ССУДНЫЙ ДЕНЬ
ССУДНЫЙ ДЕНЬ
Акционированным комбинатам хлебопродуктов, рассчитывающим на оказание господдержки, придется полностью передать акции в собственность государства. Такое поручение дал представителям государства в акционерных обществах заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин. Такое же распоряжение в адрес председателей облисполкомов подписал и заместитель премьер-министра Иван Бамбиза. По мнению чиновников, для проведения сделок по передаче акций государству есть веское основание - "организациями хлебопродуктов не обеспечиваются своевременные расчеты по банковским кредитам, бюджетным ссудам и займам. Финансовое положение зерноперерабатывающих организаций свидетельствует об отсутствии источников для погашения образовавшейся задолженности и о необходимости оказания им государственной поддержки. В соответствии с поручением правительства от 7.12.2005 г. № 06/154 условием рассмотрения вопроса об оказании такой поддержки акционерным обществам является передача акционерами государству 100% акций". Выполнение этого условия сулит предприятиям хлебопродуктов реструктуризацию задолженности по бюджетным ссудам и бюджетным займам. Банковские же кредиты возвращать все равно придется. А они не малы: на 1 октября задолженность предприятий департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода составляла 285028,7 млн. руб. Общая сумма задолженности по заемным средствам - 471093, 4 млн. руб. Возникла она преимущественно из-за того, что с комбинатами не рассчитываются сельхозпредприятия за приобретенные комбикорма. Из-за этих долгов возникла львиная часть всех задолженностей по кредитам и процентам; а взыскание долгов сдерживается условиями отсрочки на три года обязательств субъектов, проданных как убыточные имущественные комплексы (Указ от 19.03.2004 г. № 138). В этой ситуации финансовое положение комбинатам улучшать не просто. С одной стороны, отрасль не является высокодоходной в силу государственного регулирования цен на ее продукцию, применяемого вкупе с рычагами административного воздействия при проведении кампаний по заготовлению сырья. С другой - государство либеральничает на рынке комбикормов, не ограничивая ввоз более дешевых аналогов из России и Украины. Конкуренты оказываются более успешными на белорусском рынке по банальным причинам: их цены ниже на 20-40% за счет более дешевых зернового сырья и электроэнергии, меньшей налоговой нагрузки. И вот дохозяйствовавшихся "частников" в очередной раз государство готово спасти. За названную цену. А также принимая во внимание просьбы (в т.ч. неформализованные) ряда предприятий о поддержке. Опыт реструктуризации долгов 2003 г. помог более чем двум десяткам предприятий вздохнуть с облегчением, отделавшись увеличением доли государства в уставных фондах на суммы прощенных обязательств. Всего - на 36 млрд. 506 млн. руб. Повторить сделку на прежних условиях убыточные КХП были не прочь и сегодня. Однако государство на этот раз решило забрать все. В конце концов, ему и так принадлежит 90-99% в уставном капитале многих акционерных обществ. Реорганизация в РУПы упростит процедуры предоставления поддержки, в которой субъекты постоянно нуждаются. Накануне собрания акционеров, где должны приниматься решения о передаче акций, представители ряда КХП поделились с корреспондентом "ЭГ" своим видением вариантов поддержки. По их мнению, оптимальным было бы направление государством целевых ссуд сельхозпроизводителям для расчетов с КХП. Вторая по популярности и испытанная инициатива - увеличение уставных фондов на сумму долгов. Главной трудностью при выполнении условия о предоставлении 100% акций государству предположительно станет "идеологическая" работа с физическими лицами, не являющимися сотрудниками предприятий. Как объяснить необходимость расстаться с акциями пожилым людям, когда-то обменявшим чеки "Имущество" на частицу, как им объяснили, народной собственности, или компенсировать потери лицам, купившим акции? Разъяснительной работой придется охватить тысячи людей. Например, только руководству предприятия "Лидахлебопродукт" придется пообщаться почти с 3 тыс. акционеров-физических лиц. При том, что доля государства в УФ этого предприятия 99%. Надеемся, менеджеры и представители государства будут убедительны в предстоящей агитационной работе. Другой аспект: под угрозой реорганизации оказались и прибыльно работающие предприятия хлебопродуктов с более-менее заметной долей внешних инвесторов. Не уповая на господдержку, они, сгибаясь под грузом долгов сельхозпредприятий, держатся на плаву благодаря реализации антикризисных производственных программ. В случае вынужденной передачи своих долей государству инвесторы утратят связь с предприятием, лишатся возможности участвовать в управлении и рассчитывать на получение в будущем дивидендов или иной компенсации стоимости ценных бумаг со стороны предприятий или государства (если только деньги не будут уплачены сразу же и исходя из рыночной стоимости долей). Улучшит ли положение предприятий такая смена собственника? Почему государство, констатируя сложность финансового положения в отрасли, не анализирует причины его возникновения? Можно ли кризис всех акционерных обществ отрасли объяснить только плохим управлением со стороны акционеров? Все это вопросы, ответы на которые следует искать не только на уровне управления предприятиями, но и в сфере государственной экономической политики. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Акционированным комбинатам хлебопродуктов, рассчитывающим на оказание господдержки, придется полностью передать акции в собственность государства... |
|