Акции, кофе и рекламаВ здании редакции немецкие журналисты открыли фирменное кафе и организовали продажу велосипедов и саней Уютное кафе на берлинской улице. Пантера на логотипе. Внутри – запах ароматного кофе и свежей выпечки, уютные столики, стенд с фирменной продукцией taz. «Die Tageszeitung», больше известная в Германии как taz, — «Ежедневная газета» леволиберальной направленности. Лестница из центра кафе на второй этаж ведет… прямо в кабинеты журналистов. По германским меркам, taz – газета небольшая. Для 80-миллионной страны тираж в 62 тысячи экземпляров, прямо скажем, небольшой. Но taz знаменита и авторитетна. А кроме того, уникальна в своем роде. Обозреватель отдела политики Барбара Эртель говорит, что «владельцами» газеты являются… 7756 человек. Это уникальная для Германии организационная структура в издательской сфере, аналогов которой в стране нет. По сути, издание получается совершенно независимым: 30 лет назад, когда оно создавалось в восточной части Берлина, основной целью было дать голос тем, у кого нет трибуны, но есть что сказать. Не сразу дело пошло гладко: в самом начале существования у издания не было главного редактора, журналисты не получали зарплату, акционеры выступали против рекламы на страницах газеты. Сегодня ситуация в taz иная. Есть главный редактор, правда, лишенный полномочий влиять на содержание номеров. По словам госпожи Эртель, «максимум, что имеет право сделать редактор, – отправить журналистский текст в корзину». Один раз в год проходит собрание акционеров, на котором решаются вопросы финансирования. Единственный вопрос, который за тридцать лет существования издания не решился, – это отсутствие рекламы. «В Германии считается нормальным, когда издание 80 % прибыли получает от рекламы, а 20 % — от продаж. В taz ситуация как раз наоборот», — говорит Барбара Эртель. Акционеры не поскупились на PR и вложили средства в создание кафе и фирменную продукцию. Кафе, к слову сказать, не только для журналистов. Любому посетителю с улицы, помимо свежего номера газеты, здесь предложат недорогой обед, отличную выпечку и кофе. Кстати, tazKafe пользуется популярностью у берлинцев. Есть у газеты и свой Интернет-каталог фирменной продукции, которую можно купить прямо в редакции: кофе, кухонные и канцелярские принадлежности, кожаные сумки и кошелки, часы, даже санки и велосипеды... Все товары обязательно с логотипами taz. На вопрос, как многочисленным акционерам удается находить компромиссы в формировании содержательного облика газеты, госпожа Эртель ответила, что для этого есть редакционный кодекс: «Наша газета выступает против расизма, сексизма и милитаризма. Основная тематика – политика, экономика, наука, культура и экология. Для нас важно решать и финансовые вопросы: журналисты в taz получают меньше своих коллег — сотрудников крупных изданий, зато акции приносят им дополнительный доход». Минск – Берлин – Минск Кстати Большинство печатных немецких СМИ – акционерные общества. Например, одно из ведущих изданий «Frankfurter Allgemeine Zeitung» по своей структуре является ЗАО. Его основной акционер — независимый фонд FAZIT, основанный в апреле 1959 года, сама же газета не зависит от какой-либо партии или политической организации. Ее редакционная политика не подчиняется воле только главного редактора, как это бывает в большинстве изданий, а определяется коллегиально пятью ответственными редакторами. В Германии распространена практика, когда экономически самостоятельные издательства либо сообща финансируют какую-то одну редакцию, либо издательство «перенимает» у другой газеты так называемую обойму (например, полосы с политической тематикой) и наполняет ее региональными и местными материалами, а также рекламными объявлениями, подготовленными данным издательством. Привычным делом для немецких газет являются свои Интернет-магазины. Например, самая влиятельная и авторитетная газета ФРГ «Die Zeit» («Время») предлагает своим читателям качественную литературу в сфере бизнеса, экономики, политики, туризма. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В здании редакции немецкие журналисты открыли фирменное кафе и организовали продажу
|
|