21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

TUTэйшыя. Виктор Шалкевич: "Фабрика звезд" - это абсурд

26.08.2009 10:19 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Виктор Шалкевич - именитый белорусский бард, актер и шоумен. В отличие от других знаменитых персонажей он постоянно проживает не в столице, а в областном центре - в Гродно. Свою позицию объясняет удачным месторасположением города над Неманом - до трех столиц (Минска Вильнюса и Варшавы) одинаковое расстояние. Впрочем, встретится с Виктором - оказалось делом не из простых: дел у него выше крыши. Ведь помимо всего вышеперечисленного Виктор Шалкевич является еще и самым известным в Беларуси аукционистом. Наша встреча состоялась после одного из аукционов. Поэтому и беседа началась с этой темы.

СправкаВиктор Шалкевич родился 9 февраля 1959 года в местечке Порозово Гродненской области. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1980 г. Работал в Гродненском областном драматическом театре (1980-1987), преподавателем режиссуры и мастерства актера в культпросветучилище (1987-1990). С 1990 г. в Гродненском областном театре кукол. Со школьных времен пишет и исполняет песни на белорусском языке. Выпустил 6 альбомов: "Правiнцыя", "Смутны беларускi блюз", "Балады i рамансы", "Добрай ранiцы", "За сто крокаў ад Вострае Брамы", "Гарадзенец прызямлiўся ў Менску". Лауреат республиканских и международных конкурсов авторской песни. Женат, имеет дочь.Аукционист

- Как же так сложилось, что вы стали вести аукционы?- В начале 90-х правительство совместно с Международной финансовой корпорацией стало заниматься малой приватизацией. Все началось в Бресте. А уже потом эстафету перенял Гродно. Сотрудники местного горисполкома предложили мне попробовать заняться этим делом. Я съездил на стажировку в Брест, посмотрел, как проводят аукционы у них. Так и их стал вести. Уже потом приехали товарищи из Минска, посмотрели, как я это делаю, и предложили вести аукционы в столице.

- Некоторым кажется, что вы ведете аукционы, прямо как играете на сцене. Импровизируете, шутки к месту, знание предмета… - Аукцион - действительно самая честная форма продажи объекта, публичная. Подлог или обман невозможны. У кого больше денег, тот и покупает объект. Однако людей в зале всегда надо к себе расположить, создать непринужденную обстановку. Народ надо расслабить, сказать, что это очень просто и не так страшно. А есть ведь придурки, которые залезают на трибуну и начинают людей пугать. Аукцион - это своеобразный театр одного актера. Ведущему надо четко знать правила, внимательно следить за залом (кто поднял номер, кто опустил) и никогда нельзя допускать передергиваний. Надо честно себя вести по отношению к публике. Тому, кто начинает нервничать и кричать, могу посоветовать сходить покричать туда, куда все ходят - на Октябрьскую площадь.
- Какой аукцион вам больше всего запомнился?
- В начале 90-х годов веселых аукционов было много. Так, в Минске предпринималась попытка продавать общественные туалеты. Один из желающих купить клозет на ул. Берута пришел с чемоданом денег. Причем там были только купюры самого большого номинала. Согласно правилам, человек, имеющий наличные сверх определенного размера, должен предъявить документы. Мы спрашиваем: "А документы есть?". "Не-а", - отвечает он. Такие оказии свойственны тому периоду. Помню в Гродно шли торги по квартирам, и за одну из них боролась семейная пара. Муж очень хотел купить, жена считала, что дорого, поэтому буквально висла у него на руке, а он ее сбрасывал с локтя. Так продолжалось раз, другой. А потом муж жену локтем так - шарах! - "легонько" так отодвинул и поднял свой номер.Или еще. В одном белорусском городе на аукцион пришел батюшка в полном парадном облачении: в наперсном кресте, камилавке. Спрашивает: "Кто тут главный?". "Ну я", - отвечаю ему. "Я представитель православной церкви. Мы бы очень хотели купить киоск в парке, - говорит батюшка. - А что будет, если я в середине аукциона встану и обращусь с просьбой, чтобы игроки уступили киоск православной церкви?" Я его отправил к председателю комиссии. Но там ему, естественно, отказали. Может перед Господом Богом он что-то и заслужил, но перед нами он такое же физическое лицо, как и все остальные. Священник боролся до самого конца, но выиграл предприниматель. Батюшка поднялся - и как громыхнет креслом, швырнет номер и прочь из зала!

Актер

- Вместе с тем вы по своей профессиональной сути известны как актер и бард. Где вы обучались актерскому мастерству? Почему выбрали именно эту профессию?- В 1976 году приехал из местечка Порозово Гродненской области поступать в Минск в Белорусский государственный театрально-художественный институт. Я сел в автобус с двумя чемоданами. В одном из них были - рубашки, костюмы, в другом - учебники. Мой старший брат Юра работал в конструкторском бюро при Институте ядерной энергетики Академии наук БССР. Он мне оставил ключи от комнаты и уехал в отпуск. Вот так я мотался из г.п. Сосны в центр Минска. Был большой конкурс. Учеба в театральном институте была популярной и престижной. Как сейчас принято говорить, "все хотели быть в топе". Учиться было очень интересно. До сих пор вспоминаю о своих великолепных педагогах Александре Ивановиче Бутакове, Илье Львовиче Кургане, Галине Ивановне Егоренковой, Аркадии Яковлевиче Скире. Это было настоящее гуманитарное образование. Я им очень доволен. После окончания вуза поехал обратно в Гродно.

- Не жалеете? - Могу честно сказать, что каждый человек имеет "звездные" годы. Для меня это период от начала 90-х до 2000 года. То, что мы в это время делали вместе с Николаем Николаевичем Андреевым, который сейчас руководит театром в Молодечно, было достойно. Едва ли не каждый год мы выдавали по одному запоминающемуся спектаклю. Это и "Тутэйшыя", и "Пришелец", и "Кароль и стриптиз" по Мрожеку, который поставил Коля Пинигин. Там было много всего интересного. Но это были и другие годы. Сейчас пришло новое поколение. Оно немного по-иному воспитано.

- С труппой кукольного театра вы создали культовый спектакль "Тутэйшыя", который стал лауреатом международных фестивалей. В Минске этот спектакль под негласным запретом. Официальная причина - старые декорации и возрастная труппа… - Я не знаю, запрещен ли он в Минске. Должен собраться худсовет, который бы и определил судьбу спектакля. Это глупо, что в Купаловском театре не играют Купалу! Мы в Гродно уже лет 15-16 играем "Тутэйшых". И к нам всегда люди "валят". Сама по себе эта пьеса безобидная. Это пьеса о человеке, который приноравливается к разным ситуациям. Ведь это так созвучно нашей жизни! Что тут обидного?! Пришли немцы - учим немецкий язык, пришли поляки - учим польский… Другое дело - как это все преподносится. Мы в Гродно в свое время убрали все ненужное. Типа просторных монологов - Янка Здольник он такой, а Микита Зносак такой. Мы оставили квинтэссенцию пьесы. Действие спектакля очень динамично. Может быть, если бы Купала второй раз переписывал свою пьесу, тоже убрал бы такие места. Оставил бы бедного Зносака и других постоянно меняющихся персонажей. Почему не запрещен? Мы делаем вид, что нам никто не мешает (а нам пока никто и не мешал!), а они делают вид, что в спектакле ничего такого нет. Хотя, может быть, после этого интервью и у нас появятся проблемы…

- Согласны ли с чиновниками в том, что популярность этого спектакля объясняется тем, что люди могут в тему проскандировать "Жыве Беларусь!", увидеть бело-красно-белый флаг, в общем, оторваться на политической почве?.. - Я знаю, что Коля Пинигин сделал спектакль пафосно в стиле 90-х годов. Это - выбор режиссера. У нас все по-другому. Спектакль более камерный и, на мой взгляд, более жесткий. У нас народ смеется и стебается. Все просто и понятно. Не надо ничего кричать и никого ни к чему призывать.

- Как-то в своем интервью вы говорили, что пишете оперу "Галiлейская гiсторыя". Какова ее судьба? - Эта опера уже давно написана. "Галiлейская гiсторыя" рассказывает о том, как в одном забытом еврейском колхозе в Израиле родился Спаситель Мира, и что из этого получилось. Когда выйдет? Не знаю. Жду, когда спонсоры рассмотрят мое предложение. Потому что одному мне ее не вытянуть. Это мой предпоследний альбом я издал почти сам, при минимальной поддержке друзей. Для оперы нужен хор, оркестр…

Бард

- Вы являетесь лауреатом республиканских и международных конкурсов авторской песни. На вашем счету 6 сольных альбомов. Что из наград и дисков особенно дорого лично для вас? - Для меня, как человека, который все постоянно драматизирует, ищет какие-то сюжеты, все ценно. Например, первый альбом мы записали буквально за одну ночь в Озерском доме культуры вместе с легендарным рокером Ваней Веркиевым. Он записал нас на обыкновенную "бытовуху". Запись была сделана на ГДРовскую пленку. Но советский магнитофон плохо стер предыдущую запись, поэтому местами прорывался "Пинк Флойд". Утром мы все сонные погрузились в автобус, но не успели выехать, как нам навстречу похоронная процессия. До сих пор думаю, к чему это было… "Смутны беларускi блюз" - это "борьба" с музыкантами, которых было сложно собрать, чтобы доехать до Белостока. Кроме того, это был первый опыт работы в профессиональной студии и с профессиональным звукорежиссером.
 - Одни характеризуют ваш стиль как кабаре, другие - бардовская песня. Как бы вы сами определи ваш песенный жанр?
- Это авторская песня, ни более, ни менее. Просто человек на сцене высказывает свое мнение по поводу происходящего вокруг людям. Другое дело, что на сцене могу находиться не только я. Считаю, что сейчас мы подобрали оптимальное сочетание инструментов - контрабас, фортепиано, гитара.

- В Ваших композициях преобладают сарказм, ирония. Эта такая реакция на советское прошлое? - Сарказм и ирония у меня от родителей. Мой покойный отец всегда повторял афоризм: "Крепка советская власть", - сказал бедняк. Горько заплакал и полез на печь". Родители поженились в 1939 году накануне войны. Потом папа пошел на войну, потом прятался по кустам. Когда вернулся, стали искать кулаков. Мы, к счастью, под эту статью не попали. В общем, мои родители много повидали на своем веку. И им было с чем сравнивать. Вечно пьяные советские чиновники, эти демонстрации, показухи… По этой причине всегда у нас в семье рассказывали анекдоты. Первая вещь, которую купил отец, когда построил дом, - огромная радиола "Урал-57". Мы устраивали семейное прослушивание "Радио Свободная Европа".

- Ваши старые композиции актуальны и для современной Беларуси. - А что вы хотите?!… Приведу пример. Мой двоюродный брат поступил в институт. Так между делом говорю ему: "Вот поступил, будешь учиться. А что потом?" Он: "А потом может по комсомольской линии куда пойду". - "Куда, б…?! Что бы от тебя никогда такого не слышал". Я давно заметил: люди, у которых было призвание, всегда в институте учились, а не просиживали, сдавали хорошо экзамены. А были еще так называемые "свистки", которые ходили со знаменами. И вот проходят десятилетия - и ты видишь их на ответственных высоких постах, они уже тебе начинают рассказывать, что тебе делать… А ты, нормальный человек, думаешь, как же они сюда попали?У нас в семье всегда говорили: "Вучыся, сынку, вучыся. Будзеш разумным чалавекам". И никто не толкал по партийной линии. Если кто-то заикался, то могли и из дому выгнать.

Шоумен

- Еще одна ваша роль - конферансье. Вы ведете корпоративы, свадьбы, концерты. Что из них доставляет лично вам большее удовольствие? - Когда на свадьбе нормальные гости, тогда легко. Все делается на одном дыхании. Однако сбить в одно целое 100-120 человек достаточно сложно. Когда люди отягощены величиной собственного положения, всегда тяжело. Когда в конце свадьбы к каждому столу зовут выпить - это тоже тяжело. (Улыбается.) К тому же это дополнительная ответственность. Говорят, как пройдет у молодых первый день, так пойдет и вся жизнь. Бывало, я замечал моменты во взаимоотношениях между молодыми, в отношениях между их родителями, после которых становилось понятно, что пара вместе долго не просуществует.Народ в последнее время стал менее отвязанным. Люди приходят, а за плечами у них что-то стоит. Вот они пьют, а груз все увеличивается и увеличивается… В час ночи кто-то пьяным голосом говорит тебе: "Сват, невесту украли". Зачем это делать в час ночи?.. Поэтому стараюсь свадьбы не вести. Корпоративы - другое дело. Люди много работают и хорошо отдыхают.

- Часто ли вам на корпоративах (свадьбах) приходится попадать в щекотливые ситуации? Как выходите из таких положений? - Приходится выкручиваться… За что я люблю интеллигентные компании? Они всегда слушаются. Их попросишь налить - они наливают, попросишь сказать слово - они говорят… Однажды наблюдал контраст. Рядом сидели интересные люди достаточно высокого положения из Беларуси и России. Россияне стали говорить имениннику тосты. Ну, за этим действом было приятно наблюдать! Аж заслушаешься. А когда наступил белорусский период в истории застолья, тут началось: "Ну, жэлаем шчасця, здароўя, всего чаго ты хочашь". Наши то ли стушевались, то ли что… Я не знаю. На празднике всегда надо быть открытым. На всякий вечер гостю надо настраиваться, а не приходить с единственной мыслью: "Эй, давай весели меня". Надо участвовать в создании общего счастья.

- На корпоративах известных компаний часто играют артисты, которые скажем так нечастые гости на белорусском ТВ. Вы, Вольский, Войтюшкевич, "Яблочный чай"… Или это мне так кажется?- Есть ведь популярность официальная, и есть популярность народная. В конце 20-го столетия был в Гомеле на свадьбе. Вышла одна известная певица и исполнила 6 песен под фонограмму. Это никого не впечатлило! Видите ли, звезд не лепят. Нет такого понятия "Фабрика звезд". Это абсурд. А у нас сегодня художественную самодеятельность прикрывают лэйблом профессионализма. "Звезды" сами получаются. Они набирают вес, как та эбонитовая палочка, которую натирают шелком, и она приобретает энергетический заряд. Self made man - человек, который сделал себя сам, - самый лучший способ заявить о себе. Важно, как публика реагирует на твое выступление. Если я вижу, что женщина из третьего ряда заплакала или улыбается от души, то ей твое выступление пришлось по душе. Для меня такие моменты очень ценны!

- Сегодня самым популярным шоуменом на постсоветском пространстве является Иван Ургант. Настолько ли он талантлив, чтобы его гонорар в 50 раз превышал ваш?- Я не знаю, сколько ему платят. Да и артисты любят прихвастнуть. Мой заработок - средний по белорусским меркам. Никогда за этим не гонюсь. Требовать бешеные гонорары в такой стране как наша, - это сумасшествие. Главное - быть честным и интересным для публики.

Любитель ходьбы

- В какой из вышеперечисленных ролей вы себя более комфортно ощущаете?- Да в принципе, во всех. Главное условие - чтобы было интересно. Самое важное в работе любого человека не впасть в рутину. Тяжело просыпаться на нелюбимую работу. Одна моя польская подружка Агнешка часто шутит: "20 лет жить с одной и той же женой? Это же скучно!" Однако можно строить отношения так, чтобы не было скучно. Не верьте тем людям, которые говорят: "Я умру на сцене от любви к искусству!" Они просто ничего другого не умеют делать. А мне постоянно хочется делать что-то новое. То театр (спектакли), то музыка (концерты и новые альбомы), то аукционы, то корпоративные вечера, то поездки. В следующем году мне будет 50, но заниматься всем этим мне еще не надоело.

- Какая из неупомянутых ипостасей может быть еще применима к вам?- Вы знаете, у меня есть одна большая беда - я всегда люблю ходить пешком. Вероятно, это можно объяснить моей крестьянской местечковой прижимистостью, которая начала формироваться с самого детства. Расстояние от Волковыска до Порозово - 27 км. Ждать автобуса надо было 6 часов. Поэтому мы шли пешком. Понимаете, у нас сейчас очень мало контактов с окружающей природой. Постоянно какие-то дела. Бывает, едешь на маршрутке из Гродно в Минск и любуешься этой природной красотой. Так и хочется стать частью всей этого, окунуться в нее с головой… Однажды отправился на театральный фестиваль во Францию. Оставалось преодолеть заключительную часть пути до деревни Шадрон - около 18 км. Однако автобус ходил туда, только когда дети шли в школу. А на дворе был август. Я выведал маршрут и оправился пешком. Прошел по долине Вуара, едва ли не каждый километр были замки… Однако притомился. В одной руке - тяжелая гитара, во второй - полный чемодан. И тут едет дядька на "бусике". "Фольксваген", как сейчас помню. Остановил. Он ехал не в Шадрон, но решил меня подбросить до поворота на Шадрон. Разговорились. Ты откуда? Из Беларуси. А где это? Там-то и там-то. Стал ему объяснять. "Не понимаю", - говорит дядька. Я - ему: "Смотри. Из Гродно до Праги я ехал на автобусе. Из Праги до Лиона - на автобусе. Из Лиона до Сент-Этьена проехал на поезде. Потом прошел 10 км пешком". "Бедный, ты так намучился! Давай я тебя довезу до Шадрона", - предложил француз.

- На наш взгляд, Вы являетесь одним из символов, самых известных людей Гродно. Не было ли желания переехать из областного центра в столицу? - Были предложения, но Гродно мне нравится. От него до Варшавы, до Вильнюса и до Минска одинаковое расстояние. Я живу между этими тремя городами.

- Накануне своего последнего концерта вы говорили, что планируете съездить в экзотическую страну, но не назвали, в какую именно. Уже можно раскрыть карты?- Доминиканская республика. Еще мечтаю побывать в ЮАР, Австралии и Израиле. Всю Европу уже объездил, в Америке также побывал…



- В одном из интервью вы высказались в пользу восстановления Великого княжества Литовского. Насколько реально такое объединение? И какие принципы (географически, политические, экономические, культурные) должны лечь в его основу? - Уния Польши и ВКЛ положила начало тем процессам, которые мы сегодня наблюдаем в Европе. Но не надо удивляться тому, что нас не пускают в Евросоюз. "Коммунизм неизбежен" - говорили нам в свое время. Я уверен, что рано или поздно Беларусь станет частью объединенной Европы. Это хорошо, когда все друг друга знают, когда между людьми доверительные отношения. Помню, однажды к нам домой зашел один незнакомец и говорит: "Добрый вечер! Мне тут далеко идти. Нельзя ли у вас переночевать?". Мама его накормила, постелила постель, приютила. Попробуйте сегодня попроситься переночевать… У нас тут на каждом углу вбивают мысль: "Беларусь - самая лучшая страна в мире". Я в таких случаях говорю: "В сравнение с чем?" С Албанией - может быть… Всегда надо сравнивать. Нельзя зацикливаться на одном городе, на одной стране. Европа - большая и разная. Чем больше общаемся, чем больше видим, тем жизнь интереснее. Надо ехать в Европу, учиться, возвращаться в Беларусь и делать жизнь тут более интересной.

Беседовал Александр Заяц



Первоисточник: TUT.BY
Все новости за день
 
Теги: Брест, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Виктор Шалкевич - именитый белорусский бард, актер и шоумен.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика