Двадцать (!) человек погибли в ДТП только за одну прошлую неделю. Не исключено, что как раз в эту минуту под колесами умирает очередная жертва необъявленной дорожной войны. «Ужесточение мер за нарушения ПДД ни к чему не привело», — качают головой скептики. В самом деле, насколько тактика кнута эффективнее политики пряника? И каковы прогнозы развития дорожной ситуации на ближайшее будущее? Об этом сегодня разговор с заместителем начальника управления ГАИ МВД Игорем ВАНИЦКИМ.
— Игорь Арсеньевич, судя по количеству жертв ДТП, программа «Минус 100» на грани провала?
— Я бы не спешил с выводами. Давайте дождемся конца года, тогда и расставим точки над «i». Определенный рост дорожно–транспортных происшествий в самом деле наблюдается. И мы не собираемся ретушировать факты. В то же время я бы попросил учитывать некоторые объективные обстоятельства. Осень, как вы помните, длилась чуть ли не до февраля. Многие из тех, кто обычно ставит машину на «зимовку», сочли более удобным передвигаться на колесах. Поэтому и на дорогах было оживленнее, чем в прошлые зимние месяцы. В немалой степени бесснежная зима повлияла на статистику наездов на пешеходов. На сером фоне человек менее заметен, чем на снегу. Плюс простая арифметика: полку водителей ежегодно прибывает в среднем около 120 тысяч, а загляните в сводки происшествий — четвертая часть аварий на совести неопытных автолюбителей. Конечно, погодный и количественный факторы лишь частично объясняют ситуацию. Корень всех дорожных бед в другом — в поведении водителей и пешеходов в целом, как это ни банально звучит.
— Профилактические акции ГАИ проводит чуть ли не еженедельно. А толку?
— Вы правильно подметили: ГАИ. Если мы уж заговорили о проекте «Минус 100», напомню, эта программа комплексная. И участвует в ней не только МВД, но и другие заинтересованные ведомства. Но общий язык, к сожалению, пока находим не со всеми. Сколько опубликовано статей и снято телесюжетов о такой элементарной мере предосторожности, как использование светоотражателей? А толку? В сельской местности, где на работу и с работы люди ходят фактически по проезжей части, фликер в прямом смысле слова — вопрос жизни и смерти. Но среди руководителей хозяйств лишь единицы удосужились одеть своих работников в спецодежду со спасительными «маячками». Сомнительная экономия, если учесть, что на кону — человеческая жизнь. Может, это как раз тот случай, когда пора от уговоров переходить к директивам?
Не раз говорил и не устану повторять: культуру поведения на дороге нужно прививать с младых ногтей. К 18 годам правила дорожного движения должны закрепиться в сознании на уровне рефлексов. Ни для кого не секрет, что инспектор ГАИ сегодня в школах — частый гость. Но если родители не будут воспитывать сына или дочь на личном примере, сколько дядя в форме ни потратит красноречия — все впустую.
— Налицо парадокс: размеры «дорожных» штрафов, прописанные в новом административном законодательстве, сопоставимы с месячным бюджетом среднестатистического белоруса. Но штрафников, которые путают дорогу с гоночной трассой, не поубавилось.
— Не забывайте, что новый Административный кодекс действует всего два с лишним месяца. Некоторые водители, это я абсолютно серьезно говорю, узнают об увеличении штрафных «ставок» лишь в диалоге с инспектором, уличившим их в нарушении.
— Удивительная неосведомленность при изобилии информации.
— Не спорю. Для тех, кто не в курсе: самодеятельность на дороге отныне будет обходиться очень дорого. Скажем, для нарушителей скоростного режима предусмотрен штраф до 15 базовых. Проверенный факт: сколько ни дави в городе педаль газа — выиграешь максимум 10 минут. Стоит это 450 тысяч штрафа и времени, потерянного на разбирательство в ГАИ? Ответ очевиден. Хочу подчеркнуть: ужесточение наказания — не меч, карающий без разбора, а мера, направленная против агрессивных водителей и в защиту дисциплинированных, каких у нас все же большинство.
— Ожидается, что нарушителей приструнит балльная система учета водительских прегрешений. Уже есть ясность в вопросе лимита баллов?
— Работа над созданием нормативной правовой базы балльной системы в течение года будет завершена. Что касается лимита, участники рабочей группы пока не пришли к единому знаменателю. Изучаем мировой опыт, анализируем, примеряем к нашей ситуации. Да, пожалуй, не важно, какая это будет шкала — 20–балльная или 30–балльная. Суть в самом факте существования «критической точки», о чем должен будет помнить каждый водитель. Еще практика советских времен показала, что этот метод эффективен. А когда в 1989 году отменили талоны предупреждения, количество погибших в ДТП моментально выросло на 500 человек. Мы прекрасно понимаем, не все нарушают сознательно. Кто–то просто не заметил знак, задумался или забыл правило. Поэтому вполне справедливо, если будет предусмотрена возможность восполнения «похудевшего» актива баллов. Нарушил, осознал, что не прав, — будь добр прослушай лекцию о ПДД и получи дополнительный балл.
— Любой дорожный ремонт — настоящее бедствие для водителей. Особенно в городах. Почему нельзя ремонтировать дороги ночью?
— Госавтоинспекция разделяет эту озабоченность. С нашей подачи на некоторых городских улицах ремонт производится именно в темное время суток. Но смещать график ремонтных работ на конец дня во многих случаях не позволяет технологический процесс — необходимо выдерживать определенный температурный режим. Если его нарушить, автовладельцы первые же потом будут жаловаться на качество асфальта.
— Анекдоты о гаишнике, укрывшемся с радаром в кустах, оскомину набили. Смех смехом, но вопрос актуальный: вправе ли по нынешнему законодательству инспектор ГАИ сидеть «в засаде»?
— Ни в коем случае. Если кто–то из водителей столкнется с таким «партизаном», просьба сообщать в ближайшее РУВД. Если информация подтвердится, есть повод задуматься о профпригодности сотрудника. Инспектор ГАИ обязан действовать открыто: никаких «засад». Более того, мы еженедельно в радиоэфире оповещаем автовладельцев о том, в каких местах установлены средства фотовидеофиксации. Все честно: выбор за человеком — нарушать или не нарушать. Будьте дисциплинированны и удачи на дороге!
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.