Русский Голливуд: экскурсия по киностудии Мосфильм. 21.by

Русский Голливуд: экскурсия по киностудии Мосфильм

03.04.2014 16:37 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 3 марта. Русский Голливуд – так называют крупнейшее в России предприятие киноинудстрии. «Мосфильм» - самая крупная киностудия не только в России, но и в Европе. В этом году Киноконцерну «Мосфильм» исполнилось 90 лет. Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первой полнометражной картины «На крыльях ввысь». С тех пор на киностудии было создано 2,5 тысячи фильмов, многие из которых признаны мировыми шедеврами.

Ленты «Мосфильма» получали и «Оскара», и «Золотую пальмовую ветвь», призы Венецианского и Берлинского кинофестивалей. Около 40 фильмов отмечены Государственной премией СССР и РСФСР, свыше 100 фильмов получили премии на международных и всесоюзных кинофестивалях. Многие фильмы завоевали различные награды на мировых кинофестивалях: «Цирк» (1936) — Сталинская премия, «Веселые ребята» (1934) — приз на МКФ в Венеции, «Броненосец Потемкин» (1925) — лучший фильм всех времен, «Летят журавли» (1957) — Золотая пальмовая ветвь, «Война и мир» (1968) режиссера Сергея Бондарчука, «Москва слезам не верит» (1980), Владимира Меньшова, «Утомленные солнцем» (1994), Никиты Михалков и «Дерсу Узала» (1975), японского режиссера - Акиры Куросавы.

Корреспондент «МИР 24» попала на территорию «Мосфильма» и узнала, что же происходит за закрытыми воротами главной киностудии страны.



Территория «Мосфильма» впечатляет своими размерами. Площадь киностудии составляет порядка 40 гектаров. Переступая порог проходной, вы будто попадает в небольшой городок со множеством улиц, павильонов и зданий. Экскурсия на киностудию «Мосфильм» - это маленькое путешествие в мир кино. Иллюзия и реальность здесь неразрывны.



Сначала нас повели в музей ретро автомобилей. Примечательно, что у каждой машины здесь есть своя особенная история. Каждый из представленных здесь автомобилей снимался в каком-либо фильме, а то и сразу в нескольких. Здесь и Мерседес Штирлица, и ЗАЗ-965 из комедии «3+2», и Волга ГАЗ 21 из кинофильма «Берегись автомобиля», и ГАЗ ААПМ-1 1934 года выпуска, который блистал в таких фильмах как «Вечный зов», «За кремлевской стеной», «12 стульев» Леонида Гайдая, и ЗИС-8 из «Место встречи изменить нельзя».







У некоторых автомобилей есть даже свои госномера и они могут добираться до съемок своим ходом. Здесь же стоят советские автоматы с газированной водой. Один из них все видели в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».







Наряду с обширным автопарком в музее есть и не менее разнообразное собрание карет, бричек, саней, пролеток и других повозок. Кареты снимали в таких фильмах как «Гардемарины вперёд!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц» и т.д.















Здесь же можно увидеть карету из фильма «Война и мир», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо» и «Формула любви». Кроме того здесь вы найдете пролетку из кинофильма «Новые приключения неуловимых», «Трактир на Пятницкой» и «Сватовство гусара».







Работа в кино всегда ставит перед людьми множество нестандартных задач, требующих соответствующего нетривиального решения. Если вам нужно снять три сотни рыцарей или древнеримских воинов в батальной сцене, то всех нужно соответственно одеть. Но если заказывать на всех натуральные доспехи, то это, во-первых, потребует большого количества времени, а, во-вторых, бюджет картины может закончиться уже на этом этапе.



Поэтому красивые и натуралистичные костюмы изготавливают обычно только для главных героев и актёров, которые будут сниматься на переднем плане. Остальной массовке шьют лёгкие костюмы из недорогих материалов отлично имитирующих те или иные доспехи. В кадре подвоха вы не заметите, деньги сэкономлены, массовка не измучена тасканием на себе массы металла — все довольны.



Ровно так же хитро поступают с большинством животных. Если звери не должны быть активны в кадре, и сцена короткая, то чаще всего используют живность из папье-маше. А эту декорацию конюшни вы могли видеть в фильмах «Анна Каренина», «Формула любви», «Барышня-крестьянка», «Мещерские» и «Михайло Ломоносов».

Но иногда приходится снимать настоящих животных, как, например, в сцене из фильма «Яды или всемирная история отравлений». Дети и животные в кадре, как известно, это всегда что-то непредсказуемое. По сценарию в фильме огромного быка должны были убить для последующего ритуально-целебного купания в его крови. Но животное переволновалось и начало буянить. Съёмочный процесс пришлось приостановить до тех пор пока не приехали специалисты с достаточным запасом успокоительных медикаментов для быка. Раздобревший от допинга зверь отыграл на оскара и отправился обратно на ферму, а в сцене ритуального убийства уже снимали деревянную куклу, обтянутую коровьей шкурой.



Следующая часть экскурсии самая интересная, точнее, самая красочная. После просмотра ретро автомобилей, карет и декораций мы отправились на открытую площадку с декорациями старой Москвы. Это декорация была построена в 2003 году к фильму Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть». Декорация представляет из себя Москву конца XVIII – начала ХХ века.



Все дома сделаны из фанеры, сверху обмазаны гипсом, внутри они пустые, держатся на строительных лесах. Единственное, что здесь настоящее – так это брусчатка. Так что приходить на экскурсию в туфлях на каблуках лучше не стоит. Для полного погружения в ту эпоху на площадке старой Москвы не хватает лишь расхаживающих по улицам людей, одетых в старинные костюмы.









Обычно после съемок фильма все декорации разбирают и уничтожают. Но старая Москва понравилась другим режиссерам, и они попросили ее оставить, чтобы снимать здесь свои фильмы. Для разных фильмов Москва превращалась в Берлин, Париж, Тбилиси и Копенгаген.









Что-то достраивали, меняли вывески, но после съемок Москве всегда возвращали прежний вид. Здесь снимали фильмы «Статский советник», «Бедная Настя», «Гибель империи», «Господа офицеры», «Спасти императора», «Доктор Живаго», «Азазель», Институт благородных девиц», «Андерсен. Фантазии на тему…» и многое другое. Единственное, что выбивается из декорации, так это жилой комплекс высотой 213 метров, который стоит напротив Мосфильма.









В общем, здесь целый город. Тут есть и магазины, и гостиницы, и трактиры, и рестораны, и церковь. Половина декорации — город, вторая половина — деревня. В одной части ровная брусчатка, в другой — кривая булыжная мостовая.









Дальше мы отправились в главный корпус. Здесь располагается гримерный цех. Оторванные руки, ноги, головы, которые лежат на витринах под стеклом – зрелище, конечно, не для слабонервных. Здесь же лежит огромный волосатый живот, который надевал на себя Дмитрий Дюжев в фильме «Беременный». Напротив – коллекция необычных париков. Рядом витрина с гипсовыми слепками лиц известных актеров.









Все маски были сделаны в разный период времени и использовались для нанесения грима актеру. Экскурсовод рассказала нам один примечательный факт. Оказывается, некоторые актеры отказывались делать маски с закрытыми глазами из суеверных соображений. Например, слепки лиц Владимира Меньшова и Николая Караченцева сделаны с открытыми глазами.









В следующем зале – одежда. Как нам рассказали, материал для некоторых экземпляров, например, для царских одежд к фильму «Борис Годунов» заказывали в монастыре. Их расшивали вручную речным жемчугом и использовали для их создания натуральный мех. В результате костюмы получились невероятно тяжелые. Некоторые из них достигают 15-20 килограмм! Здесь и платье Натальи Бондарчук для фильма «Солярис», и костюм Людмилы Гурченко для фильма «Идеальный муж». Кстати на манекене костюм не сходится на талии, а вот Людмиле Марковне он был как раз, так как актриса была известна своей осиной талией, которая едва достигала 50 сантиметров.







Здесь же можно увидеть корону из кинофильма «Корона Российской Империи». Как выяснилось, ее заказывали специально для фильма в Чехии. Но поскольку заказчики не указали заранее размер короны, то она получилась слишком узкой, и поэтому никому не подходит. Также здесь вы найдете знаменитый шлем из фильма «Джентльмены удачи». Долгое время он считался пропавшим и был найден совершенно случайно среди декораций.









Кроме того, в качестве экспонатов здесь представлены видеокамеры различных производителей и эпох. Невозможно пройти мимо костюмов знаменитой троицы – Труса, Балбеса и Бывалого из кинофильма «Кавказская пленница», или мимо знаменитой кошки, на которой «тренировался» Георгий Вицин, когда учился орудовать тряпкой с хлороформом. Кроме того, здесь вы найдете и старые телевизоры, магнитофоны, проигрыватели и радиоприемники.









В самом конце нам показали небольшое автоматизированное представление по «Вию».



После осмотра всех павильонов мы решили прогуляться по территории Мосфильма. Здесь мы также увидели много интересного, в частности, мы нашли памятник Василию Шукшину, скульптуру «Неизвестного оператора» и скульптуру девушки с хлопушкой. Напротив «Мосфильма», рядом с площадью звёзд российского кинематографа, установлен памятник герою Евгения Леонова - Доценту из «Джентльменов удачи».





В 2001 году во время Московского международного кинофестиваля здесь была заложена Аллея киногероев и установлен памятник. Скульптор изобразил сцену из фильма, когда герой Евгения Леонова произносит свою знаменитую фразу: «Пасть порву! Моргалы выколю!». Кстати, на памятнике изображены такие же наколки, какие были на Доценте в фильме «Джентльмены удачи». Рядом с памятником Доценту стоит скульптура, изображающая три кинокамеры различных эпох и производителей.









Синематограф пришел в Россию с легкой руки царя Николая II, которому очень понравился этот вид искусства. Он способствовал тому, чтобы открывались и развивались киноателье, и самыми популярными в начале ХХ века стали ателье Иосифа Ермольева и Александра Ханжокова. В далеком 1912 году Ханжоков купил под свое ателье небольшой участок земли на Житной улице, где стояли полуразвалившиеся домишки. В 1919 году, после революции, кино в России начало развиваться еще более быстрыми темпами, а киноателье были национализированы.



Киноателье Ханжокова превратилось в Первую фабрику Госкино, а ателье Ермольева получило название Третьей фабрики. В 1923 году их объединили, и этот период стал началом зарождения киностудии «Мосфильм». В конце 1923 года Борис Михин начал работу над фильмом «На крыльях ввысь», который вышел на экраны ровно через год – в ноябре 1924 года. Именно это событие и считается рождением новой киностудии.

Развитие киноискусства и потребность зрителя в новых лентах привели к тому, что началось строительство целого киногородка, аналогом для его создания послужил Голливуд. Закладка кинофабрики состоялась в 1927 г, а 9 февраля 1931 г. уже была открыта новая кинофабрика.

В послевоенные годы было проведен ряд работ по усовершенствованию акустики и звукоизоляции. В это время был снят гениальный «Подкидыш» с непревзойденной Фаиной Раневской. Любовь Орлова, Иван Пырьев и Григорий Александров – это легенды «Мосфильма», которые навсегда запечатлены на кинопленке.



Особое место киноиндустрия заняла в военные годы, так как людям необходим был отдых и положительные эмоции в тяжелых условиях военной жизни.

Эмблемой «Мосфильма» стала работа известного скульптора Веры Мухиной - «Рабочий и колхозница». Эта скульптура стала символом советской эпохи. Этот логотип впервые появился в картине Григория Александрова «Весна» в 1947 году и, с тех пор, миллионы советских людей, не бывавших никогда в столице, были уверены, что скульптура Веры Мухиной стоит именно на Красной площади. С того времени скульптура «Рабочий и колхозница» стала эмблемой киностудии «Мосфильм».

Сегодня «Мосфильм» является государственной собственностью (ФГУП) и работает как киноконцерн, предоставляя свои производственные мощности различным кинокомпаниям и творческим объединениям, которые арендуют не только съёмочные павильоны, но и офисы (так называемые «помещения для рабочей группы»), а также различные специализированные комплексы — от пиротехнического до автотранспортного.



Помимо производства фильмов, студия «Мосфильм» занимается дублированием художественных фильмов западного производства по заказу различных компаний-прокатчиков.
С 20 апреля 1998 года по настоящее время генеральным директором и председателем правления ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» является Шахназаров Карен Георгиевич.

За девяносто лет деятельности на «Мосфильме» было создано более двух тысяч пятисот полнометражных фильмов. В разные годы здесь работали многие известные режиссёры, чьи картины вошли в «Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства»: Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Григорий Александров, Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Александр Птушко и многие другие.

Татьяна Поддубская

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондент «МИР 24» прогулялась по «Мосфильму» и выяснила, какую площадь занимает киностудия, сколько весит одежда героев в фильме «Борис Годунов» и почему...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика