Источник материала:
КИСТЬ, ВАЛИК И МОРСКАЯ ГУБКА, ИЛИ КРАСИМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Хотя бы раз в жизни что-нибудь покрасить доводилось каждому. Детские опыты с акварельными красками не в счет. Речь идет о взрослой игре в «ремонт», в которой роль маляра чаще всего отводится самодеятельным мастерам кисти.
Конечно, кисть — главный инструмент, но далеко не единственный, от которого зависит качество и скорость работы. У опытного мастера всегда найдутся кисти, валики, шубки, ванночки и инструменты для декоративных покрасочных работ. Обо всех этих приспособлениях и пойдет речь.
Кисти
Маляры делят кисти на кисти-ручники, маховые кисти, плоские кисти, кисти-макловицы, флейцевые кисти, филеночные кисти, щетки-торцовки. Круглая кисть — подходящий инструмент для покрытия небольших ровных и профильных поверхностей, требующих точных движений. Плоские кисти используются для окраски больших площадей, работы с быстросохнущими лаками, красками, глазурями. Специальные кисти применяются в труднодоступных местах: для окраски отопительных радиаторов, труб, металлических проволочных конструкций. Однако основные требования к их качеству едины — они должны набирать и удерживать краску. Кисти бывают с мягким и жестким ворсом, широкие и узкие. Мягкие кисти хорошо подходят для работы с водно-дисперсионными красками.
Материалом для кисти служат свиная щетина (ее узнают по жестким щетинкам черного или белого цвета), синтетические материалы (такая кисть скользкая и блестящая). Свиная щетина имеет природную конусообразную форму с раздвоением на конце, что позволяет получать высококачественные покрытия. Однако кисти из синтетических волокон превосходят натуральные по износостойкости. Натуральная кисть не подходит для работы с водно-дисперсионными и силикатными красками, так как из-за сильного впитывания воды теряет упругость и эластичность. Она лучше подходит для алкидных и масляных красок.
Синтетическую кисть применяют для водно-дисперсионных красок, поскольку она не впитывает воду так сильно, как натуральная.
При выборе кисти предпочтение стоит отдать густой кисти с длинной толстой щетиной. Кисть шириной 100 мм подойдет для большинства непрофессионалов. Более широкой кистью маляру-любителю красить будет сложнее — быстро будут уставать руки.
Валики
Большую поверхность лучше окрашивать валиком. Валики различают по размеру и конструкции валика-насадки, материалу шубки, длине ворса и способу применения. Сменная часть валика называется насадкой, манжетой или шубкой. Кроме того, существуют специальные валики с неоднородной поверхностью, предназначенные для нанесения рельефного рисунка.
Валики подразделяются на мини-валики (длина от 50 до 150 мм, диаметр цилиндра до 15 мм), миди-валики (длина от 50 до 150 мм, диаметр цилиндра до 33 мм) и стандартные (длина от 150 до 270 мм, диаметр цилиндра до 62 мм). Для непрофессионалов подойдет валик шириной 180 или 230 мм. Ширина валика, как и ширина кисти, определяет усилие, требующееся для работы. Более широкий валик может окрашивать большую площадь за один проход, но это требует и больших энергозатрат.
Валиком из поролона можно работать только с водно-клеевыми составами. Меховая шубка обычно изготовляется из овчины или шелковой основы, покрытой ворсом из химических нитей. Также используются мех ламы, козы и различные искусственные заменители. Валик с меховой шубкой незаменим при работе с масляными красками, эмалями и лаками, для красок на водной основе или красок с ограниченным содержанием растворителей.
Валики из полиамида предназначены для работы со всеми видами красок на водно-дисперсионной основе и основах, содержащих растворители. Этот материал хорошо впитывает и отдает краску. Валик из полиакрила используется для нанесения красок на водной основе или красок с ограниченным содержанием растворителей. Валики из полиэстера применяются для нанесения дисперсионных красок, красок для стен и потолков.
Валики с длинным ворсом предназначены для нанесения красок жидкой консистенции. Они подойдут для покраски поверхностей с крупнопористой структурой (набрызг, штукатурный намет). Валики с коротким ворсом предназначены для нанесения пастообразных и густых красок.
Малярные подушечки
Использование малярных подушечек — нетрадиционный способ окрашивания стен и потолков. Подушечка представляет собой пластину из полистирола с наклеенной на нее ворсовой тканью. Самая крупная подушечка потребуется для окрашивания больших участков, подушечка меньших размеров — для отделки краев и работы около препятствий. При использовании малярных подушечек несколько снижается расход краски, поскольку подушечка наносит на стену более тонкий слой краски, чем кисть или валик. Натуральные морские губки — необходимый инструмент для декоративной окраски помещения. Они имеют размер от 7 до 24 см в диаметре. Неравномерная текстура позволяет создавать «коралловые» и «дамасские» узоры. Существует еще много разных приспособлений и материалов, применяемых в малярных работах. Это, к примеру, малярная рукавица (для окраски труб и прочих кривых поверхностей); отводные линейки (для соединения мест, окрашенных в разные цвета); специальный раскатник из резины для отделки под дерево. В качестве инструментов могут применяться разные подручные материалы: тампон из скомканной бумаги, скрученная жгутом ткань, кусок картона, пластмассовая пластинка, помазок для бритья и многое другое. В общем, во взрослой игре «ремонт» есть все условия для творчества. Творите с удовольствием!
Советы мастера
l Об устойчивости меховой шубки к воздействию краски можно судить по нанесенным на нее полоскам: чем их больше, тем более устойчив материал к агрессивным веществам. Кроме того, по полоскам можно определить способ ее изготовления и возможность замены. Если полоски на шубке меховой идут вдоль валика, это значит, что она сшита и ее можно заменить. Если они располагаются поперек или наискосок, то шубка клееная и заменить ее нельзя.
l По завершению работ валик с шубкой меховой следует тщательно промыть, отжать и высушить. Затем аккуратно завернуть в пергамент и поместить в сухое место.
Советы мастера
l Непосредственно перед началом работ кисть размачивают в воде до размягчения и набухания щетины или промывают горячей водой с мылом, чтобы удалить пыль и сломанные волоски.
l После просушки инструмент разрабатывают — набирают небольшое количество краски и красят шероховатую поверхность до тех пор, пока щетина не приобретет ровную конусообразную форму.
l В процессе окрашивания круглые кисти следует периодически вращать в руке, чтобы щетина истиралась равномерно по всей окружности.
l При работе не стоит очень сильно нажимать на кисть — это уменьшит износ.
l При коротких паузах в работе кисть можно оставлять в краске. Можно опускать инструмент и в различные растворители: при использовании клеевых, известковых и казеиновых составов — в воду; если краска масляная — в воду, керосин, скипидар или олифу; если наносились эмаль или лак — в растворитель, подходящий для данного лакокрасочного материала. Лучше всего подвешивать кисть над сосудом с растворителем. А чтобы тот не испарялся, нужно поместить сосуд с кистями в полиэтиленовый кулек.
l После окончания работ кисти тщательно промывают, хорошо отжимают и сушат. Просушенные кисти советуют заворачивать в пергамент и хранить в подвешенном состоянии щетиной вниз в сухом темном месте.
Диана КУРИЛО