Для латания дыр
Для латания дыр
"Бюджетом развития", несмотря на заверения правительства, бюджет 2008 года назвать сложно, скорее это бюджет самых необходимых расходов и латания дыр. Татьяна КАЛИНОВСКАЯ Совет республики 20 октября одобрил законопроект "О бюджете Республики Беларусь на 2008 г." и направил документ на подпись президенту. Снижение в следующем году налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в размере около 1 трлн. BYR вызвано скорее тем, что после повышения цен на энергоносители многие предприятия оказались в ситуации, когда рентабельность производства опустилась ниже 5%. В целом по экономике в первом полугодии 2007 г. рентабельность сократилась на 1,4 процентного пункта. Этот триллион от правительства не увеличит источники инвестиций, разве что позволит не умереть. Сожалеть о том, что денег недосчитаются получатели средств дорожного фонда, не следует. Средства в дорожный фонд, поступающие от оборотного налога в размере 1%, растрачивались достаточно безграмотно. Правительство призывало депутатов, раз уж страна движется в сторону рыночной экономики, поддержать увеличение пошлин для населения — действия чиновников якобы должны быть оплачены. Но деньги из дорожного фонда правительство все эти годы тратило по-социалистически, то есть не проводя тендеры на производство строительных и ремонтных работ. В результате зарплаты дорожников в нашей стране вплотную приблизились к зарплатам депутатов и министров, дороги же улучшились далеко не в такой степени. Теперь дорожники умерят свои аппетиты с 1,87 трлн. BYR в нынешнем году до 1,77 трлн. BYR в следующем. Хочется верить, что средства будут выделяться более цивилизованно и дороги не пострадают. Сельхозпроизводители, вероятнее всего, также вынуждены будут научиться считать копейку. В 2007 г. республиканский фонд сельхозпроизводителей составил 2,26 трлн. BYR, в бюджете следующего года — ту же сумму! Очень сомнительно, что сельское хозяйство сможет привлечь из внебюджетных источников суммы, чтобы программа возрождения и развития села была профинансирована не меньше, чем в прошлом году. К сожалению, сегодня в распоряжении редакции имеются данные только за 2006 год — на реализацию программы из всех источников было направлено 14 трлн. BYR (рост к плану — 22%). Большая часть этих средств имела бюджетное происхождение. Сколько направлено в нынешнем году — руководство Минсельхозпрода пока предпочитает не сообщать. Известно только, что там ожидают поступления неких сумм, чтобы успеть в нынешнем году "закрыть" уже произведенные работы. "Золотой дождь", проливавшийся на сельское хозяйство в течение прошлых лет и давший весьма скудный с финансовой точки зрения урожай, скорее всего, тоже иссякнет. Далее придется пересматривать структуру затрат, и может быть, в Минсельхозпроде наконец выяснят, почему белорусская продукция при всех затратах ниже уровня польских в итоге получается дороже, чем в Польше. К тому же у плательщиков двухпроцентного налога возникает законный вопрос: почему налог платится, а цены на белорусскую продукцию выше, чем в сопредельных странах? Зачем дважды оплачивать дорогие продукты, к тому же субсидируя собственным рублем их экспорт в братскую Россию и Венесуэлу? Власть косвенно расписалась в неумении сохранить достигнутый жизненный уровень населения. Тут не только отмена льгот, по идее — необходимая для существования неденежной подпитки самых малообеспеченных слоев населения. Помимо этого, власть традиционно не обижала, и это очень мягко сказано, силовые структуры. И в следующем году военнослужащие получат денежную компенсацию продовольственного пайка... в виде 58 тыс. BYR, как и в 2007 г.! А ведь цены на продукты значительно выросли. Это еще одна многочисленная категория населения, жизненный уровень которой в бюджете предусмотрено снизить. Зато явно размахнулся Фонд национального развития. Если в 2007 г. он насчитывал 0,1 трлн. BYR и контролировался президентом, то в следующем уже составит 1,67 трлн. BYR и расходование средств фонда будет осуществляться по решению президента. Таким образом, глава государства сосредоточивает в своих руках серьезные финансовые потоки и будет принимать окончательное решение о величине и направлении инвестиций. Наверное, потому бюджет-2008 и назван "бюджетом развития". Хочется верить, что это будут все же инвестиции. Однако есть проблема: за все эти годы не припомню ни одной удачной инвестиционной идеи президента, которая была бы доведена до конца и принесла прибыль. Поддержку банкротам и находящимся в предбанкротном состоянии он оказывать научился, а вот принимать правильные бизнес-решения — нет. И неудивительно, правильные решения принимают лишь те, кто рискует собственным капиталом и не руководствуется проблемами личного политического выживания. Жаль денег, тем более что получены они в результате продажи пакета акций "Белтрансгаза". Правительство явно не собирается проводить в следующем году широкомасштабную приватизацию. Если в бюджет этого года поступило от приватизации, по данным Госкомимущества, 600 млрд. BYR (средства от приватизации Velcom туда не попали) и не было продано ни одного крупного предприятия, кроме банкрота ОАО "Мотовело", то и в следующем году особого оживления с 1,4 трлн. BYR поступлений от приватизации ожидать не придется, разве что средства от нее в бюджет направлены не будут. Поэтому приход стратегического инвестора на белорусские предприятия, что дало бы настоящий, а не словесный толчок к их динамичному развитию, — под вопросом и в 2008 г. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Бюджетом развития", несмотря на заверения правительства, бюджет 2008 года назвать сложно, скорее это бюджет самых необходимых расходов и латания дыр.
|
|