ШАГАЯ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
ШАГАЯ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Реализация информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции на ОАО «Бобруйскагромаш» ОАО «Бобруйскагромаш» является одним из ведущих предприятий республики и СНГ в области сельскохозяйственного машиностроения. Предприятием разрабатывается и производится целый комплекс сельскохозяйственных машин для заготовки и раздачи кормов, внесения органических и минеральных удобрений, тракторных самосвальных и специальных прицепов и др. Более половины выпускаемой техники экспортируется в страны СНГ и Европы, при этом с каждым годом реализация продукции за пределы республики и на внутренний рынок растет. Не случайно перед бобруйскими машиностроителями сегодня стоит задача по наращиванию мощностей, повышению эффективности производства. Важным фактором в этом плане является внедрение современной автоматизированной системы управления производством. Управление информационными ресурсами в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды в настоящее время является определяющим фактором в обеспечении конкурентоспособности каждого объекта хозяйствования. Только гибкая информационная стратегия позволит быть подготовленными к быстрому и эффективному реагированию на кардинально изменяющиеся требования заказчиков к изделиям, технологиям и быстрому освоению серийного производства новой продукции. Нужна точная и своевременная информация для работы в условиях международной конкуренции, сложных заказов и роста распределения и децентрализации обработки информации в различных подразделениях предприятий. В связи с этим назрела острая необходимость в разработке и внедрении на предприятии комплексной автоматизированной системы управления предприятием. В 2005 году на ОАО «Бобруйскагромаш» была разработана концепция развития в области информационной поддержки жизненного цикла продукции. Специалистами предприятия был проведен сравнительный анализ представленных на рынке систем на соответствие требованиям предприятия. Был рассмотрен ряд систем как отечественного, так и зарубежного производства, мы посетили ряд предприятий, которые проводили внедрение подобных систем. В итоге выбрали комплексную информационную систему, разработанную компанией OmegaSoftware, как платформу для создания системы управления инженерными данными, ведения подготовки производства, управления материально-техническим снабжением и производства, планирования и учета качества ОАО «Бобруйскагромаш». В качестве базового программного продукта предприятием также был выбран САПР «КОМПАС» — для проектирования изделий, оснастки и техпроцессов, подготовки конструкторской документации, инженерных расчетов. Перед всеми разработчиками базовых программных продуктов была поставлена задача в перспективе интегрировать собственные программные продукты в единую информационную среду для совместного использования информации в электронной форме и сократить затраты на ее повторное создание, ввод и обработку. В 2005 году была заложена техническая база функционирования системы — разработаны проекты локально-вычислительной сети (ЛВС) предприятия и выполнены строительно-монтажные работы по первому этапу строительства ЛВС. В 2006-2007 годах последовательно, исходя из текущих задач внедрения информационной системы, происходило включение в ЛВС различных подразделений и служб предприятия. В 2008 году запланировано значительное расширение локально-вычислительной сети с подключением в ЛВС всех конструкторско-технологических служб, управлений трех цехов — заготовительно-прессового, механосборочного, сборочно-сварочного, складов, руководителей высшего звена. Наиболее трудоемким процессом при внедрении систем управления производством является процесс создания «фундамента». Это — ведение и поддержание в актуальном состоянии инженерных данных предприятия. В настоящее время ведется активная работа по наполнению базы данных по изделиям, разрабатываемым и производимым предприятием. Чтобы читателям было понятно, какая это огромная и кропотливая работа, скажем, что каждая деталь несет о себе следующую информацию: чертеж, данные об оборудовании, на котором изготовляется деталь, профессии и квалификации рабочего, маршруте, материале и нормах его расхода, а также норме времени и расценке. А теперь представьте, сколько деталей и узлов содержит готовая машина! Поэтому становится понятно, что база данных должна пополниться сотнями тысяч данных. Кроме инженерных данных система содержит данные обо всех видах хозяйственной деятельности предприятия — экономической, коммерческой и т.д. На сегодняшний день завод выпускает более 50 наименований изделий, из них более половины уже введены в электронную базу данных. Эта информация поддерживается в актуальном состоянии через электронные конструкторские и технологические извещения об изменениях. На основании данных о структуре и составе изделий, маршрутах и материальных нормативах проводятся расчеты материальных затрат, потребности в ресурсах для отдельных деталей, узлов, изделий, заказов, а также по планам производства. Развитие задач системы для предприятия проводится как фирмой-разработчиком, так и собственными программистами, которые работают в рамках единого проекта. За прошедшее время специалистами технических служб освоены и внедрены в работу программные пакеты, оптимизирующие процесс разработки конструкторской и технологической документации, в частности, САПР «Компас-3D» и САПР «Компас-автопроект». По программе компьютеризации предприятия в 2008 году должны быть решены следующие задачи: — создание единой сети взаимо-связанных автоматизированных рабочих мест в подразделениях, участвующих в подготовке производства, — отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел механизации и автоматизации, отдел планирования подготовки производства. — создание централизованного (сетевого) электронного архива проектной документации с обеспечением синхронизации электронной и бумажной версий. — отработка системы передачи данных по спецификации конструктора из «Компас-3D» в систему «Omega Production». В последние годы модельный ряд продукции, выпускаемой ОАО «Бобруйскагромаш», существенно расширился как за счет появления новых изделий, так и за счет большого количества заказываемых комплектаций. Для обеспечения производства непротиворечивой и актуальной информацией о составе изделий с 2006 года на заводе используется модуль корпоративной информационной системы «Omega Production». Система позволяет вести все виды спецификаций, предусмотренные ГОСТ. Поддержка конструкторских данных в актуальном состоянии возможна только при условии корректного управления изменениями. Извещения на изменение КД ведутся в электронном виде конструкторами и технологами. В ближайшей перспективе службы снабжения, склады и кладовые ОАО «Бобруйскагромаш» будут работать в едином информационном пространстве. Это позволит предприятию решать как учетные задачи, оперируя актуальной номенклатурой изделий и материалов, так и планировать закупки. Службы снабжения будут вести договоры на закупку, возникающие на основании данных планирования производства и текущих запасах. Фактические поставки по договорам (приходы на склады) как в количественном, так и в ценовом выражении сверяются со спецификациями соответствующих договоров. Наличие технологической информации (нормы расхода основных, вспомогательных материалов, технологические процессы с пооперационными нормами времени и стоимостью) позволит на следующем этапе сформировать лимитно-заборные карты для подразделений. В результате внедрения этой части системы будут сокращены неликвидные позиции, будет высвобождена существенная часть оборотных средств, сокращены избыточные запасы покупных материалов и комплектующих. Планирование производства на «Бобруйскагромаше» происходит в несколько этапов. На первом этапе производится формирование плана производства как электронного документа. План производства формируется специалистами экономического отдела. Система предлагает экономистам быстрый и удобный расчет плановых калькуляций на деталь, узел, готовое изделие, запчасти, что в условиях широкой кооперации очень актуально. В 2008 году планируется включить в работу системы производственные подразделения, которые будут проводить оперативный учет изготовленной продукции, что позволит иметь оперативные данные о производстве и дефиците деталей. Заказчиками продукции предъявляются высокие требования к качеству продукции предприятия. В связи с этим планируется внедрение в 2008 году модуля управления качеством системы «Omega Production». Предполагается ведение данных и анализ дефектов, выявленных в процессе сборки и испытаний узлов и конечных изделий, ведение данных и анализ дефектов изделий в гарантийный и постгарантийный период с последующей корректировкой производственного цикла, ведение данных по входному контролю комплектующих и материалов. Одной из важнейших задач при внедрении и эксплуатации информационной системы предприятия является обеспечение сохранности и защиты данных от несанкционированного доступа. В 2008 году планируется заключить договор с Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Республики Беларусь на проведение обследования и разработку концепции по обеспечению информационной безопасности компьютерной сети ОАО «Бобруйскагромаш» и на основании нормативно-методических документов разработать и внедрить комплексную систему информационной безопасности сети. Мы уверены, что внедрение комплексной информационной системы ОАО «Бобруйскагромаш» обеспечит более тесную связь и координацию всех подразделений производства, отвечающих за проектирование, изготовление, снабжение, сервисное обслуживание, реализацию и маркетинг, что является одной из составляющих успешного управления предприятием. Тамара СЕЛИВАНОВА |
|