Источник материала:
ЖДАНОВИЧ Иван
Как не отравить здоровую атмосферу дома некачественными отделочными материалами — вы уже знаете (см. «Комфорт на ощупь», 23.09.2006 г.). Но в квартире, случается, и мебель становится опасным соседом. Почему вместе с новыми столами, шкафами, полками и даже кроватями у нас иногда появляются проблемы со здоровьем? Чем опасны встроенные шкафы из ДСП, особенно в квартирах старой планировки? Ответы на эти и другие «мебельные» вопросы нам помогут найти Леонид Половинкин — заведующий лабораторией промышленной токсикологии Республиканского научно–практического центра гигиены кандидат медицинских наук и Алла Малахова — заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
Головная боль
Вначале главное: окружив себя мебелью, изготовленной из опасных материалов, мы рискуем, особенно домоседы, приобрести не только быструю утомляемость, но и реальную депрессию. Можно получить головные боли, снижение иммунитета, обострение аллергических заболеваний. Что, впрочем, многие уже и имеют, не подозревая об истинных причинах недугов. Не случайно мебель у нас — в числе изделий, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации (ГРР). Ее проводят Минздрав и уполномоченные им органы и организации. И первый кордон на пути возможных мебельных «нелегалов» в наши квартиры проходит в аккредитованных лабораториях. Специалисты исследуют как саму продукцию, так и отдельные ее химические и биокомпоненты: по санитарно–гигиеническим, токсикологическим и другим параметрам. После этого, а также экспертизы результатов исследований новичку могут дать «добро» на ПМЖ в наших квартирах, и тогда сведения о нем и изготовителе вносятся в Государственный гигиенический регистр. Удостоверение о гигиенической регистрации для дивана — вроде паспорта. Потому и важно, приобретая мебель, не просто убедиться в наличии такого документа, но и внимательно его изучить. В век компьютеров «слепить» липовый документ еще проще, чем липовую мебель. Глаз да глаз нужен на рынках или при покупках, скажем, по объявлению. Обратите внимание: на серийную продукцию удостоверение ГРР действительно 3 года, на опытную партию — год. Кустари и мелкие мастерские, случается, эти законы игнорируют — в ущерб нашему здоровью.
Желательно, чтоб у продавца мебели был и сертификат качества. Строчка мелким шрифтом внизу некоторых рекламных текстов подскажет, где сертификацию (то есть подтверждение качества) нужно проверить обязательно. Эти вопросы — в компетенции организаций Госстандарта. В конце лета принято постановление, в соответствии с которым в 2007 году вводится обязательная сертификация «услуг по изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения (по эскизам и чертежам заказчика)». Мера вынужденная: на наш рынок, говорят эксперты, опасные материалы все–таки проникают.
Здоровая атмосфера
Известно ли вам, что древесностружечная плита (ДСП) — канцерогенный материал? Таковым его признали специалисты ВОЗ еще в 1985 году. И все же некоторые умельцы и по сей день мастерят из него не только полки в кладовках и встроенные шкафы, но и межкомнатные перегородки. Тысячи платяных и книжных шкафов источают по квартирам, хоть и по–разному, но круглосуточно, ядовитый формальдегид. Это соединение входит в состав смолы, благодаря которой прессуются стружки и опилки. С годами в облицовке появляются сколы, царапины, а выделяет ДСП летучий яд лет 10 — 15.
Врачи называют формальдегид «хроническим токсином», он может вызывать генные мутации, негативно воздействовать на репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров. Яды удерживает в плите декоративный слой: меламин — бумажное покрытие под лаком, ламинат — пластик, который имитирует древесину или другие природные материалы. А еще шпон, изготовленный из ценных пород дерева. Эксперты говорят: важно, чтобы покрытия были абсолютно герметичны, особенно в местах соединения пластин. Чтоб — ни царапинки, ни малейшего контакта серой плиты с помещением! И с годами «трещин и морщин» на ваших безмолвных спутниках быть не должно — избавляйтесь от них полиролью, краской, лаком. А есть возможность — поставьте мебель из цельного дерева. Сегодня в Беларуси ДСП — под контролем гигиенистов, материал запрещено использовать в непосредственном контакте с жильем. Можно, правда, промежуточным слоем в конструкциях — тогда его нужно закрывать либо красить. Были случаи, когда в суде доказывалось, что именно ДСП–перегородки повлекли ухудшение состояния здоровья людей.
Теперь на рынке мебельных материалов в чести древесноволокнистая плита МДФ. В ней связующее вещество химически взаимодействует с древесиной, а не просто ее склеивает (как в ДСП, ДВП). Эти плиты безопаснее, прочнее, но дешевая ДСП заманчива для тех, кому собственная прибыль превыше всех законов и норм.
Есть у гигиенистов и вопросы по фанере, из которой нередко изготавливается детская мебель. При этом нельзя использовать фанеру марки ФБА. Она имеет класс эмиссии Е2, в процессе эксплуатации выделяет вредные для здоровья летучие соединения. Тем, кто желает порадовать детей, можно смело брать материал марки ФСФ — такая фанера не «фонит» ядами.
Как вообще в интерьере, так и в мебели в частности не стоит искушаться внешней красотой пластиков: и здесь формальдегиды. Пластиковая мебель уместна на даче, на открытой веранде, но никак не в замкнутом пространстве. Появляются в некоторых гостиных и оригинальные круглые кресла — грушевидный чехол, наполненный мелкими полистирольными шариками. Сидеть–то удобно, но такое «ноу–хау» прямо пылит все теми же формальдегидами!
Качество с гарантией
Белорусы издавна уважают мебель из цельного дерева, в моде и деревянные полы. А вот правильно облагородить природный материал лаком или краской не все умеют. Знакомый глава семейства, помнится, корил себя за ремонт в квартире: отциклевали полы, покрыли лаком, а потом серьезно заболела мать–старушка. Эксперты говорят: рабочие наверняка использовали двухкомпонентные кислотные лаки. Они весьма прочны, если «качественные, с гарантией, от серьезного поставщика» да плюс соблюдена технология, правильно проведена сушка. А нарушил, скажем, пропорции смешивания или технологию нанесения на паркет (профессионалы работают в противогазах) и не пройдет полная полимеризация компонентов, и отравят жизнь мономеры: кислоты, формальдегиды. Поэтому проверьте лак на липкость, вселяйтесь в квартиру (а съезжать на время ремонта нужно обязательно!) лишь после полной просушки, промывки с моющими средствами, тщательного (в течение 1 — 2 недель) проветривания. Меры предосторожности не помешают и при обновлении старых полов, встроенных шкафов эмалями типа ПФ–10, которые широко используются. Напомним: лаки, краски наносятся при закрытых форточках, чтоб не было перепадов температуры, правильно шел процесс полимеризации.
Покупая мебель из деревянного массива, лучше брать «лежалый» товар — больше гарантий, что остатки мебельных лаков улетучились. И еще: закупая лакокрасочные материалы для ремонта квартиры, мебели, внимательно читайте этикетки. К примеру, вещества толуол и ксилол, входящие в некоторые составы, могут вызывать серьезные заболевания кожи, а также нарушения в работе центральной нервной системы. Специалисты советуют не использовать в интерьерах предметы с таким «злым лицом».
Важно знать!
В Беларуси запрещено производить, реализовывать и использовать продукцию, подлежащую государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшую их в установленном порядке.
Кроме всех прочих документов, у продавца мебели должна быть лицензия на осуществление розничной торговли.