В Минске впервые начали использовать метод лечебной кинологии
На показательных кинологических выступлениях я смотрела, как мальчишки и девчонки — совсем еще дети — с удивительной проворностью и легкостью на расстоянии управляли большущими собаками: специальными жестами заставляли животных проходить разные снаряды на полосе препятствий. Запомнился один рыжеволосый парнишка, который особенно лихо «манипулировал» грозным на вид боксером. Позже я узнала, что у мальчика диагноз ДЦП и все команды давались ему совсем нелегко...
Лечение больных детей посредством общения с собаками — новый для Беларуси метод. Отечественные кинологи переняли этот положительный опыт у российских коллег и начали внедрять его на родине. Первыми, кто испытал на себе необычную терапию, стали ученики 14–й спецшколы для детей с нарушением слуха и пациенты Республиканского реабилитационного центра для детей–инвалидов. Туда я и отправилась, чтобы побольше разузнать о необычном нововведении.
Смех сквозь боль
Первое, что бросилось в глаза, — не инвалидные коляски и костыли, а счастливые детские лица. Их глаза светились радостью и восторгом, а с губ не сходили улыбки.
— Метод лечебной кинологии основан на том, что занятия с детьми проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В первую очередь важно то, что ребята получают положительные эмоции от общения с собаками. Ведь собаке не важно — больной рядом с ней человек или здоровый, красивый или некрасивый, она рада каждому и послушна со всеми, — рассказала Елена Хромова, инструктор–кинолог с 20–летним стажем. — Рядом с ними дети становятся полноценными людьми и впервые в жизни чувствуют себя хозяевами ситуации. Кроме того, играя с животным, катаясь на нем верхом, обнимая, просто поглаживая по шерсти, ребенок перенимает движения мышц собаки и его парализованные мышцы начинают развиваться. Таким образом, положительные эмоции сопровождаются дополнительной физической нагрузкой.
Кинологи занимаются с детьми, которым поставлен диагноз аутизм, у кого нарушены функции опорно–двигательного аппарата, а также с глухонемыми ребятами. Специалисты–новаторы уверены, что нет ограниченных возможностей, а есть ограниченный взгляд на возможности. Занятия и в центре, и в школе проводятся дважды в неделю. Чаще не рекомендуется — во избежание эффекта привыкания.
Для детей с различными заболеваниями инструкторы подбирают специальные системы упражнений. Детям–аутистам, к примеру, достаточно просто поиграть с собакой, погладить ее, потрепать по голове. Песик лизнул руку такому малышу и ему этих радостных впечатлений уже достаточно. К детям с ослабленным слухом другой подход: с помощью собак их учат произносить слова. В школе–интернате хотя и развивают речь, но там нет такой сильной мотивации. Произнести что–то правильно на уроке, если ты сам ничего не слышишь, не так интересно, как произнести команду собаке, которая может это понять и тут же выполнить.
Для детей с ДЦП правильно продуманное общение с животными — прекрасная возможность развивать двигательные функции рук и ног. При поглаживании собак улучшается мелкая моторика, а когда ребенок выгуливает на поводке или проводит через полосу препятствий четвероногого друга — развивается крупная моторика движений. Рядом с собаками дети забывают, что каждое движение — усилие и преодоление боли...
Поддавки не проходят
В зависимости от диагноза мальчишки и девчонки выполняют те или иные упражнения. Например, если у детей с ДЦП паралич рук, они тренируют команду «крутись». Для этого нужно сделать вращательное движение рукой. Моторика рук разрабатывается и в процессе пристегивания и отстегивания поводка. Распространенное упражнение — команда «апорт»: ребенок бросает мяч, и собака должна его принести. Большинство ребят, у которых проблемы только с одной рукой, стараются кинуть мячик здоровой рукой и как можно дальше. Педагоги, конечно, разрешают, но с таким условием, что больная рука задействована пять раз, а здоровая — только один. Элементарная для здоровых людей подача команды «сидеть» у больных детей вызывает трудности. Потому что им тяжело поднять руку даже на несколько сантиметров.
— Был случай, — рассказывает Елена Хромова, — когда парнишка отказался бросать мяч парализованной левой рукой. Это достаточно частое явление, особенно в переходном возрасте. Подростки комплексуют и стараются приспособиться в жизни так, чтобы все делать только здоровой рукой. Тогда мы предложили ему поводить собаку по снарядам, он согласился. Вот тут–то мы пошли на маленькую хитрость и расставили снаряды так, что боксера Линду ему пришлось вести с левой стороны и соответственно управлять ею больной рукой. К примеру, чтобы собака взяла барьер, руку надо поднять выше препятствия, иначе пес не станет исполнять команду. Очень быстро юноша вошел во вкус и старался изо всех сил.
Для 3 — 4–летних малышей разработан отдельный курс. Учитывая любимые детские игры «в доктора» и «дочки–матери», тренеры дают возможность детишкам «лечить» собачку, переодевать ее в разные одежки. Таким образом с удовольствием и радостью разрабатываются маленькие больные ручки.
Те, у кого проблемы с ногами, работают по другой программе. Я наблюдала, как дети бросали костыли, вставали с колясок и водили собаку на поводке или на специальной шлейке. Сначала тренер помогала, шла вместе с лохматым доктором и пациентом, но потом свою помощь свела к минимуму. Когда одна из девочек зацепилась ногой за лапу собаки, никто не бросился к ней на помощь, да она и не выглядела беспомощной. Достаточно быстро малышка самостоятельно переставила больную ножку и пошла дальше.
Несколько иначе строится лечебный урок с детьми, у которых нарушен слух или речь. Они ведут собаку по полосе препятствий не жестами, а словами. Если команда не произнесена или сказана неправильно, собака ее не выполняет. Причем традиционные «ап», «ниц», «апорт» инструкторы заменяют пригодными в жизни: «прыгай», «ползи», «принеси», «дай». И дети начинают говорить.
Живой тренажер
Собаки–лекари — уникальные животные. Пока их всего семь: американский стаффордширский терьер Рон, боксер Линда, две бельгийские овчарки (Лаки и Аляска), бультерьер Терри, цверкшнауцер Ронни, русский охотничий спаниель Нора. После усиленной работы в качестве эмоционального поощрения умный Рон играет с детьми в ладушки, а Лаки — в футбол.
— К работе допускаются, конечно, не все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой. Поэтому их так немного, — говорит Елена. — Ведь здесь многие дети передвигаются на костылях и могут случайно наступить животному на лапу. Собака не должна ни рычать, ни лаять. Все наши питомцы живут в семьях, где есть дети, и потому полностью социально адаптированы. В них мы уверены на 100 процентов. Кстати, Рон — самая титулованная собака Беларуси «по рабочим качествам» — свое недовольство проявляет весьма безобидно: начинает усиленно лизать детям мордашки.
До года сложно определить, станет пес эскулапом или нет: у щенков, как и у человеческих детенышей, переменчивый нрав. Лучше это делать после года, когда собачья психика и характер уже установятся. Тестируют их просто: «случайно» наступают на хвост, на лапу. Пес может укусить или отойти. Тот, который укусит, бракуется и для него путь в лечебную кинологию закрыт.
Понятно, что вылечить детский церебральный паралич и аутизм полностью невозможно. Но такая задача и не ставится. Главное — помочь таким детям обрести собственное «я», стать увереннее в себе, вытащить их из своего внутреннего замкнутого мирка, в котором они живут. А результаты удивляют уже сейчас, хотя позади всего три с небольшим месяца работы. Иногда чудеса случаются буквально после первых занятий. Шестилетний малыш, который ни разу не разговаривал ни с детьми, ни с воспитателями, играя с псом, защебетал так, что педагоги не сразу поняли, что он заговорил.
Но говорить о глобальных достижениях пока рано. В Республиканский реабилитационный центр дети приезжают со всей республики и проводят здесь лишь месяц, а этого времени недостаточно. Чтобы проследить позитивную динамику, требуется хотя бы 3 месяца занятий. К сожалению, пока специалисты–кинологи не могут помогать всем нуждающимся в помощи. Для этого нет элементарных, необходимых условий. Сегодня они готовят презентацию своего «ноу–хау» и надеются привлечь внимание городских властей и спонсоров. Хочется надеяться, что для такого благого дела у городских властей найдется хотя бы специальная площадка, куда смогут приходить и приезжать все дети, которым нужна помощь и людей, и собак.
Кстати
Методика кинологической терапии была сформулирована в 1960–х годах детским российским психиатром Борисом Левинсоном. Он заметил, что его собака, находившаяся в кабинете во время приема пациентов, положительно влияла на детей. Улучшалось их психологическое состояние и, как следствие, физическое: уменьшалось число эпилептических припадков, в общении с собакой у больных детей развивались моторика и речь.
Занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, моторику, снижают количество эпилептических припадков — таковы результаты исследований НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук. В апреле 2004 года в России вышло пособие «Лечебная кинология».
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.