Что сделано в учебных заведениях
После трагедии в Столбцах в школах страны усиливают меры безопасности. В барановичских школах прошли внеплановые родительские собрания. На рабочих линейках и информационных часах школьникам еще раз напомнили о мерах безопасности, о том, как вести себя в экстренных ситуациях, рассказала Intex-press Татьяна Шестак, начальник управления по образованию Барановичского горисполкома.
В городских школах устанавливают электромагнитные замки, вводят ставки вахтеров.
Принцип действия электромагнитных замков напоминает работу домофонной системы: ученики, родители и педагоги, чтобы войти в учебное заведение, должны позвонить в звонок на входе.
Работники школы по видеосвязи смотрят, кто пришел, и только после этого разблокируют дверь.
По состоянию на 12 марта электромагнитные замки были установлены в большинстве городских школ. Ставки вахтеров были введены в десяти городских школах. Их главная функция – обеспечение пропускного контроля. Вахтеры открывают дверь с электромагнитными замками и вносят личные данные взрослых, приходящих в школу, в специальный журнал. Укомплектовать вахтерами все школы и гимназии планируют к концу марта. По словам Татьяны Шестак, сейчас управление по образованию закупает для них единую форму.
Как сообщили Intex-press в Барановичском отделе Департамента охраны МВД РБ, во всех школах города установлены охранно-пожарная и тревожная сигнализации, стоят видеокамеры. По мнению Татьяны Шестак, предпринятые меры – действенны.
– Это первые шаги, которые мы можем предпринять для обеспечения безопасности детей. И это довольно серьезные меры. Во всех школах прошли родительские собрания, и мы убедились, что родители поддерживают нововведения, – говорит Татьяна Шестак.
Что еще планируют сделать
Введением ставок охранников и установкой электромагнитных замков работа по повышению безопасности в учебных заведениях города не ограничится. По словам Татьяны Шестак, до середины апреля тревожные кнопки будут установлены во всех детских садах и в учреждениях дополнительного образования города. Прорабатывается вопрос установки электронных турникетов на входах в городские школы и гимназии.
– Сейчас мы мониторим этот вопрос. Возможно, электронные турникеты начнут устанавливать с 1 сентября. Причем за собственные средства школ, не за счет родителей, – говорит Татьяна Шестак.
«В Польше безопасности детей уделяется большое внимание»
Юлия Никитина, г. Прушкув:
– В польских школах мерам безопасности уделяется большое внимание. Это и камеры видеонаблюдения, и охрана, и зона родителей на первом этаже, из которой взрослым нельзя выходить. Когда я первый раз привела свою дочь в школу, то по привычке прошла вместе с ней к шкафчикам, как делала это в Барановичах. Меня остановили вахтеры, было долгое разбирательство. Хорошо, что не вызвали городскую полицию. А когда детей забирают из класса наподобие нашей группы продленного дня, родители общаются с учителем через видеофон, и педагог сам выводит им ребенка на первый этаж. В школах много камер. Мониторы, на которых в онлайн-режиме транслируется все происходящее, я видела в кабинете замдиректора. А проблемных детей бесплатно отправляют на психологическое лечение, если квалифицированные специалисты видят для этого основание. Это работает – четко и с положительными результатами, тактично и с максимальным уважением к личности ребенка.
Родители: стопроцентной гарантии нет
Родители школьников сходятся во мнении, что предпринимаемые меры в учебных заведениях – это хорошо.
– Почему, когда идешь в исполком или в милицию, у тебя не только паспорт проверят, но и содержимое сумки посмотрят. А в школы мог заходить кто угодно. Разве это правильно? Строгий пропускной режим – это минимум, который должен быть во всех детских заведениях, – считает мама ученицы СШ №15 Светлана.
При этом некоторые родители уверены, что стопроцентной гарантии безопасности школьников такие меры все же не дадут.
– Да, постороннему человеку в школу теперь попасть сложнее. Охранник спросит паспорт, запишет данные в журнал. Но в Столбцах-то в школу зашел свой ученик. Ни охранник, ни замок на двери трагедию не предотвратили бы, – рассуждает Татьяна, дочь которой учится в СШ №18. – А обыскивать всех входящих – тоже не вариант. Зимой перед уроками школьники позамерзают на крыльце, пока будут ждать своей очереди.
Педагоги: ничего плохого, но полной безопасности не будет
Большинство барановичских учителей тоже с пониманием относятся к новым мерам безопасности.
– На учебный процесс эти новшества никак не влияют. Разве что некоторые ученики старших классов недовольны: выйти покурить на перемене им теперь сложнее. К тому же среди старшеклассников ходят разговоры, что за три опоздания, которые зафиксирует камера видеонаблюдения, их вызовут к директору. Вот им и не нравится это все, – говорит учитель средней школы №15.
Правда, и педагоги уверены, что сделать пребывание детей в школе полностью безопасным новые меры не смогут.
– Узнать, что у человека в голове, не помогут ни камеры видеонаблюдения, ни кнопки на входе, ни охранники. Например, пришел в школу родитель, показал паспорт. Но гарантии того, что он не зайдет в класс и не сотворит что-то плохое, нет, – рассуждает педагог.
«Лишь первоначальный этап»
По мнению одного из бывших сотрудников правоохранительных органов, те меры, которые сейчас предпринимаются в учебных заведениях города, – эффективны. Но, на его взгляд, их надо было внедрять еще несколько лет назад и они являются лишь начальным этапом в обеспечении безопасности детей.
– На этом этапе отсекаются психопаты, педофилы. Даже маломальский пропускной режим предотвратит их проникновение в школы. Но в Столбцах виновник трагедии – ученик. Для таких ситуаций в школах нужно устанавливать металлоискатели и обыскивать всех входящих в здание, в том числе и школьников, – говорит пенсионер МВД.
На его взгляд, для повышения безопасности детей видеонаблюдение должно вестись не только в зданиях учебных заведений, но и на пришкольной территории.
– Конечно, старшеклассники, как состоявшиеся личности, могут считать, что нарушается их личная свобода. Но в этом деле на первом месте должна быть безопасность. Любой родитель, отправляя ребенка в школу, должен быть уверен, что тот вернется домой целым и невредимым, – рассуждает собеседник.
И работники школ должны больше внимания уделять поведению учеников, их занятости и интересам, считает бывший милиционер.
– Каждый классный руководитель обязательно должен посещать своих учеников дома, знать, чем он интересуется, чем живет, в каких соцсетях зарегистрирован. Необходимо обращать внимание на изменения в поведении подростков и, в случае чего, информировать об этом психологов, социальных педагогов, – рассуждает собеседник.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ольга Химичева, семейный психолог, гештальт-терапевт ООО «Центр-Имаго»:
– В школах давно обсуждается проблема детской агрессии: что с ней делать и как быть. Проще подавлять, и какое-то время это получается. Но если подавлять какие-то эмоции, считая их плохими, то они никуда не исчезают, а находят себе разные выходы. Это говорит о нашем низком эмоциональном интеллекте.Эмоциональный интеллект – это когда человек распознает эмоцию, умеет ее прожить и адекватно предъявить миру. В современном обществе уделяется больше внимание IQ (коэффициент интеллекта), чем EI (эмоциональный интеллект).
Как следствие, нарушаются коммуникативные связи, люди перестают общаться. Накопленная агрессия превращается либо в аутоагрессию, и дети решаются на суициды либо они выплескивают ее на других людей, и происходят трагедии.
Если мы вводим в школах повышенные меры безопасности и делаем из них чуть ли не режимные объекты, школьники начинают жить по правилам таких объектов, где правит сила и запреты. Любая стена, которая призвана обезопасить, точно так же отгораживает от внешнего мира. К тому же охранные меры, которые вводятся в школах, стоят немалых денег.На мой взгляд, лучше было бы вложить их в практическое образование школьных психологов. Было бы хорошо, чтобы один специалист работал с начальной школой, другой – с учениками раннего подросткового возраста и т.д. Психолог не может объять необъятное и работать с тысячей или 1,5 тысячи детей. К тому же в реальности получается так, что изначально мнение школьного психолога не является ценным, а когда что-то происходит, именно его обвиняют во всем.