Осиповчанин-мотоспортсмен Роман Шачек: «На старте боятся все!». 21.by

Осиповчанин-мотоспортсмен Роман Шачек: «На старте боятся все!»

Размер текста:
A
A
A

Когда мечты становятся реальностью

Многие осиповчане помнят, что еще с десяток лет назад мотокросс был одной из ярких, запоминающихся «фишек» города. Прийти в один из осенних дней и посмотреть, как спортсмены на железных конях буквально летают над трамплинами и лихо входят в крутые повороты трассы, старались и стар, и млад.

К сожалению, со временем у осиповчан не осталось другой возможности оценить мотокросс, кроме как поехать в другой район. Ну, или прийти на тренировку к десятку энтузиастов, которые, несмотря на все препоны, на протяжении долгого времени старались все таки поддерживать трассу в нужном состоянии и раз за разом выезжать на нее, чтобы не терять форму и все таки выступать на соревнованиях – правда, уже за себя, а не за город. Здорово, что порой появляются и новые приверженцы мотокросса. А как вообще приходят в этот вид спорта? Что нужно, чтобы зрители восхищались трюками на трассе? Своей историей и опытом делится один из осиповичских приверженцев мотокросса Роман ШАЧЕК.

Осиповчанин-мотоспортсмен Роман Шачек: «На старте боятся все!»

– Как раз еще и застал то время, когда мотокросс был регулярным и ежегодным. Приходил, смотрел, восхищался – хотелось гонять также. В какой-то момент родители не выдержали моих душевных страданий – записали на кружок по мотокроссу при центре творчества детей и молодежи. Так, в 13 лет впервые сел за руль мотоцикла с расчетом на высокие результаты в будущем. Но все таки это было немного не то. Да, иногда мы выезжали на трассу, но старая и непредназначенная для «полета» техника многого не позволяла. В кружке больше упор делался на фигурное маневрирование, а также умение обслуживать мотоцикл. Хотя как раз таки по маневрированию в те же 13 лет и достиг высоких результатов – стал вторым в Беларуси на соответствующих соревнованиях. Но вот в гонках участвовать не доводилось, только с флажками на трассе стоял. А хотелось большего…

Когда Роману исполнилось 17 лет, родители снова поддержали его увлечение: купили первый настоящий кроссовый мотоцикл – Suzuki 1991 года выпуска. Но именно тренировать на трассе было особо некому: парню пришлось изучать все на собственном опыте, посматривая на старших коллег и изучая уроки в интернете. Частенько ездил вместе с местным опытным мотокроссером Леонидом Чудиновичем, стараясь догнать и перегнать его.

– Со временем что-то, конечно, стало получаться. Однако мой Сузуки был настолько старенький, что я его чаще ремонтировал, чем ездил. Но стоял, душу грел – вот он, собственный, настоящий, кроссовый. Зато изучил конструкцию от и до, ведь чтобы хорошо ездить, надо, кроме мастерства, четко представлять, как техника работает.

Через год с первым мотоциклом пришлось расстаться. Ему на смену – опять же, с помощью родительской материальной поддержки ­­– пришел КТМ 2003 г.в. На нем молодой человек выступал на этапе Кубка МАСЕС в Ошмянах. Гонка оказалась травматичной – получил серьезный перелом ноги. Техника на значительное время оказалась без надобности – продали. Но энтузиазма Рома не потерял: пока не имел возможности ездить, накопил денег на новый мотоцикл – Кавасаки 2010 г.в. А через время снова сменил «железного коня»: на этот раз мотоцикл был той же марки, но на 4 года моложе.

– Готовился к сезону, вложил в этот байк за зиму 1200 евро, перед самой гонкой – еще 800… И все равно Кавасаки подвел на выступлении. Сменил его без всякого сожаления – теперь езжу на Сузуки, пока доволен.

Вообще, как отмечает спортсмен, мотокросс – удовольствие, увы, не из дешевых. Одна только спецодежда – штаны, майка – стоит в районе 150 евро, но ведь это даже не основная часть экипировки. Плюс сама техника, обслуживание, взносы на соревнования – выезжать на гонки могут только действительно влюбленные в этот вид спорта.

– Сейчас уже, естественно, зарабатываю на свое хобби сам, хотя очень благодарен родителям, что когда-то не пожалели сил и денег и помогли мне стартовать. Пусть мастером спорта пока не стал, но определенные умения точно есть. Одно время имел 1 спортивный разряд, мне даже позволяли участвовать в профессиональных заездах, но все таки разница в опыте очень чувствовалась. А когда по некоторым причинам какое-то время не тренировался, вообще снял разряд. Сейчас выступаю в среднем классе: уже не совсем и любитель, но еще и не профи.

Кроме больших финансовых вложений мотоспорт, безусловно, требует и крепости костей, и эластичности мышц. Согласитесь, странно было бы, делая такие кульбиты на трассе, не получить ни одной травмы.

– Многих останавливает первый же перелом или растяжение, но не меня или моих друзей по увлечению. Ломал уже все, что только можно, заодно научился определять вид травмы и оказывать первую помощь. Конечно, переживаю, когда выхожу из строя, но завел себе правило: новая травма – новая экипировка. И для себя приятнее, и вещи, которые с задачей не справились, «уходят».

Ни для кого не секрет, что тренировочный процесс лучше не прерывать. Однако так сложилось, что в практике Романа было несколько перерывов.

– Только в прошлом году одновременно с другом и коллегой по мотокроссу Игорем Давыдовским снова стали ездить более-менее регулярно. Теперь наверстываем упущенное. Лично мне долго «не сдавались» прыжки на трамплине, да и сейчас это самый сложный элемент. Надо подобрать скорость, все просчитать, не забывать и в воздухе работать газом, тормозом, сцеплением. И все – в течение нескольких секунд. Если просто лететь – так и рухнешь. Но на родной осиповичской трассе трамплины уже кажутся легкими – привык. А ведь для кого-то и прямые – серьезное препятствие, в основном из-за высоких скоростей.

Самый ответственный момент и пик всех тренировок – выступление на гонках. Традиционно проводятся 4 этапа чемпионата Беларуси, а также отдельные соревнования. На протяжении этого года Рома выступал за команду Могилева, но обстоятельства сложились так, что теперь ездит сам по себе.

– Мотокросс – тяжелый спорт, не поддается простым тренировкам. Поэтому каждая гонка – как экзамен, будто в первый раз выезжаешь. Те 15 секунд, пока стоишь на старте, а рядом ревут еще 15-20 мотоциклов с твоими соперниками – самые напряженные. Трясутся и руки, и ноги, думаешь «И чего дома спокойно не сиделось?» – причем, так у большинства. Зато потом уже начинается борьба, появляется интерес, азарт, сильно поддерживают и положительные эмоции, восторг зрителей. Кстати, многое в нашем спорте зависит и от погодных условий. В жару ездить тяжело, быстрее устаешь. После сильного дождя трасса очень грязная, опять же силы тратятся не на результат. Идеально, когда слегка прохладно, а легкий дождь «прибил» пыль, но так нечасто бывает.

Сейчас Рома, как отмечает сам, ездит в свое удовольствие. А еще по мере возможности помогает тренироваться юному поколению – бок о бок ездят будущие конкуренты.

– Когда-то дал 5-летнему малышу проехать на своем мотоцикле, ему понравилось. А теперь Тимофей Астрашевский в свои 10-лет ездит на довольно высоком уровне, явно превзойдет и меня, и своего отца-тренера Алексея. Но это здорово, пусть и Тимофей, и еще два его товарища развиваются профессионально, мы за них только порадуемся.

В последние дни сентября в Осиповичах планируется провести Кубок страны по мотокроссу – итог года. Естественно, участвовать в нем собирается весь десяток наших спортсменов. И может быть со временем мотокросс снова станет традиционным видом спорта для Осиповичей, а защищать честь города есть кому.

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда мечты становятся реальностью Многие осиповчане помнят, что еще с десяток лет назад мотокросс был одной из ярких, запоминающихся «фишек» города. Прийти в...
 
 
 


Архив (Новости Спорта)

21.by в социальных сетях



Партнёры

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика