Другие приоритеты
Другие приоритеты
Дмитрию Медведеву еще предстоит отделять "мух от котлет" Чем грозит Беларуси решение в России проблемы воспроизводства правящей элиты по-путински? Что изменится в белорусско-российских отношениях? Павлюк БЫКОВСКИЙ Эти вопросы волнуют сегодня в Беларуси многих. Не случайно Александр Лукашенко на недавней встрече с Владимиром Путиным назвал Россию "локомотивом" интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Впрочем, также не случайно, что новоизбранный российский президент Дмитрий Медведев совершил первый зарубежный визит в Казахстан, а возвратившийся к должности премьер-министра экс-президент — в Беларусь. Во всем этом эксперты видят тайные знаки, которые указывают на дальнейшее развитие белорусско-российских отношений. А вдруг Россия не на словах, а на деле не захочет продолжать "интересную игру в поезд" и действительно перейдет к рыночным отношениям с бывшими советскими республиками? Но возникает также вопрос: чьи знаки ловить? Где сейчас в России настоящий центр власти? Раньше все было просто: кто кого сможет "сбросить" с Кремлевской стены, тот и хозяин положения. Но теперь появились подозрения, что с переходом из Кремля в "Белый дом" В. Путин ликвидировал доминанту этой самой Кремлевской стены: дескать, часть или даже вся верховная власть вместе с ним перетекли от президента к правительству. Возможно, именно такой план был у В. Путина, хотя на таком уровне политики следует ожидать бесконечную вереницу планов, укладывающихся друг в друга, но, в отличие от матрешек, каждый последующий не меньше предшествующего — он ему является альтернативой. Когда президентская гонка в России только стартовала, мы писали, что В. Путин намерен решить проблему преемственности власти максимально безопасно для себя, так сказать, "уйти, чтобы остаться" (см. "БР" № 46/2007). Один из вариантов сохранения экс-президента главным действующим лицом на российской политической сцене тогда обрисовал журнал The Economist со ссылкой на путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова: "Путин не будет президентом после марта следующего года. Но каждого его слова по-прежнему будут ждать, а газеты будут требовать каждого его письменного заявления. Бессильный президент, которого выберет Путин и который будет избран большинством, скажем, в 51%, окажется неспособен конкурировать с путинской "легитимностью". Впрочем, ближе к дню голосования В. Путин обезопасил себя дополнительно к озвученному варианту, возглавив правящую партию "Единая Россия" и получив из рук нового президента пост премьер-министра. Но так ли бессилен и не способен конкурировать Д. Медведев? Пока мало фактов для выводов в этой области, но в российском информационном пространстве присутствие обоих политиков стало вполне сопоставимым. По данным медиамониторинга с 12 по 20 мая, президент опережал премьер-министра по количеству появлений в телеэфире, однако В. Путину отводилось больше эфирного времени. Как сообщила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" генеральный директор компании "Медиалогия" Нина Григорьева, за это время было зафиксировано 336 сообщений о Д. Медведеве, в то время как В. Путина упомянули 297 раз. Много внимания было уделено кадровым перестановкам, вызванным переходом шапки Мономаха новому президенту. Оценивая кадровые решения Д. Медведева, многие наблюдатели сомневались в самостоятельности его выбора. Большинство сотрудников Администрации президента работали еще у предшественника нового главы государства, лишь руководителем был назначен бывший вице-премьер Сергей Нарышкин. Старая гвардия представлена начиная от первого заместителя главы Администрации Владислава Суркова, который будет продолжать отвечать за внутреннюю политику, до помощников президента: Александр Абрамов, (работа с регионами), Сергей Приходько (внешняя политика), Джахан Поллыева (образование и наука) и Аркадий Дворкович (ранее возглавлял экспертное управление Администрации). Впрочем, все больше экспертов приходит к выводу, что команда Путина "медведевеет". В Администрации президента остались и многие другие сотрудники рангом ниже, впрочем, ряд "самых близких" В. Путин увел за собой в "Белый дом". Комментируя ситуацию с кадрами в интервью Reuters, замдиректора Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский отметил: "Помощники Путина в новой Администрации должны обеспечить ее бесперебойное функционирование. В будущем мы, может быть, увидим новых людей команды Медведева, которым сейчас надо набираться опыта и расти. Пока же есть переплетение людей, близких Путину, Медведеву и так называемых "тандемных людей", которые имели опыт работы и с тем и с другим". В свою очередь директор отдела России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар в интервью Der Tagesspiegel нарисовал картину постепенного перетекания власти к Д. Медведеву: "Путин попытался выстроить для себя очень сильный аппарат, в который входят влиятельные политики, прежде всего выходцы из ФСБ. Он практически не оставил Медведеву возможности создать свой собственный аппарат. Это свидетельствует о том, что Путин на самом деле ревностно следит за тем, чтобы с точки зрения политики власти иметь значительное преимущество перед Медведевым. Одновременно с этим ему как человеку, создавшему эту систему, известно о том, что власть находится в руках президента и отнять ее у нового президента можно только путем радикального изменения Конституции. Со временем Медведев нагонит Путина, а когда-нибудь даже и перегонит". Но В. Путин ли создал эту систему, как видится политологу из Берлина? Его московский коллега Станислав Белковский еще в 2005 г. писал, что "Власть В. Путина вообще не представляет собой автономного, отдельного политико-исторического явления. Это последняя, завершающая стадия развития режима Бориса Ельцина. У В. Путина как всероссийского правителя есть главная и единственная цель, жизненное задание — обеспечить незыблемость итогов большой приватизации 1993-2000 гг. на коротком историческом отрезке времени, достаточном для того, чтобы выгодоприобретатели приватизации смогли продать свои основные активы за реальную рыночную стоимость и легализовать полученные средства на безопасном и уютном Западе". Возможно, оценка С. Белковского была некоторым публицистическим преувеличением, но многие кадры перешли к В. Путину от Б. Ельцина и пережили правление обоих президентов, не меняя вида из своего кабинета. Это во многом подтверждает экранизированную Голливудом поговорку о том, что порой хвост виляет собакой. В этом плане тот факт, что за Беларусь в Администрации российского президента с ельцинских времен и до сих пор отвечает С. Приходько, а главным "хозяйствующим субъектом", с которым Беларуси приходится строить отношения в России, был и остается "Газпром", позволяет делать вывод, что от смены российских президентов основные векторы белорусско-российских отношений не изменятся. Но это только часть правды. Постфактум и "нулевой вариант", с помощью которого 27 февраля 1996 г. А. Лукашенко и Б. Ельцин урегулировали взаимные финансовые претензии двух стран, можно назвать проявлением прагматизма, ведь тогда Россия не просто списала белорусские долги, но и "оплатила" на годы вперед аренду за нахождение военных объектов на территории Беларуси. Тогда происходящее укладывалось в клише "газ в обмен на поцелуи", однако на самом деле "Газпром" не только извлек тактическую выгоду из факта отсутствия долгов и возможности построения отношений с чистого листа, но и постепенно создал стратегический механизм стабильных денежных расчетов с Беларусью. Между тем 27 февраля 1996 г. почти никто и подумать не мог, что к россиянам будет переходить контроль за "Белтрансгазом" и прочим белорусским "фамильным серебром". В то время рассуждали об угрозе потери политического суверенитета: дескать, у А. Лукашенко были амбиции завладеть шапкой Мономаха и он готов пойти на вхождение Беларуси в состав России. Позднее белорусский президент стал явным сторонником независимости, и уже разговоры о потере политического суверенитета в среде номенклатуры стали выглядеть как проявление нелояльности... Таким образом, "мухи и котлеты", с которыми в 2002 г. В. Путин подошел к белорусско-российскому интеграционному проекту, вполне могут диалектически вытекать из ельцинского "нулевого варианта". Вполне возможно, что реальное построение Союзного государства изначально не ставилось в качестве стратегической цели. И то, что В. Путин прочитал этому живому мертвецу смертный приговор, было не чем иным, как решением очередной задачи "Газпрома", так как пришло время новой схемы — "газ в обмен на трубу". А что дальше? Действительно ли у России или "Газпрома" есть "белорусский" план? Некоторые эксперты оспаривают наличие у российской элиты плана, как обустроить саму Россию. Левый российский экономист Михаил Делягин накануне президентских выборов в России предрекал, что преемнику В. Путина придется пережить разочарование сродни тому, что в свое время довелось испытать президенту СССР Михаилу Горбачеву. "Неумолимо приближается 2010 г., когда глобальные инвестиции, хлынувшие с 2002 г. в нефтяную промышленность и в разработку альтернативных источников энергии, принесут результат и снизят цены на нефть. Очевидность этого вынудит участников рынка играть "на опережение" — и в результате этой игры нефть может подешеветь и раньше, уже в 2009 г., когда к власти в США с высокой вероятностью придут не заинтересованные в дорогой нефти демократы", — писал М. Делягин. Кстати, ряд западных экономистов строят аналогичные прогнозы. А ведь Россия, как в свое время и СССР, привыкла к получению доходов именно от продажи энергоносителей... Если правы М. Делягин и С. Белковский, то после путинского периода "равноудаления от олигархов" начнется время их исхода из России. Это значит, что у Кремля вновь не будет ни времени, ни желания для больших интеграционных проектов, но для российских хозяйствующих субъектов особо актуальным станет приобретение собственности за границей. Неудивительно, что именно на этот период придутся приобретение "Газпромом" 50% акций "Белтрансгаза" и реализация прочих проектов по покупке белорусского "фамильного серебра". Беларусь тут не является исключением, так же российский капитал ведет себя и в других странах региона. Если эта версия верна, то сохранение на ключевых позициях знакомых фигур и "хозяйствующих субъектов" не является залогом консервации знакомой политики. Политика уже давно изменилась. Поэтому Д. Медведеву еще предстоит отделять своих "мух от котлет", требовать невозможного и получать необходимое. В белорусско-российских отношениях просто будут другие приоритеты. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чем грозит Беларуси решение в России проблемы воспроизводства правящей элиты по-путински? Что изменится в белорусско-российских отношениях? |
|