21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

В первых троллейбусах «зайцев» не было

26.08.2009 09:50 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В первых троллейбусах «зайцев» не было

Пять новеньких троллейбусов, доставленных в Минск из приволжского города Энгельса, отправились из депо в свой первый рейс… на буксире. К контактной сети их подсоединили только на Круглой площади (ныне площадь Победы). Здесь уже было настоящее столпотворение: горожане едва ли не штурмом втискивались в салоны - всем хотелось прокатиться на диковинном «рогатом» транспорте

В истории коммунального транспорта 19 сентября 1952 года - красная дата: в Минске открылось троллейбусное движение.

Комфорт - понятие относительное

Накануне в трамвайно-троллейбусное депо на улице Долгобродской (сейчас это проспект Машерова) с завода имени Урицкого, что в городе Энгельс, доставили девять новеньких машин «МТБ-82Д». «Учора працоўныя Мінска атрымалі выдатны падарунак, - читаем в газете «Звязда» за 20 сентября 1952 года. - Раніцай адбыўся пуск тралейбуса. Камфартабельныя вагоны пачалі курсіраваць па маршруту «Круглая плошча - Савецкая вуліца - Пасажырскі вакзал».
У троллейбуса были неоправданно большая кабина водителя, две узкие двери и крутые ступеньки, маленькие продолговатые окна, но вместе с тем - просторный широкий салон, в котором в два ряда размещались двухместные сидения. Из технических изъянов можно назвать недостаточную мощность тягового двигателя, не было усилителя руля. Но тогда эти недочеты в дизайне и техническом оснащении никто не замечал.

Журналисты не скупились на слова

В то сентябрьское утро пять троллейбусов, раскрашенных в бело-красные тона, отбуксировали на первую остановку на Круглой площади и подсоединили токоприемники к контактной сети. За рулем первой машины сидел Алексей Соколов. Собравшиеся на площади горожане - и стар и млад - устремились в распахнутые двери салонов, а журналисты обступили водителей. Алексей Михайлович вспомнил забавный эпизод.
- Скажите несколько слов, - наседал на него один корреспондент радио.
- Я и не знаю, что тут сказать, - растерялся водитель.
- Зато мы знаем, - заявил журналист и протянул Соколову две бумажки с речью - на русском и белорусском языках. Эти заученные фразы до сих пор остались в памяти Алексея Михайловича: «Сегодня мне выпало счастье открыть троллейбусное движение на центральной магистрали…»
Не скупились на возвышенные эпитеты и газетчики. В частности, газета «Звязда» писала: «Пуск першай чаргі тралейбуса ў Мінску - новае сведчанне велізарных клопатаў партыі і ўрада аб добраўпарадкаванні сталіцы нашай рэспублікі. Увод у эксплуатацыю тралейбуса дапаможа значна палепшыць работу ўнутрыгарадскога транспарту… Зараз, у дні падрыхтоўкі да ХІХ з’езда ВКП(б), у калектыве Мінскага трамвайна-тралейбуснага ўпраўлення пануе вялікі палітычны і працоўны ўздым. Па выніках рэспубліканскага сацыялістычнага спаборніцтва яму прысуджаны пераходны Чырвоны Сцяг Савета Міністраў БССР. Калектыў упраўлення прыкладае ўсе намаганні да таго, каб яшчэ лепш наладзіць абслугоўванне працоўных горада Мінска».

За оконным стеклом

С интервалом две минуты троллейбусы тронулись в путь по улице Советской (сейчас проспект Независимости) в сторону вокзала, делая восемь остановок. Еще не соорудили величественный монумент Победы, не было арки главного входа в парк имени Горького, но уже немало других объектов, впоследствии ставших достопримечательностями, создавали архитектурный облик центральной магистрали города. Как, например, новый мост через Свислочь. С него можно было увидеть в водах реки отражение колоннады деревянного кинотеатра «Летний» в парке имени Горького. На другой стороне возвышалось построенное в числе первых после войны здание штаба Белорусского военного округа. Рядом, вдоль улиц Красной и МОПРа (впоследствии Коммунистической), шло строительство жилых домов, один из них минчане до сих пор именуют «домом под шпилем». Масштабность и парадность Советской улицы подчеркивали здания ГУМа, Министерства госбезопасности БССР, Главпочтамта, Дома правительства…

«Расступись, народ, - тяжелая артиллерия идет!»

В тот день проезд для всех пассажиров был бесплатным. За первую смену троллейбусы «намотали» по 16 маршрутных кругов. После небольшой пересменки машины снова отправились в путь. В депо они вернулись после часа ночи, высадив последних пассажиров - в основном молодежь - на Круглой площади. В этот день на «рогатых» машинах проехались более 6 тысяч горожан.
На следующий день пассажиров уже встречали в салоне кондукторы, поэтому вход был разрешен только через заднюю дверь. Тогда стоимость проезда зависела от количества остановок, точнее, зон (как сегодня в электричках), которые проезжал пассажир. Напомним, кассы-копилки появились в салонах только в июне 1960-го, а после денежной реформы 1961 года проезд в «рогатом» транспорте стоил 4 копейки.
С первых же дней работы троллейбусов появились постоянные пассажиры, рассказывает Алексей Соколов. Он до сих пор с улыбкой вспоминает женщину, которая каждый день садилась на остановке на улице Комсомольской. Полная, она с трудом протискивалась в узкую дверь, занимала двухместное сиденье и настаивала, чтобы кондуктор взял с нее оплату по двойному тарифу. И еще: на входе она громко и весело предостерегала: «Расступись, народ, - тяжелая артиллерия идет!»

Не спешит на покой ветеран

Первый троллейбус благополучно отработал двадцать лет. За это время он накатал 1 миллион 83 тысячи 500 километров и перевез 9 миллионов пассажиров. Кстати, до 1960 года легендарный «МТБ-82Д» был единственной моделью троллейбусов, которые курсировали по улицам Минска. Героя-ветерана решили сохранить в качестве памятного раритета. До прошлого года он стоял на пьедестале в 1-м троллейбусном парке. Впрочем, покрыться музейной пылью он еще не успел. Троллейбус «снялся» в нескольких фильмах, а начиная с 2002 года трижды выезжал на улицы столицы как участник парада коммунального пассажирского транспорта. Машина и сегодня в хорошей технической форме: своим ходом переехала на новое «место жительства» - в троллейбусный парк № 2. Хочется верить, что это был не последний маршрут первого троллейбуса.

Александр ФИЛИППОВИЧ, «МК»

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пять новеньких троллейбусов, доставленных в Минск из приволжского города Энгельса, отправились из депо в свой первый рейс… на буксире. К контактной се
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика