Невезучая, легендарная, советская. Гродненец в США пытается спасти яхту, которая когда-то всех удивила. 21.by

Невезучая, легендарная, советская. Гродненец в США пытается спасти яхту, которая когда-то всех удивила

23.03.2019 11:35 — Новости Общества | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Tut.by

30 лет назад, в сентябре 1989 года, в британском Саутгемптоне стартовала пятая кругосветная гонка Whitbread Round the World Race. На старт вышла советская команда Fazisi на построенной специально для этой регаты уникальной одноименной яхте. В нее не то что не верили — откровенно смеялись: букмекеры принимали ставки на то, что она хотя бы просто придет к финишу… Сегодня той самой нестандартной «Фазиси» уже 30 лет — и она до сих пор на воде. TUT.BY рассказывает историю уникального судна и ее не менее уникального «смотрителя» — гродненца Юрия Равлушко, который живет в США и пытается в очередной раз спасти невезучее судно.


Фото: из личного архива героя материала

Юрий двадцать лет назад эмигрировал в США. Создатель первого гродненского яхт-клуба «Капитан», тренер, среди воспитанников которого есть олимпийские чемпионы, он и на другом конце океана не забросил яхтенный спорт. И хоть его работа не связана с морской стихией — мужчина занимается автоперевозками — он до сих пор участвует в регатах. И «Фазиси» тоже.

Все эти годы советская яхта участвовала в гонках, два раза попадала в сильные штормы, разбивалась — и, казалось, больше никогда не будет спущена на воду. Но благодаря Юрию и еще нескольким энтузиастам, она продолжает жить.


Фото: из личного архива героя материала

На регату «Фазиси» попала благодаря Pink Floyd

Вернемся в 80-е. Пока в одном небольшом грузинском городе строилась уникальная яхта, в маленьких Озерах, что около Гродно, создавалась первая яхтенная школа в регионе. Тогда Юрий, конечно, и не подозревал, что через 30 лет его жизнь будет тесно связана с «Фазиси».

Появление первой сверхбольшой советской яхты тогда можно было отчасти сравнить со строительством первого космического корабля — непонятно, сложно, но престижно. И даже в самом Союзе в судно не верили и даже хотели запретить идти на регате под советским флагом! Вот что писала тогда газета «Известия»: «„Фазиси“ и ее экипажу отказывают в надежности и доверии. Председатель технической комиссии Федерации парусного спорта А. Кондаков, например, теперь заявляет: проект яхты не утвержден возглавляемой им комиссией. Яхта, оказывается, не зарегистрирована ни в одном из советских реестров. <…> И уж совсем удивляет постановка вопроса Госкомспортом СССР о праве несения яхтой советского флага. И все это лишь на одном основании — участие яхты в „Уитбрэде“ не оговорено с этим ведомством».

Дело в том, что до «Фазиси» в СССР не было ни одной яхты подобного класса, да что там — конструкторы даже не видели мировых аналогов, они просто придумали яхту «из ничего» и… построили ее. Получилась совершенно нетипичная алюминиевая лодка с нестандартным килем, узкой кормой и малым водоизмещением. Конструировали в Ленинграде, строили в грузинском Поти. А потом нужно было как-то доставить ее в Англию.

По воспоминаниям дизайнера лодки Владислава Мурникова, «Фазиси» могла и не попасть в Лондон, откуда стартовала регата — как ее везти, было совершенно непонятно. Но как раз в это время в СССР первый раз приехала группа Pink Floyd. Все инструменты, технику и оборудование для лазерного шоу в страну привез сверхтяжелый самолет Ан-124. Создателям яхты удалось договориться, чтобы «Фазиси» переправили на «Антее» в Лондон. Оказалось, что сечение грузового люка было всего на 10 сантиметров шире яхты.


Фото: из личного архива героя материала

А дальше началось странное.

— Во время одного из этапов регаты, после финиша в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) тогдашний капитан Алексей Грищенко исчез. Через несколько дней его обнаружили повешенным на дереве в одном из местных парков. Одна из версий — самоубийство. Командование яхтой принял известный американский яхтсмен Скип Новак, — рассказывает Юрий.

И советские парни, в первый раз увидевшие океан, под руководством Новака сотворили сенсацию: не только дошли до финиша, но и стали 11-ми, уступив лишь экипажам с миллионными бюджетами, огромным опытом и подготовкой. А Скип через год написал о них книгу «Совместная гонка на яхте Фазиси: идем под парусом с Советами на регате Whitbread Round the World Race»

Потом, уже после развала Советского союза, яхта стала эксплуатироваться ассоциацией польских яхтсменов Северной Америки и Канады (PYANA).


