Народовластие на местах: проблемы и перспективыТЕОРИЯ И ПРАКТИКА (Окончание. Начало в номере за 9 ноября.)Проблемы существуют и в отношении права граждан участвовать в заседаниях местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. Регламенты местных Советов депутатов предусматривают разрешительный порядок участия граждан, представителей общественных организаций, трудовых коллективов в заседаниях сессий местных Советов депутатов, заседаниях исполнительных и распорядительных органов. Законодательство предоставляет каждому избирателю право непосредственно участвовать в выборах представительных органов власти, не лишает его возможности направлять в их адрес различные заявления, жалобы, предложения, а вот пойти посидеть на заседании местного Совета или исполкома без соответствующего разрешения оно, к сожалению, не позволяет. Ограничен доступ и к правовым актам ненормативного характера — речь идет о протоколах заседаний местных Советов, исполкомов, распоряжений председателей названных структур. В законодательстве не указано, где, в каком порядке можно с ними ознакомиться, можно ли истребовать их на основании соответствующего запроса? Не дает пока ответов на эти вопросы и Закон о местном самоуправлении. Думается, назрела необходимость подготовки проекта Закона Республики Беларусь «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов местного самоуправления», как впрочем, и правового решения вопросов доступа общественности для участия в заседаниях местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также опубликования в Национальном реестре решений местных Советов первичного уровня, создания и поддержания в актуальном состоянии Интернет-сайтов местных Советов депутатов всех уровней. У граждан есть возможность воплотить свои идеи в области управления государственными и общественными делами на местном уровне путем и создания, и участия в деятельности органов территориального общественного самоуправления (ОТОС). Правовой статус их, а также порядок образования регламентируются Законом о местном самоуправлении, а также примерными положениями об органах территориального общественного самоуправления. Вместе с тем и здесь существуют сложности. Для того чтобы зарегистрировать ОТОС, необходимо в месячный срок со дня его учреждения подать в соответствующий исполнительный комитет (местную администрацию) объемный перечень документов (всего 6 позиций), в том числе устав, протокол собрания, общий список участников собрания и т.д. Согласно пункту 6 части десятой статьи 29 Закона о местном самоуправлении, могут также запрашиваться и иные документы, предусмотренные законодательством. Далее развитие ОТОС во многом зависит от усмотрения местных органов власти. Такой вывод следует из анализа положений все той же статьи 29 Закона о местном самоуправлении, в соответствии с которой Совет может делегировать ОТОС отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории. Может делегировать, а может и нет, если норма столь пространно сформулирована. Ведь она не отвечает на вопросы о том, какие полномочия, в каком объеме могут быть предоставлены, могут ли ОТОС участвовать в принятии бюджета, распоряжаться коммунальной собственностью, решать иные важные экономические и финансовые вопросы. Местные собрания как форма непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства созываются по мере необходимости для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни местного значения. Заслуживает внимания анализ компетенции местных собраний, к которой относится значительный объем полномочий, в том числе рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления; обсуждение проектов решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной областях; оценка их деятельности; внесение предложений по вопросам повестки дня сессий местных Советов депутатов, заседаний местных исполнительных и распорядительных органов. Конечно, подобные полномочия являются значительными для местного уровня, и при условии их реализации граждане не останутся в стороне от решения насущных проблем. Однако если вспомнить, что основная задача собраний — обсуждать и вносить предложения, что финансирование местных собраний осуществляется их инициаторами, в число которых (наряду с местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, органами территориального общественного самоуправления) входит также не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории, то станет очевидно, что Закон о собраниях имеет преимущественно декларативный характер. В Законе о собраниях, а также в Законе об обращениях ничего не сказано о правовой силе предложений, сформулированных в рамках собрания, — об ответственности за их нерассмотрение или проволочках в рассмотрении. И какой смысл вносить, например, от имени 10 000 граждан предложения или рекомендации в исполнительный и распорядительный орган, которые затем на заседании названного органа будут отклонены? Если законодатель придает значимость местным собраниям, то должно быть точно такое же, предельно уважительное отношение и к результатам их работы. Поэтому следует или вообще отказаться от местных собраний, или создать механизм, не позволяющий необоснованно отклонять их предложения и рекомендации, повысить роль обращений местных собраний граждан. Пристальное внимание в законодательстве уделяется такой форме участия граждан в решении вопросов на местном уровне, как рассмотрение обращений граждан. К основным паровым актам, регулирующим вопросы в этой сфере, относятся Закон об обращениях граждан, а также ряд решений на уровне главы государства по этим вопросам, в том числе Декрет от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением», Указ от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях», Указ от 16 марта 2006 г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов». Закон об обращениях граждан определяет правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан. В целом этот правовой акт детально регламентирует все вопросы в данной сфере. Казалось бы, граждане имеют надежные способы защиты в случае нарушения их прав и свобод: качественно и оперативно любое обращение будет рассмотрено, и беспокоиться нечего — ответ последует незамедлительно. Но не все так просто, как хотелось бы. Обратим внимание на сроки рассмотрения обращений. Общий срок для их разрешения — месяц, а обращений, не требующих дополнительного изучения и проверки, — не более пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан. Ряд положений этого правового акта претерпели изменения, однако сроки рассмотрения обращений существенной корректировке не подверглись. Поэтому вряд ли можно говорить о создании надлежащего механизма работы с обращениями граждан. Нельзя согласиться с законодателем и по вопросу сроков, установленных для пересылки обращений по подведомственности или подготовке ответов гражданам по этим вопросам. В первом случае срок составляет 5 дней, во втором — 15 дней. Можно ли в эпоху информационных технологий, создания информационного общества говорить о том, что процедура рассмотрения обращений граждан является оперативной? Хочу обратить внимание и на новую форму участия граждан в решении вопросов местного значения. Речь идет о книге замечаний и предложений (далее — книга). Указанная форма регулируется Декретом от 14 января 2005 г. № 2. В книгу вносятся замечания и предложения граждан, которые касаются деятельности данной организации или индивидуального предпринимателя, качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. В Законе об обращениях граждан речь идет о рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан. В Декрете появилось новое понятие «замечания», однако определение этого понятия в этом акте не дано. Замечания являются разновидностью предложений, которые в Законе об обращении граждан определяются как рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (дол-жностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества. Если сравнить процедуру работы с замечаниями и предложениями граждан, предусмотренную в Декрете, с правилами, изложенными в Законе об обращении граждан, то со всей очевидностью вытекает, что Декрет во многом упрощает сложившийся порядок. Достаточно оставить запись в книге без каких-либо пояснений или приложений соответствующих документов, и она должна быть рассмотрена. Срок рассмотрения составляет 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, получения дополнительной информации, срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, т.е. срок рассмотрения не может быть больше 30 дней. В Законе об обращении максимальный срок — 2 месяца, кроме того, согласно этому Закону, гражданин обязан приложить к обращению копии всех ранее полученных ответов. Безусловно, следует приветствовать стремление государства совершенствовать работу с населением. Однако в тех случаях, когда в новых правовых актах во многом повторяются уже существующие правовые нормы или процедуры, это усложняет правоприменительную деятельность, а также доступность восприятия законодательства гражданами. Поэтому было бы целесообразно систематизировать все новеллы в правовом регулировании работы с населением в рамках Закона об обращениях граждан. Безусловно, преобразование государственного управления на местах в народное самоуправление — сложный и весьма длительный правовой процесс. Поэтому с такой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты система нормативных правовых актов. Представляется обоснованным кодифицировать все правовые акты, регулирующие формы непосредственного участия граждан в управлении государством, объединив их в рамках одного законодательного акта на принципах доступности для населения, демократичности, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, социальной справедливости. Ирина СИДОРЧУК, кандидат юридических наук, доцент.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проблемы существуют и в отношении права граждан участвовать в заседаниях местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов |
|