МВФ ДУМАЕТ ПО-БЕЛОРУССКИ
МВФ думает по-белорусски
Доклад фонда напоминает послание президента Беларуси парламенту Александра РОМАНОВА http://www.belgazeta.by/20080505.18/040125261 Апрельский доклад Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы развития региональной экономики. Европа» посвящен переоценке рисков. Фонд сравнивает развитие стран Европы в контексте распространения кризиса на финансовых рынках с плаванием по бурным водам: «Хотя Европа встретила эти финансовые потрясения, обладая сильными экономическими детерминантами, вторичные эффекты ожидаемой умеренной рецессии в США, глобальная переоценка рисков и напряженность в финансовой системе подрывают силы ее экономики». Мы тоже испытываем последствия кризисных явлений: слабеющий доллар, всплеск инфляции, резкое подорожание нефти и продовольствия, существенное замедление темпов роста экономики ЕС, легко предсказуемое подорожание кредитных ресурсов... ВСЕБЕЛОРУССКИЙ МВФ МВФ считает, что в Европе существуют «значительные риски для экономического роста». Страны с формирующимся рынком, имеющие значительный дефицит по счету текущих операций или высокий внешний долг, «особенно уязвимы в случае снижения уверенности инвесторов». Все эти аргументы напрямую касаются Беларуси. Проблемы с текущим счетом и внешним долгом у нас нарастают как снежный ком. Уверенности инвесторов и до финансового кризиса не было. Не станет ее больше и в 2008-09гг. МВФ призывает центробанки тушить финансовый пожар взбросом в экономику новых денег и находить «надлежащий баланс между поддержкой реальной экономики и предотвращением вторичных эффектов вследствие повышения инфляции за последний период». Рекомендация весьма опасная. Такие меры подпитывают инфляционные аппетиты центробанков. Ведь именно они, центробанки, в первую очередь ФРС США, смягчили монетарную политику. Под их носом и бдительным оком мировую экономику накачали таким количество финансовых дериватов (ценных бумаг), что сегодня ни один человек в мире не знает их реальную стоимость. Иначе сегодня не было бы такой необыкновенно высокой неопределенности. Вместо того чтобы занять твердую позицию по политике центробанков и правительств, фонд потакает их экономическим грехам. Цены на энергоресурсы за февраль 2007г. - февраль 2008г. выросли на 70%, на продовольствие - на 40%, частично по причине высокого спроса, но не в меньшей мере из-за аграрного протекционизма, экологической политики богатых стран и доминации государств на рынке нефти и газа. Рекомендации МВФ - прямое приглашение к кризису. Центральные банки тем и сильны, что концентрируют свое внимание исключительно на стабильности цен. Если же их обязать поддерживать реальную экономику, беды не избежать. Беларусь и многие страны мира в этом уже неоднократно убеждались. МВФ их за это критиковал, а тут - давай, поддерживай проблемные банки и предприятия. Это не последняя плохая рекомендация МВФ в докладе. «В случае более резкого снижения темпов роста своевременные, ограниченные по срокам и адресные меры бюджетного стимулирования могли бы послужить действенным средством поддержки экономики для некоторых стран». МВФ декларирует борьбу с бюджетным дефицитом, выступает за сокращение госрасходов и стимулирование частного сектора. А тут полностью развязывает руки министерствам финансов, местным органам власти. «Своевременные», «ограниченные по срокам», «адресные», «действенные средства» - пожалуй, нельзя найти хотя бы двух стран в мире, которые бы одинаково понимали эти слова. Вот раздолье министерствам финансов: твори что хочешь, сори деньгами направо и налево, а будут придираться - скажи, что спасаемся от мирового финансового кризиса, компенсируем дефицит ликвидности, нейтрализуем внешние шоки. Беларусь пока не фиксирует падение темпов роста ВВП, но это непременно случится. И тогда рекомендации МВФ придутся нашей вертикали очень кстати. Это в будущем, а пока Фонд считает, что в большинстве переходных стран «ожидается лишь небольшое снижение темпов роста, которое приблизит их к потенциальному уровню и ограничит риски перегрева». Получается, финансовый кризис в мире - вроде бы как благо, ибо он заставит правительства образумиться и не стимулировать экономический рост. Но далеко не всегда кризис приводит к отказу от госрегулирования. МВФ не призывает к централизованному планированию. Он повторяет свои традиционные советы о структурных реформах, бюджетной консолидации или управлении внутренним спросом. Фонд выявил «тесную связь между структурными реформами и потенциальным ростом». Они нужны для «уменьшения внешних дисбалансов». Что делать с правительствами, которые включают на всю мощь инструменты монетарной и фискальной политики во имя структурных реформ, в докладе не сказано. Таблица SPECIAL FOR BELARUS По мнению МВФ, «неопределенность перспектив экономического развития остается необычно высокой». Потрясения финансовых рынков продолжаются. В случае замедления темпов роста в Европе жесткие ограничения на рынке труда могут усугубить ситуацию. Многие эксперты считают, что в США «убытки банков могут оказаться более крупными, чем их оценки в настоящее время». Вкупе с дорогим евро, взлетом цен на продовольствие и энергоресурсы эти факторы могут затормозить любую экономику. Вслед за США начали падать цены на жилье в Ирландии, Британии и Испании. «Трудно представить масштабы коррекции, однако простые экономические обоснования, такие как отношение цен к арендой плате и к доходам, по-прежнему значительно выше своих исторических средних уровней». В Беларуси наблюдаются аналогичные процессы. Рынок недвижимости и жилья «накачан» до предела. Здесь уже состоялась небольшая корректировка цен. Вопросы, когда и насколько упадут цены на этом сегменте рынка, задают себе все, от риэлторов и инвесторов до домашних хозяйств. В отличие от США в Европе меньше распространена практика выдачи внутренних кредитов заемщикам с низким уровнем кредитоспособности. В Беларуси, на Украине и в России перед жилищным и потребительским кредитованием испытания дефолтами еще впереди. О хаосе в банковской сфере после резкого падения цен на недвижимости можно только догадываться. Для нас это риск не на 2008-09гг., а скорее на 2011-12гг. К этому времени напряжение всех негативных трендов (рост долгов, хронический дефицит платежного баланса, цены на энергоресурсы, накопление инвестиционных ошибок, падение конкурентоспособности) достигнет опасного уровня насыщения. По мнению МВФ, корректировка роста в формирующихся экономиках, в т.ч. в РБ, будет плавной. Рост замедлится с 6,9% в 2007г. до 5,5% в 2008г. и еще больше, до 5,2% в 2009г. Этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным для стран с высоким дефицитом текущего счета платежного баланса и с большой зависимостью от внешних источников финансирования долга или кредитования. «Во-первых, существует значительная неопределенность в том, что касается продолжительности и глубины общемирового экономического спада и масштабов его вторичного воздействия на страны Европы с формирующимся рынком». РБ с ее очень открытым рынком (доля экспорта к ВВП в 2007г. составила 54,5%) непременно пострадает. Вторая неизвестная - «степень ослабления инфляции цен на продукты питания в 2008г.». Особенно чувствительны к ней страны, в которых уровень цен на газ не доведен до уровня мировых (Украина, Молдова, Беларусь). Наконец, страны нашего региона сильно зависимы от иностранного капитала. Если сократится его приток, банковская система начнет испытывать острый недостаток ликвидности. МВФ отмечает уязвимость стран Балтии, Румынии, Украины. Не минет эта судьба и Беларусь. Крупные корректировки цен на рынке жилья и недвижимости ведут к ухудшению балансов банков, снижению доверия потребителей и вкладчиков. Именно этого и боится белорусское правительство. ДВА ПОСЛАНИЯ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ МВФ считает, что центральной задачей экономической политики является снижение уязвимости и обеспечение мягкой посадки. Для Беларуси это означает сокращение внутреннего спроса, уменьшение внутренних и внешних дисбалансов и укрощение инфляции. При нашем жестко регулируемом обменном курсе главным инструментом удержания экономики от перегрева является ограничение бюджетных расходов, а также роста зарплаты в госсекторе. Прямо противоположную задачу поставил перед правительством Александр Лукашенко в своем послании. Парадоксально, но в послании МВФ, коим является апрельский доклад, есть несколько общих с посланием Лукашенко тезисов. Фонд, как и президент Беларуси, говорит о неопределенности будущего. Оба послания грешат противоречивыми рекомендациями. Не хватает смелости назвать реальных виновников ухудшения ситуации и финансовых кризисов. Фонд, как и Лукашенко, надеется на инструменты госрегулирования как на панацею выхода из финансовых сложностей. При этом они указывают на низкое качество госуправления, неповоротливость госсектора в реагировании на рыночные стимулы. Наконец, МВФ и Лукашенко обращают внимание на опасность резкого роста цен на энергоресурсы и на продовольствие. Несмотря на схожесть оценок, есть принципиальная разница между выводами МВФ и тезисами послания Александра Лукашенко. Фонд не видит альтернативы преимущественно рыночным решениям, жесткой бюджетной дисциплине и международной интеграции. Белорусские власти же продолжают надеяться на благодетельное государство, внешнеэкономическое везение, доверие кредиторов и населения. Это чрезвычайно рискованная ставка, когда на кону судьба страны. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Апрельский доклад Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы развития региональной экономики. Европа» посвящен переоценке рисков. Фонд сравнива |
|