Мадонны для Пушкинского музея. 21.by

Мадонны для Пушкинского музея

23.12.2014 07:06 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 23 декабря. В Москве открылась выставка «Пьеро Делла Франческо и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». За таким длинным названием скрывается небольшая экспозиция - всего четыре картины, но зато каких! Ни одного из представленных художников нет в коллекции российских музеев. Корреспондент «МИР 24» Елена Шарова вместе с кураторами встретила шедевры и узнала, как готовилась выставка.

Так путешествуют шедевры: картина - отдельно, рама - отдельно. «Мадонна с херувимами» Джованни Беллини только прилетела в Пушкинский музей из галереи Академии в Венеции. Ее перемещения были строго засекречены: номер рейса, время прибытия знали только несколько человек.

Теперь под присмотром куратора выставки - Виктории Марковой и итальянского смотрителя - произведение искусства «собирают». Сначала осматривают раму - не пострадала ли в дороге. Она, кстати, не оригинальная, то есть изначально «Мадонну» обрамляла другая, а эта, чуть «моложе», XVII века, но все равно - старинная. Тополь, из которого она сделана, мягкий, его заметно поели жуки, поэтому крепления приделывают осторожно, в белых перчатках, согласовывая с кураторами каждый шуруп. И лишь после нескольких «примерок», вешают на стену.

«Интересует не только сама работа, но и каким образом она живет, ведь рама составляет с ней как бы неразрывное единство, и рамы разные - вот, например, на выставке есть картина Козимо Туры, которая в своей собственной раме. Это большая редкость - можно представить, как выглядели эти работы, изображающие Мадонну с младенцем, в таких, своего рода, табернаклях - рисунок которых делался специально под данную картину», - рассказала куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.

Все «Мадонны» на выставке написаны в эпоху раннего Возрождения, во второй половине XV века, когда не только художники, но и все передовое общество, как сейчас бы сказали, креативный класс, проявлял интерес к античной культуре, возрождал ее - отсюда и название. Всего на выставке четыре «Мадонны» из разных итальянских музеев.

Все работы имеют огромную художественную ценность и вывозить их за пределы Италии всегда очень сложно, но особенно сложно путешествовать, конечно, «Мадонне Синегалья», которая редко покидает страну, потому что требует особых условий хранения», - отметила посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини.

«Мадонна Сенигалья» - работа Пьеро делла Франческа - самый любимый экспонат итальянского куратора Лоренцы Моки Онори. Картина наполнена символами, которые долгие годы пытаются расшифровать искусствоведы: белая роза в руке младенца Иисуса и коралл у него на шее - точного объяснения этих элементов до сих пор нет. Знают наверняка только о композиции картины.

«Обратите внимание, композиция картины написана в византийских традициях иконописи. Мадонна с младенцем в центре - она будто протягивает зрителю своего сына, отдает младенца Христа людям. По бокам - ангелы. На втором плане виден поток света, символизирующий Спасителя», - рассказала куратор выставки Лоренца Моки Онори.

Полна загадок и картина феррарского мастера Козимо Туры «Мадонна со спящим младенцем», она еще называется «Мадонна Зодиака» - на фоне тонкими золотыми линиями изображены астрологические символы. Такое сочетание христианских и языческих мотивов в XV-ом веке было приемлемым, этакая дань моде - гороскопами увлекались все - от знати до ученых.

Вообще, в этих картинах мастеров Возрождения нет случайных предметов. Вот пример – «Мадонна с младенцем» Карло Кривелли - все в картине намекает зрителю на дальнейшую судьбу младенца: - щегол - символ будущих Страстей Христовых, торжественный наряд матери подчеркивает, что перед публикой - Богородица, царица небесная, яблоки - напоминание о первородном грехе, огурец - символ воскрешения.

«Вы меня простите, вся эта фруктовая гирлянда, она даже не снилась Сальвадору Дали, он гораздо больший сюрреалист, Кривелли, чем те, кто открывали сюрреализм. Причем на более высоком уровне, во в них во всех есть это начало, потому что открываемый заново, свежими глазами мир, вот они его видели, вот так», - сказала президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.

Каждая «Мадонна» на выставке стоит внимания. В Пушкинском музее говорят, что экспозиция - новогодний подарок зрителям и нужно обязательно ее посмотреть на каникулах, чтобы хотя бы на время забыть о «земном» и подумать о «высоком».

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Москве открылась уникальная выставка картин эпохи Раннего Возрождения. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика