Как получить земельный участок —К достоинствам документа, поясняет заместитель начальника отдела правового обеспечения и кадровой работы фонда «Минскоблгосимущество» Наталия КОЛЕЗНЕВА, прежде всего надо отнести то, что он охватывает практически все вопросы, связанные с предоставлением, изъятием, формированием земельных участков, определением вещного права на них для субъектов всех форм собственности. В частности, совершенствует и объединяет нормы ранее действовавших указов главы государства по вопросам предоставления (изъятия) земельных участков юридическим лицам и гражданам, устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и их отнесения к определенным видам. Утверждено Положение о порядке формирования и предоставления участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания такого имущества, находящегося в госсобственности и подлежащего продаже. Такая систематизация норм рациональна и соответствует требованию полноты правового регулирования. В качестве субъектов права на землю в Указе названы граждане, юридические лица (в т.ч. нерезиденты) и индивидуальные предприниматели. При этом порядок и основания предоставления земельных участков едины для всех юридических (независимо от формы собственности) и физических лиц. Как и ранее действовавшее законодательство, Указ не предусматривает каких-либо преимуществ при предоставлении участков субъектам (инкубаторам) малого предпринимательства. Гражданам земельные участки предоставляются на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды, индивидуальным предпринимателям — на праве аренды. Юридическим лицам РБ и юрлицам, не являющимся ее резидентами, участки предоставляются на праве аренды, постоянного или временного пользования, а также частной собственности в случаях, определенных законодательными актами. Кодекс о земле определяет два таких случая: 1) приватизация объектов госсобственности (при условии, что такой объект включен в утвержденный Президентом Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок); 2) осуществление юридическим лицом инвестиционных проектов. Индивидуальным предпринимателям земельные участки предоставляются в аренду (а юридическим лицам — и в частную собственность) только по результатам аукционов. Указ предусматривает три их разновидности: на право заключения договоров аренды; с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений); по продаже земельных участков в частную собственность. Исключение из общего правила составляют следующие случаи: — когда земельный участок предоставляется резиденту свободной экономической зоны для строительства и обслуживания объекта недвижимого имущества в этой СЭЗ; — когда возникла необходимость в дополнительном земельном участке, если при реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для этого требуется земельный участок большего размера; — в случае приобретения не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом; — при предоставлении земельного участка юрлицу или ИП для размещения объекта недвижимого имущества на территории РБ, если его строительство и конкретное юрлицо, ИП определены решением Президента либо утвержденной им или Совмином госпрограммой; — при предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности) юрлицам и ИП. Для обращения за предоставлением земельного участка (в случае, если не требуется предварительного согласования места его размещения) необходим минимум документов: заявление, копия устава, копия свидетельства о госрегистрации юрлица (либо копия свидетельства о госрегистрации ИП). При этом нотариального, равно как и иного засвидетельствования копий документов, не требуется. Указом установлены достаточно сжатые сроки для осуществления местными исполнительными и распорядительными органами и уполномоченными госорганизациями той или иной процедуры в ходе рассмотрения вопроса о предоставлении (изъятии) земельного участка. В большинстве случаев они составляют до 3 рабочих дней. Для некоторых процедур сроки увеличены соответственно до 5, 7, 10 и 15 рабочих дней. Лишь в двух случаях Указ предусматривает более длительные сроки, а именно: — земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии и рассмотрения предложений о месте размещения земельного участка на ее заседании, должна быть представлена председателю этой комиссии организацией по землеустройству в течение 25 рабочих дней со дня заключения договора подряда на подготовку такой документации с заинтересованным лицом. В случае выполнения большого объема работ, необходимых для разработки земельно-кадастровой документации (предполагается изъятие земельных участков из земель 5 и более землепользователей), этот срок может быть продлен руководителем организации по землеустройству по согласованию с председателем комиссии, но не более чем до двух месяцев; — двухмесячный срок со дня получения необходимых документов установлен областным (и Минскому городскому) территориальным фондам госимущества для проведения аукциона по продаже объекта госсобственности и права заключения договора аренды земельного участка. Указ устанавливает нормы, касающиеся отчуждения объектов недвижимости, находящихся в госсобственности. Прежде всего следует иметь в виду, что такой объект при его продаже на аукционе и право заключения договора аренды земельного участка, необходимого для его обслуживания, составляют единый предмет аукциона по продаже объекта. Начальная цена такого единого предмета определяется как сумма начальной цены находящегося в госсобственности недвижимого имущества и начальной цены права заключения договора аренды земельного участка, определяемой на основании кадастровой стоимости этого участка с применением коэффициентов в зависимости от срока его аренды, установленных Совмином. В Указе не содержится исчерпывающего перечня оснований для отказа лицу в предоставлении земельного участка — они могут быть обусловлены градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства. В его предоставлении также может быть отказано, если участок истребуется из земель сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда для целей, не связанных с их назначением, а также в случаях, если перевод таких земель в иные категории и виды не допускается законодательством. Указ не устанавливает правила на тот случай, если лицо, претендующее на земельный участок, представило не все предусмотренные документы либо оформило их ненадлежащим образом. В этом случае уполномоченный орган, не отказывая заявителю в предоставлении земельного участка, может оставить его заявление без рассмотрения, указав заявителю на конкретные несоответствия требованиям документа. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
регламентирует Указ Президента от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» |
|