ПЕЧАТНЫЕ И ИНТЕРНЕТ-СМИ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФЛИКТ?
ПЕЧАТНЫЕ И ИНТЕРНЕТ-СМИ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФЛИКТ?
Современные технологии стремительно развиваются, и Интернет, как неотъемлемая часть нынешней действительности, прочно вошел в будничную жизнь. Вопрос о развитии интернет-СМИ и перспективах печатных средств массовой информации остается открытым. Одни утверждают, что в недалеком будущем бумажные газеты и журналы исчезнут как таковые, уступив место электронным версиям. Другие придерживаются мнения, что, временно сдав позиции, печатные СМИ все же будут иметь свою нишу. Как когда-то случилось с кино, которое в пору бума CD- и DVD- дисков смотрели на домашних компьютерах, а теперь число предпочитающих большие кинозалы постоянно растет. Как случилось с книгами, которые не стали читать меньше, хотя во всемирной паутине художественной литературы в избытке. Существует ли конфликт печатных и интернет-СМИ в Беларуси? Каковы перспективы развития электронных средств массовой информации в республике? Каково будущее спутникового и цифрового телевидения? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом БЕЛТА ответил министр информации Владимир Русакевич. — Владимир Васильевич, известно, что в Беларуси межведомственная республиканская рабочая группа по изучению опыта стран СНГ и Европы в вопросе правового регулирования деятельности интернет-СМИ представила свои предложения по проекту документа об Интернете. — Такая группа в составе представителей 15 ведомств, в том числе министерств информации, связи и информатизации, юстиции, иностранных дел, внутренних дел, Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, Государственного комитета по науке и технологиям, Белгосуниверситета и других, скрупулезно изучила мировые наработки по регулированию деятельности интернет-изданий с целью создания в республике нормативной базы в этой области. Ведь до настоящего времени в Беларуси деятельность Интернета никак не регулируется. Итогом работы явился проект указа, который сегодня представлен во все заинтересованные ведомства. Возможно, это будет другой нормативный акт, этот вопрос еще обсуждается. Что собой представляет регулирование? Было бы наивно пытаться набросить уздечку на всемирную паутину. Речь не идет о введении контроля, цензуры. Документ закрепляет заявительный принцип регистрации интернет-издания, будь то сайт газеты, журнала, другой информационный ресурс, выполняющий роль средства массовой информации. Это не касается интернет-сайтов государственных органов или распространяющих информацию о товарах. Тем самым регулирование заключается в регистрации сетевого ресурса как самостоятельного СМИ, которое имеет такие же права, как печатные СМИ и телевидение. В результате будет решен вопрос об ответственности, проблема соблюдения авторских прав в интернет-изданиях. Сегодня за размещение информации без ссылки на источник, попросту говоря воровство, нельзя привлечь к ответу, поскольку в законодательстве нет понятия «интернет-СМИ». Заявительный принцип регистрации — наш первый шаг. С развитием в мире правовых положений будет корректироваться законодательная база в этой области. — В мире существует практика создания порталов, так сказать, единых, куда информацию поставляют все СМИ страны. Обсуждается ли идея организации такого государственного портала в Беларуси? — Тема создания объединенного источника информации, куда бы поставляли свои материалы практически все средства массовой информации Беларуси, обсуждалась уже неоднократно. Мне кажется, что эта идея, если рассматривать ее с точки зрения поставки информации определенным потребителям, имеет право на существование. Однако с точки зрения развития средств массовой информации, думаю, это не пойдет им во благо. Существует опасение, что с появлением единого портала отдельно взятое издание потеряет читательскую аудиторию. Однако есть и другая сторона медали. Ссылка на интернет-ресурс в заинтересовавшем посетителя материале направит его к первоисточнику, чем создаст ему дополнительную рекламу. Существование мощного разнопланового ресурса сформирует определенные требования к качеству публикуемых материалов, а значит, будет стимулировать развитие СМИ. Предложение о создании портала высказывалось авторитетными представителями информационного поля, поэтому необходимо прислушаться, изучить вопрос, взвесить все за и против. Интернет имеет огромную перспективу, и мы не будем стоять в стороне от мировых процессов. Нужно искать пути повышения эффективности использования Интернета в интересах государства. — В какой стадии находится решение вопроса о продвижении международного спутникового телеканала «Беларусь-ТВ» в сетях кабельных операторов в Москве? — По предложению Министерства информации недавно состоялся визит в Беларусь делегации Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Российской Федерации во главе с руководителем Россвязьохранкультуры Борисом Боярсковым. Россияне приехали с хорошей новостью: привезли лицензию на регистрацию «Беларусь-ТВ» на российском медиапространстве как средства массовой информации. Этот первый шаг дался нелегко, так как законодательство в Российской Федерации требует соблюдения совершенно других условий: регистрации юридического лица, затем получение лицензии. Учитывая межгосударственные договоренности, для Беларуси было сделано исключение, и сейчас «Беларусь-ТВ» официально существует на территории России как средство массовой информации. Это означает принципиально другое отношение со стороны госорганов, контролирующих распространение СМИ. И в России, и в Беларуси схема распространения СМИ одинакова. Кабельные операторы заключают договоры с владельцами каналов, программ. В одних регионах за распространение канала платы не требуется, где-то она приемлемая. За распространение «Беларусь-ТВ» в Москве российская сторона выставляет сумму более $40 млн., изыскать которую проблематично. Многочисленные переговоры по этому поводу ведутся, но пока безрезультатно. В связи с этим по рекомендации и московского правительства начата разработка под патронатом Постоянного комитета Союзного государства нового межправительственного соглашения между Беларусью и Россией о средствах массовой информации, которое установит равные правила распространения СМИ на территории двух государств. В существующем межправительственном договоре между Москвой и Минском, принятом в 1998 году, упоминания об электронных СМИ нет. К сожалению. Это была наша недоработка, хотя тогда ситуация выглядела иначе: Интернет еще недостаточно развился, и спутникового телевидения в Беларуси не было. Первый вариант готовящегося документа, думаю, будет готов в текущем году. — Владимир Васильевич, а на какой стадии находится решение вопроса о продаже части пакета акций ОАО «Полиграфкомбинат имени Якуба Коласа» потенциальному инвестору — российскому издательскому холдингу «АСТ Москва»? — Позиция Министерства информации по этому вопросу известна. Полиграфкомбинат имени Якуба Коласа — крупнейшее предприятие республики, акционированное в свое время с целью привлечения инвестора. Это предприятие обеспечивало книжной продукцией все западные регионы Советского Союза. Перебирая недавно домашнюю библиотеку, я наткнулся на книгу Мопассана «Милый друг», которая была издана на полиграфкомбинате тиражом 5 млн. В таком объеме тогда издавались практически все книги. Сегодня в Беларуси нет потребности в таких производственных мощностях. Считается, уже очень хорошо, если Министерство информации заказывает книгу тиражом 2 тыс. экземпляров. Более 80% продукции, которую выпускает полиграфкомбинат, заказывает одно из крупнейших российских издательств «АСТ Москва». Стоит ему отказаться от услуг нашего предприятия — без работы окажутся 800 человек. Предложение о реализации части акций ОАО в установленном порядке российскому инвестору находится на рассмотрении в Администрации Президента Беларуси. Правда, уже долго — 2,5 года. Концерн «АСТ Москва» — потенциальный покупатель, но возможно появление и других. Обеспечить полиграфкомбинат белорусскими заказами нереально, предпринимаются попытки по поиску других заказчиков. Задача непростая, поскольку в России хватает своих предприятий, которые модернизируются не в пример белорусским. Издательство «АСТ Москва» в реконструкцию полиграфкомбината имени Якуба Коласа на первом этапе намеревается вложить порядка 7,5 млн. евро. — Исчерпана ли проблема сноса газетных киосков на остановочных пунктах в столице? — Такой проблемы нет. Газетные киоски есть и будут. С удовлетворением отмечаю, что важность задач, решаемых торговыми точками «Союзпечати», понимают руководители местных органов власти. Более того, сеть расширяется, а в этом году будет внедряться система автоматизации учета продаж. В «Могилевсоюзпечати» такой терминал уже действует. В стадии научной разработки находится также автоматизация учета продаж не только газет, но и всего ассортимента. Отрасль динамично развивается. — Министерство информации Беларуси неоднократно озвучивало свою позицию по поводу необходимости изменения подходов к подготовке журналистских кадров. Какие качественные изменения произойдут в этой области с созданием Института журналистики БГУ? — Подготовке и повышению квалификации журналистских кадров нужно уделять внимания не меньше, чем техническому оснащению отрасли. В учебном корпусе Института журналистики Белорусского государственного университета, открытом 12 февраля, создана совершенно новая материально-техническая база подготовки журналистов, будут действовать экспериментальные лаборатории, мастер-классы, разработаны новые программы. Студентам предоставлены современные условия обучения, а значит, из стен учебного заведения будут выходить высокопрофессиональные специалисты. Ранее, когда журналистских кадров в республике не хватало, велась подготовка специалистов на базе филологических факультетов в высших учебных заведениях регионов. Это было сиюминутное решение проблемы, и качественно подготовленных кадров мы, к сожалению, не получили. С созданием Института журналистики на базе Белгосуниверситета, ведущего учебного заведения Беларуси, школа которого признана не только у нас, но и в странах СНГ, прием абитуриентов по целевому набору увеличится, будут готовиться кадры, отвечающие современным требованиям. Министерство информации Беларуси постоянно проводит обучающие семинары для руководителей средств массовой информации. Ближайший состоится 20-21 марта в Поставах. Действуют курсы повышения квалификации журналистов. Планируется, что вскоре будет начата подготовка журналистов на базе высшего образования, специализирующихся по направлениям: экономика, международные отношения, политология и т.д. Идет постоянный поиск новых форм повышения квалификации и переподготовки журналистских кадров. Жанна КОТЛЯРОВА |
|