неделю он снимает видеоролики про жизнь Никиты. Съемки и просмотр готового видео приносят мальчику много положительных эмоций. Родители надеются, что это поможет ему быстрее научиться ходить.
– Для меня большая радость – видеть достижения наших ребят. Я спускаюсь по лестнице, а ребенок мне кричит: «Стойте, Анжела Евгеньевна, я к вам иду». И он, отталкиваясь от коляски, идет мне навстречу. Я знаю, что он пережил 4 операции, и он пытается идти. Для меня счастье – видеть это, – сказала Анжела Евгеньевна.
Сегодня СШ № 18 переполнена. Несмотря на неравнодушное отношение директора к детям с особенностями психофизического развития, Анжела Евгеньевна осознает, что школа помочь всем не в состоянии. Поэтому важно, чтобы и другие учреждения образования района адаптировали образовательное пространство для такой категории ребят. Ведь безбарьерная среда начинается с тех, кто рядом.
Комментарий Министерства образования Республики Беларусь:
– В Беларуси реализуется подпрограмма «Развитие системы специального образования» государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы. Одной из задач подпрограммы является развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. В соответствии с этой задачей будет увеличиваться количество учреждений образования, создавших адаптивную образовательную среду. В 2020 году доля обучающихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования, должна составить не менее 85% (за 2017/2018 гг. этот показатель равен 50,3%).

Екатерина ВОРОБЬЕВА, фото Ольги КАЛЕНИК

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование. Это законодательно подтверждено. Казалось бы, данная формулировка не должна вызывать сомнений,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика