Взял участок — построй дом
Наталия КАРПЕНКО
РАЗГОВОР О НАСУЩНОМ Поможет ли решению многочисленных проблем территории увеличение штатов местных органов управления? Будут ли наконец дифференцированы должностные оклады работников исполкомов низового уровня и появится ли у них возможность для укрепления материально-технической базы, а также исполнения своих же бюджетов? Об этом шла речь на очередной встрече с председателями сельских и поселковых советов депутатов в Институте высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь.Отвечая на наиболее волнующий всех вопрос — о финансах и финансировании, о налоговой базе местных исполкомов — председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Анатолий Малофеев ясно дал понять аудитории, что чудес здесь не будет и на «манну небесную» советам рассчитывать нечего. Однако «золотая середина» быть должна, как и должна иметь место хотя бы небольшая налоговая база для решения конкретных задач сельского Совета. Особое внимание председатели сельских и поселковых советов обратили на проблему бюрократизма на местах, на никем не регламентированное количество бумаг и справок, которые они должны писать и отсылать во всевозможные районные инстанции. По мнению Анатолия Малофеева, эти вопросы должны быть решены на уровне губернатора области. И не только. «Если вы сами не преодолеете психологический барьер, не докажете, что вы — власть и не начнете на своем уровне бороться с бюрократизмом, мы его не победим». Большинство поднятых на встрече вопросов касалось проблем землепользования. Связано это с тем, что в последнее время был принят ряд нормативных правовых актов, в том числе и на уровне главы государства, касающихся регулирования земельных отношений, а также вовлечения в оборот и сокращения количества пустующих домов. По мнению начальника юридического отдела Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь Андрея Гаева, это должно существенно облегчить жизнь людям, столкнувшимся с подобными проблемами. Со 2 мая вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков». Указ предусматривает не что иное, как более конкретизированный механизм изъятия и предоставления земельных участков, устраняя при этом все противоречия и проблемные вопросы, которые возникали ранее в процессе их отвода. Для граждан — что самое важное — этот документ четко прописывает механизм «одного окна» при оформлении прав на землю. Например, хочет человек построить дом. Для того чтобы получить земельный участок, ему достаточно прийти в исполком и подать заявление о предоставлении такового. И если земельный участок в наличии имеется, исполком поручит Белгипрозему провести соответствующие работы, весь их комплекс, связанный с оформлением прав на этот участок. Многие председатели сельских и поселковых советов уже столкнулись с тем, что с 1 февраля этого года была отменена выдача госактов на земельные участки. Сейчас это право подтверждается только свидетельством — удостоверением о государственной регистрации. Это опять же сделано с целью упрощения процедуры оформления документов. Ведь раньше было как? Регистратор, находящийся в районе, осуществлял регистрацию, потом отдавал удостоверение на подпись в исполком, где председатель должен был расписаться. В результате процедура затягивалась во времени. Мало того — встречались ситуации, когда после вынесения всех решений, после факта регистрации председатели исполкомов... отказывались подписывать госакты на землю! Сегодня этот вопрос решается в пользу граждан. Что касается тех участков, которые были предоставлены гражданам до 1999 года и уже используются ими, то в соответствии с названным указом (№ 58) все работы по составлению землеустроительных материалов, необходимых для оформления права, будет готовить землеустроитель, причем бесплатно. Потому что он является государственным служащим и действует в рамках своих служебных обязанностей. Единственное, за что придется заплатить гражданину — это услуги по госрегистрации. Также указом установлен запрет с 1 января 2007 года на совершение сделок по отчуждению земельных участков до завершения строительства на них жилых домов и дач (за исключением сделок с близкими родственниками по договору дарения таких земельных участков). Эта мера направлена на то, чтобы вовлечь по возможности большее количество земельных участков в оборот. Зачастую же в тех регионах, где есть спрос на землю, существуют участки, которые десятилетиями не используются, а собственники не желают производить какие-либо действия по строительству жилых домов. Полученный под строительство земельный участок нужно использовать по назначению — в этом и заключается основной смысл указа № 58. Уже другим указом президента — № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» — у нас в законодательстве впервые, подчеркнул Андрей Гаев, установлены сроки завершения строительства жилых домов и дач. Это 3 года в отношении домов, земельные участки под которые были выделены до 1 апреля 2006 года. И 3,5 года для строительства домов, участки под которые предоставлены после 1 апреля 2006 года. Поскольку не все граждане могут уложиться в эти сроки, указом предусмотрено право исполкомов продлевать срок строительства еще до 1 года. Кроме того, гражданин имеет право произвести консервацию объекта на срок еще до 3 лет. Особое внимание Андрей Гаев попросил обратить на то, что и твердые сроки завершения строительства, которые предусмотрены в указе № 87, и строгий запрет на отчуждение земельных участков, о котором идет речь в указе № 58, распространяются на участки, предоставленные для строительства жилых домов и дач. Но под «дачами» здесь не нужно понимать земельные участки, выделенные для коллективного садоводства. «У нас в республике насчитывается всего 6 настоящих дачных поселков — 4 в Минском районе и 2 в Солигорском. Все остальное относится к коллективному садоводству. А на участки, предоставленные для коллективного садоводства, равно как и на участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, распространяется только право, но не обязанность граждан. Поэтому здесь ограничение сроков завершения строительства и запрет на отчуждение земельного участка не действуют, если, конечно, на участке нет капитальных строений». И еще. В указе № 58 сказано, что гражданин должен в течение года приступить к использованию участка, предоставленного под строительство жилого дома (т.е. начать строительство, вырыть котлован и т.д.). Если он этого не сделал, то исполком принимает меры, направленные на прекращение действия прав на этот участок. Если земля предоставлялась гражданину в пожизненно наследуемое владение, то исполком сам принимает решение о прекращении данного права. Если же участок находился в частной собственности, то для его изъятия нужно будет обратиться в суд. Что касается упорядочения учета и сокращения количества пустующих и ветхих домов в сельской местности, то, как напомнил Андрей Гаев, еще до принятия соответствующего указа № 70 существовало законодательство, которое позволяло принимать определенные меры по сокращению таких объектов. В частности, статья 226 Гражданского кодекса (который действует с 1999 г.) говорит о том, что если на территории имеется бесхозяйный объект, то соответствующий исполком вправе подать заявление в организацию по регистрации с целью постановки его на учет как бесхозяйного. По истечении 3 лет исполком вправе обратиться в суд и признать право коммунальной собственности на это имущество. — Теперь возникает вопрос к председателям сельских советов. Объекты, не имеющие хозяев, всегда были на территории населенных пунктов. Но кто из представителей местной власти обращался в суд либо в организацию регистрации за постановкой их на учет как бесхозяйных? Поэтому главой государства и был принят ряд указов, которые уже обязывают органы местной власти совершать определенные действия по сокращению количества пустующих и ветхих домов. С учетом того, что численность работников в сельсоветах незначительна, основной объем этой работы возложен на районный уровень, на райисполкомы. Именно здесь будет собираться вся информация о пустующих домах, — сказал Андрей Гаев.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Поможет ли решению многочисленных проблем территории увеличение штатов местных органов управления?
|
|