«Фазиси» в Польше, 2006 год. Фото: из личного архива героя материала

«Мы далеки от Родины, но я позабочусь о тебе»

В 2013 году к команде легендарной советской яхты присоединился и Юрий, который какое-то время был помощником капитана судна.

— Тогда вместе с командой ремонтировали и готовили яхту к очередной регате. Я тогда даже говорил ей: «Мы далеки от Родины, но я позабочусь о тебе» — и потом прошел на ней более тысячи морских миль, — вспоминает Юрий.

Два раза судно попадало в сильные штормы. В 2015 году она угодила в эпицентр непогоды в районе Бермудского треугольника и была сильно повреждена. В этой точке пути Юрия и «Фазиси» разошлись: яхту отремонтировали, и она снова вышла в океан, а мужчина переехал в Чикаго.


Юрий на «Фазиси». Фото: из личного архива героя материала

В 2017 году судну снова не повезло — его очень сильно повредил ураган «Ирма». Яхту выбросило на берег острова Кей-Уэст в архипелаге Флорида-Кис и там она какое-то время лежала без присмотра.

 — Конечно, яхта стала легкой добычей вандалов. Узнав, что она, бесхозная, лежит на берегу, я полетел на Кей-Уэст. Летел, чтобы попрощаться, если честно, — вспоминает Юрий. — Оказалось, что местные власти уже приняли решение об уничтожении яхты, которая тогда оказалась никому не нужной.


После урагана. Фото: из личного архива героя материала

Но спокойно смотреть, как легендарную «Фазиси» увозят на свалку, Юрий не смог и начал переговоры с береговой охраной, Комитетом по охране окружающей среды Флориды, а также представителями предыдущего владельца.

— Вести переговоры было трудно. Да и мысли выкупить лодку были спонтанными. Я в последний момент принял чисто эмоциональное решение спасти ее — просто не мог допустить, чтобы известная во всем мире яхта, ставшая единственным достижением Советского Союза в океанских парусных соревнованиях самого высокого уровня, бесследно пропала, — говорит Юрий.

Лодку он выкупил.

А потом настало время возрождения легендарной яхты. К делу подключился главный дизайнер лодки Влад Мурников, парусная команды Inter-Pro Sailing Team, членом которой является Юрий, и компании PYANA, и Скип Новак, который поговаривает о том, что на «Фазиси» можно устроить еще одну кругосветку с Федором Конюховым — однако реально Юрий занимается восстановлением «Фазиси» практически в одиночку. Мужчина кинул клич в Интернете и даже начал сбор денег на ремонт судна, но на краундфандинговой площадке он собрал всего 5 тысяч долларов — а для окончательного преображения нужно еще как минимум 150 тысяч. В таком случае яхту в отреставрированном виде можно будет поставить в каком-нибудь музее.

А вот если вложить примерно 800 тысяч долларов — и это, конечно, невероятные для Юрия деньги! — то она снова станет полноценной гоночной яхтой. Но финансов нет.


Фото: из личного архива героя материала

Фото: из личного архива героя материала

— Был сделан капитальный ремонт. Но нет дорогостоящего навигационного оборудования, паруса, бегущего такелажа — с лодки же было все украдено. Уже год я пробую найти ей состоятельных владельцев или спонсоров, но пока безуспешно. «Фазиси» интересовалось много людей — но дальше разговора дело не идет, к сожалению.

…Несколько месяцев назад лодка впервые за последнее время смогла выйти в море. Пока только на четыре часа.

— Она как живой организм после долгих месяцев реабилитации, поэтому море ей пока надо в терапевтических дозах, — говорит Юрий.


Фото: из личного архива героя материала
 
Теги: Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
30 лет назад, в сентябре 1989 года, в британском Саутгемптоне стартовала пятая кругосветная гонка Whitbread Round the World Race. На старт вышла советская команда Fazisi на...
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

25.04.2019
Mir24.TV Belarus
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Патриот (Ушачи)
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
26.04.2019
Mir24.TV Belarus
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Міёрскія навіны
Голас Сененшчыны
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кричевская жизнь
Новости Хотимска


Партнёры

  • мужская обложка для документов вот
© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика