Почему же австралийцы так не любят россиян?Громкое дело
Австралия - одна из тишайших стран мира. И если б не распроклятая птица кукабарра, что орет по утрам на сиднейских улицах голосом истязаемой старой женщины, то жить бы в этой стране можно было вполне комфортно.
Однако в прошлом году случилось в Австралии такое громкое дело. Несколько диких парней - иммигранты из одной мусульманской страны - решили полапать девушек на сиднейском пляже. За девушек заступились парни цивилизованные, и все это вылилось в грандиозную драку, благо что без убитых и изувеченных. А после авторитетный муфтий заявил публично, что во всем виноваты белые девушки. Если, мол, они на пляже раздеваются до трусов перед чужими мужчинами, стало быть, и достойны поругания!
Муфтия и его соратников тут же вызвали куда надо и так грамотно объяснили им межнациональную и религиозную политику страны Австралии, что сами соратники муфтия скоро отправили своего духовного лидера в глухую отставку.
Эту историю мне поведали российские дипломаты.
- Всякие межнациональные напряжения пресекаются здесь в зародыше, - рассказывает Александр БЛОХИН, наш посол в Австралии. - На Зеленом континенте есть так называемый политический мультикультурализм, который является официальной политикой государства. Населению постоянно разъясняется одна простая мысль - мы многонациональная страна, и если не будем уважать друг друга, это грозит нам погибелью. А в России сегодня нет даже федерального органа по делам национальностей! (В прошлом посол
А. В. Блохин был министром по делам национальностей. - Н. В.) Потому-то у нас развелись всякие там скинхеды, которые могут в итоге разрушить страну. Смею предположить - то же скинхедство приносится к нам извне. Навязывается вот такая извращенная идеология. И, наверное, никакими методами силовыми это изжить невозможно. Эту дикую идеологию можно выдавить только другой идеологией, которая была бы воспринята и интересна всем людям, независимо от их национальности.
- Но позвольте, Александр Викторович, а как нам научиться других уважать, если на рынке, например, грузины обвешивают, завозят отраву под видом вина, в цыганских поселках наркоту продают...
- Так дело не в цыганах и не в грузинах, а в работе местных властей и правоохранительных органов.
- А как наши органы заставить работать по образцу австралийских?
- Ну вы и спросили! Здесь совсем другие отношения между правоохранительными органами и народом. Больше доверия, и в то же время в этой демократической стране все под жестким контролем. Власти требуют, чтобы в арабских и азиатских общинах проповеди читались только на английском языке: «Мы должны знать, что вы там проповедуете!» Здесь незазорно доносить на соседа - что у нас бы сочли стукачеством, - коли сосед нарушает закон. Например, летом проблемы с водой. И если человек поливает дерево в запрещенное для расходования воды время, соседи тут же сообщат - штраф 500 долларов (австралийский доллар практически равен американскому. - Н. В.)
Николай Варсегов прибыл в Австралию, чтобы изучить, как тут удалось искоренить межнациональные распри.
В Австралии многие люди официально сотрудничают с полицией, за что их весьма уважают. На их домах вывешиваются таблички, вы можете к этому человеку всегда прийти, на кого-то пожаловаться, а он обязательно сообщит в полицию.
Аборигены и их особенные гены
- Я знаю в Москве одного интеллигентного мужика, у которого жена спилась в доску, вынесла все из дома. Он с полгода уж пишет в прокуратуру: «Примите хоть какие-то меры!», письма опускаются участковому, а тот говорит: «В стране демократия! Мы не можем ее насильно лечить». Как у них с этим делом?
- Здесь пьяного по первому же звонку отправляют в реабилитационный центр, начинают его из этого состояния выводить, подключают психологов. А после он сам решает, остаться ему в этом центре лечиться далее или нет. А что касается пьяных семей, то тут очень жестко: лишение родительских прав, ребенка - в приют. Нигде в городах Австралии я не видел ни одного беспризорника.
Другое дело, что здесь тотально спиваются аборигены. Их осталось 425 тысяч. Австралийцы много делали и делают для того, чтобы аборигенов адаптировать в современную жизнь. Это такая, я бы сказал, национально-научная проблема - они не могут приспособиться к современной жизни. Здесь огромное поле деятельности для ученых, чтобы попытаться понять - почему аборигены такие? Ведь австралийцы чего только не делали для решения этой проблемы. В 50 - 60-х годах они даже забирали детей у аборигенов и передавали в белые семьи, чтобы их приспособить к современным реалиям. Но из этого практически ничего не вышло. И недавно премьер-министр извинился публично перед этими людьми за тот неудачный опыт.
- Россия, известно, намерена закупать в Австралии уран. У нас своего урана мало?
- Уран в России, конечно, есть, но действующих месторождений немного. Во времена СССР основное количество урана мы получали из Казахстана и с Украины. Сегодня дешевле его закупать в Австралии, чем осваивать новые запасы в труднодоступных районах России с нуля. Своих атомных электростанций в Австралии нет, они запрещены законом, а урана на Зеленом континенте до 40 процентов от мировых запасов. И, надо заметить, в Австралии самая высокая производительность труда в мире за счет хорошей механизации. Урановые шахты - отдельная поэма. Я в них спускался. Это почти наше метро. Там на глубине полутора километров спокойно ходят «БелАЗы», поезда. Длина автомобильных дорог в шахте «Олимпик Дэм», например, до 250 километров. Техника безопасности жесточайшая. Если кто-то нарушил правила: не там закурил, например, каску не застегнул, товарищи тут же сообщат об этом руководству. Потому смертельные случаи на производстве у них крайне редки. Обычно несчастный случай - кто-то палец сломает раз в год. И на угольных шахтах здесь метан не взрывается по тем же причинам.
Разведем в России кенгуру!
- Слышал, что наши покупают в Австралии мясо кенгуру и замешивают его в колбасу.
- Да, каждый год на 10 миллионов долларов Россия закупает кенгурятины. Она здесь в переизбытке. Где-то 57 миллионов кенгуру насчитывается, а отстреливают каждый год 3 - 4 миллиона. Плодятся они очень быстро.
- Интересно, почему у нас не догадаются разводить это полезное животное на фермах?
Современные аборигены не признают эволюции и остаются самими собой.
- Думаю, в наших зимах кенгуру вряд ли выживет.
- Выживет! Выживет! Живут же страусы африканские даже в архангельской деревне.
- Вот вы предложите в своей газете, мы будем в Россию живых кенгуру поставлять стадами, - сказал посол со смехом.
- Считается, что в Австралии переизбыток не только кенгуру, но и мужчин. Потому эсэнговские женщины охотно заводят с ними интернет-романы и стремятся приехать сюда. К чему это приводит?
- Чаще всего к австралийским мужчинам на сайтах знакомств примазываются наши жулики. От лица одинокой и скромной россиянки расписывают «свою несчастную» жизнь: «мама больна, зарплата маленькая...». А здешние мужчины излишне доверчивы и наивны. Они высылают деньги. Ныне по этой линии работает целая жульническая индустрия. Потом обманы вскрываются, что, конечно, не красит нашу страну.
Не все, разумеется, наши невесты мошенницы, но все равно я не верю в эту любовь по Интернету. Иная романтичная женщина нарисует себе такой чудесный образ мужчины, потом прилетит за тысячи километров, и вдруг такой удар - все не то, что она воображала.
- Как у них проходят выборы? Проигравшая сторона кричит, что «подтасовали!»?
- Нет, такое тут в голову никому не приходит, что можно что-то подтасовать. Выборы - священная обязанность каждого австралийца. За уклонение от голосования штраф 300 долларов и всеобщий позор. Фамилии уклонившихся публикуются в газетах.
А дама решила, что ее домогались
- Много проблем у вас с нашими гражданами?
- Бывает. От сумы до тюрьмы в прямом смысле. Один тренер наш, например, в гостинице в плавках ходил. Дама-охранник сделала ему замечание, а он ее в грудь толкнул. Человека обвинили в сексуальном домогательстве, а это грозит здесь жестокой карой. Ездили разбираться. Человек извинился, отделался штрафом в 500 долларов. А пока он тут был под следствием, ему ж надо чем-то питаться. Вот он в церковном приюте подрабатывал - инвалидов на колясках возил и прочее... Быстро перековался!
- А как у посольства складываются отношения с той же полицией?
- Успешно. Вот хороший пример: некий гражданин из одного государства СНГ завез в Австралию небольшую партию российских икон (кстати, совершенно легально). Так австралийцы проявили бдительность, вышли с нами на связь, попросили проверить вывозные российские документы на подлинность. И сказали, что в случае сигнала с нашей стороны они готовы эти иконы конфисковать и вернуть в Россию. В итоге делать им этого не пришлось, но сам факт обращения к российскому посольству примечателен.
Нам удалось - и это результат большой работы! - запустить механизм по заключению межгосударственных договоров о правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции.
- Вы работаете с гражданами СНГ, у которых здесь нет своих дипмиссий?
- Да, у нас интерес работать со всеми. Российская диаспора в Австралии - это более 200 тысяч человек. Порядка 80 тысяч этнических русских, а другие русскоговорящие всех национальностей бывшего СССР, которые причисляют себя к российским соотечественникам. Даже многие украинцы предпочитают общаться с нами, хотя у них и есть здесь свое посольство, единственное от постсоветских республик, правда, с очень маленьким штатом дипсотрудников.
- Слышал, что украинская сторона развернула тут в прессе антироссийскую кампанию: «Голодомор! Геноцид украинского народа со стороны России!» и т. п. Как у вас отношения с украинскими дипломатами?
- К сожалению, не могу похвастаться доверительными отношениями со своим украинским коллегой Валентином Адамайтисом, скорее, пожалуй, приходится чаще противодействовать попыткам предвзятого толкования братским посольством ряда фактов нашей совместной истории. Здесь, в частности, речь идет о попытках представить голод 30-х годов как «геноцид украинского народа» и других подобных общеизвестных моментах. Кое-что из этого наши украинские коллеги пробовали разместить и на страницах местных газет, и нам соответственно приходилось публично разъяснять нашу позицию в тех же изданиях.
- Наверное, пришлось австралийским газетам немало выплатить за достоверные публикации?
- К чести австралийских СМИ, - вошел в разговор пресс-атташе, первый секретарь посольства Артем КОЖИН, - нужно отметить, что, вникнув в наши разъяснения, они сразу же совершенно бесплатно их опубликовали.
Чем австралийцы хуже гастарбайтеров?
- Я вот нашу визовую политику не понимаю: взять, например, приезжих из бывших республик СССР, которые на улицах Москвы стреляют из автомобилей по медлительным, по их мнению, пешеходам и разливают у нас суррогатную водку, - мы их пускаем к себе без всяких виз. А австралийцы и «прочие шведы», которые отличаются высокой культурой и безопасностью, почему-то должны к нам ехать по визам? Аль они хуже?
- Мы предлагали и предлагаем Австралии взаимное упрощение визового режима, вплоть до его отмены, но они пока не идут на это.
- Так давайте отменим в одностороннем порядке хотя бы временно. Это даст нам приток туристов и бизнесменов из приличных стран. Мы тем самым поставим их в неловкое положение, и, может быть, часть этих стран нам тоже отменит визы?
- Нет, так не делается. Мы готовы двигаться в этом направлении только в ногу с партнерами. Надо и себя уважать. Россияне - люди не низшего сорта: им, видите ли, позволено, а нам нельзя. Будем считать их культурными, безопасными, а они нас - дикарями опасными?
Более того, мы находимся сейчас у австралийцев в списке самых нежелательных для визовых упрощений стран. Среди европейцев мы в самой дискриминационной - четвертой группе, где только Румыния и Россия.
- Ну, с Румынией ясно, бывал я в этой Румынии. А нам-то за что нелюбовь такая? Взять меня, например, типичного - не обидел тут ни одного опоссума, хотя лезут, нахальные, прямо на руки, не стрелял из рогатки по кукабарре...
- Австралийцы не объясняют, за что к нам такая жесткость. Могу лишь предположить, что это, так сказать, эхо «холодной войны», когда в каждом русском подозревали шпиона. Даже недавно газеты писали, что над российским посольством разведывательное устройство. А это бездействующая спутниковая телеантенна семидесятых годов. Я предложил им самим (правда, за их счет) срезать эту бандуру ненужную, оставшуюся еще от советских времен. Не хотят, то ли писать будет не о чем, то ли денег жалко.
- Известно, что много жульничества на почве вербовки нашей рабочей силы в Австралию. Какие-то фирмы в России обещают людям здесь денежную работу, как-то там оформляют визы, берут огромные деньги. Наши сюда летят, но, оказывается, тут их никто не ждал. Как это получается?
- Я не знаю, как работает этот жульнический механизм, видимо, это дело соответствующих ведомств. Австралия действительно нуждается в квалифицированных рабочих и инженерах. В прошлом году, например, требовалось 100 газосварщиков с зарплатой 2000 долларов в неделю. Даже парикмахеры были нужны. Тем и пользуются нечистые на руку «предприниматели». Читателям «Комсомолки» я дал бы простой совет: если вас вербует какая-то фирма для работы в Австралии, обратитесь в австралийское посольство в Москве или в ближайшее консульство: «Вот мне предлагают то-то и то-то, насколько это реально?» Вам все разъяснят - на мошенников вы попали или имеете дело с нравственными людьми. Тот же совет для вербуемых на работу в любую другую страну.
- Спасибо на добром слове!
Николай Варсегов ждет ваших откликов на нашем сайте.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На эту и прочие темы наш спецкор беседовал с чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Австралии Александром Блохиным |
|