«НАША ЗАДАЧА — ВОССТАНОВИТЬ УТРАЧЕННЫЕ СВЯЗИ»
«НАША ЗАДАЧА — ВОССТАНОВИТЬ УТРАЧЕННЫЕ СВЯЗИ»
В рамках международного кинофестиваля стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век» состоялся творческий вечер народного артиста России режиссера Геннадия Ивановича Полоки, посвященный 50-летию его творческой деятельности. Судьба этого человека уникальна. Он сидел в тюрьме по сфабрикованному делу. Он получал самые престижные премии международных кинофестивалей. Две его картины — «Республика ШКИД» и «Интервенция» — вошли в историю советского киноискусства. Кстати, вторая из названных лент 20 лет пролежала «на полке» и только благодаря перестройке дошла до зрителя. Режиссеру мешали снимать, и он вынужден был ездить в поисках работы по различным киностудиям. Несколько лет работал на киностудии «Беларусьфильм». Ему навязывали сценарии, которые он переписывал и делал своими. Ему запрещали снимать вообще, и он жил в нищете в чердачном помещении цирковой гостиницы вместе с обезьянами и хищниками, но при этом отказался от предложения Рокфеллера уехать на Запад и работать там. В 1989 году его лента «А был ли Каротин?» удостоена Золотой медали Ватикана. Всего Геннадий Полока снял 8 фильмов, и все они по-своему уникальны. Картина «Возвращение броненосца» получила множество призов. Недавно Геннадий Иванович закончил на киностудии «Беларусьфильм» давно задуманный фильм «Око за око», премьера которого состоится в феврале. А еще он преподает на кинофакультетах Белграда, Нью-Йорка, Лондона, американских Сиракуз, в мексиканской киношколе имени Эйзенштейна. Но главная задача для Геннадия Ивановича Полоки на сегодня — объединить своих коллег, растерявшихся после распада СССР. Для этой цели он и стал президентом Международного кинофестиваля стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век». Я знаю Геннадия Ивановича около 10 лет не только как профессионала, но и как человека очень эмоционального, искреннего, поэтому уверен: все у него получится. Кинопрокатное пространство бывшего Советского Союза будет объединено. — Геннадий Иванович, несмотря на все трудности, вы все же состоялись. — Да, я все-таки состоялся, но в условиях противоестественных и вопреки всем обстоятельствам. Мне вспоминается статья Виктора Демина «Опальная фамилия», после которой я впервые почувствовал: моя жизнь сложилась трагически. Потому что существовал вопреки ситуации и системе. Все началось с того, что в 60-е годы во ВГИКе я был инициатором письма Хрущеву после того, как он пообещал, что поднимет производство игровых фильмов до 120 в год. В то время снималось не более 7 картин, и я написал, что это обещание необоснованное, что нужно сначала создать условия. Мое письмо не осталось незамеченным, со мной беседовал секретарь ЦК КПСС Шепилов. В результате, после беседы, построили нынешнее здание ВГИКа. Было решено, что выпускники режиссерского факультета будут снимать свои дипломные работы на профессиональной студии. А я попал в списки неблагонадежных. Потом, когда снял фильм про Каракумский канал, от меня требовали поправок, чтобы там не фигурировали зеки. Я отказался, и против меня было сфабриковано дело. Хорошо, что заступился председатель Союза кинематографистов СССР Пырьев. Меня отпустили, но работы не давали. Пришлось работать «литературным негром». — Это как? — Писал сценарии за выдающихся мастеров, когда они не успевали. И, естественно, без упоминаний в титрах. В этом качестве работал и над «Республикой ШКИД». Когда сценарий был готов, кто-то сказал: «У него же режиссерское образование, пусть сам снимает». Я был рад такому предложению. Также случайно снял фильм «Интервенция». Сценарий был о том, как большевики распропагандировали французских солдат. Но ставить такое было невозможно. Поэтому я построил историю на том, что революция — это предельно обостренная ситуация, в которую попадают герои. И каждый персонаж проявляет себя в ней особо и ярко. После съемок фильма меня обвинили в том, что священные для каждого человека события показаны в недопустимой буржуазной форме. Фильм долго пролежал на полке. Но легендой стал в первую очередь из-за шокирующих решений в показе революции как шумного и кровавого балагана. И, конечно, из-за блистательного созвездия актеров: Ефим Копелян, Руфина Нифонтова, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Владимир Высоцкий. — Недавно завершился V Международный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век», президентом которого вы являетесь. Становятся ли наши страны ближе? — К сожалению, не могу сказать, что страны СНГ, Латвия, Литва и Эстония стали ближе. Но люди поняли, что мы не можем жить друг без друга. Основная задача нашего фестиваля — восстановление единого кинопрокатного пространства наших стран, утраченных традиционных связей между народами, развитие национального кинематографа. Опыт показал, что восстановить это пространство только фильмами невозможно. Нужны усиленные действия всех заинтересованных лиц, которые будут преодолевать границы бывших союзных республик. Я хочу, чтобы фильмы, отмеченные на нашем фестивале, прошли по всем странам СНГ, в Латвии, Литве и Эстонии. В советское время существовало Бюро пропаганды советского киноискусства, которое занималось продвижением как отечественных, так и западных фильмов. Я считаю, что клубная система могла бы стать важнейшим фактом, способствующим подъему национального кинематографа. Но это должно быть движение на государственном и общественном уровне, с популярной и значимой личностью во главе. В России сейчас выпускается около 100 картин в год, и значительная часть из них окупается. Но, к сожалению, такими возможностями не обладает ни одна из стран СНГ. Наш фестиваль будет стараться обеспечивать прокат фильмов-победителей фестиваля «Новое кино. XXI век». — Вы только что закончили снимать фильм «Око за око» на «Беларусьфильме». Как оцениваете нашу киностудию? — Беларусь сохранила традиции качественного кино и обладает высоким потенциалом в киноискусстве. Эти традиции связаны не только с именами Валерия Рубинчика, Леонида Нечаева и Виктора Пташука. Они возникли на белорусской земле. Сегодня сложилась такая ситуация, когда белорусские картины практически неизвестны российскому зрителю. Хотя фильмы, созданные в Беларуси, должны быть доступны публике в России. Более того, я считаю, что успешные белорусские и совместные российско-белорусские картины необходимо поддерживать в прокатной системе России. Тем более что там сегодня налицо процесс оживления проката, появилось много современных кинотеатров. — Скоро премьера фильма «Око за око». А какие планы впереди? — В 1999 году в Монреале прошел ретроспективный показ моих фильмов, и мне предложили снять совместную картину. Сценарий готов. Это история о канадской сельскохозяйственной общине поклонников утопического социализма, которая существовала в 30-е годы в Советском Союзе. Когда немцы двинулись на Сталинград, их разметало по всей стране. Артур МЕХТИЕВ |
|