"Правительству поручено выстроить систему так, чтобы решения о закупках принимались на уровне предприятий, министерств и облисполкомов", - сказал С.Ткачев. "Одновременно президент потребовал ввести персональную ответственность за принятые решения, поднять ее на два порядка", - добавил он. По словам помощника президента, ответственность должны также нести и контролирующие органы "за их объективность, включая их ответственность за факты коррупции". Кроме того, президент, по информации С.Ткачева, потребовал "введения ответственности за проведение закупок через посредников".
С.Ткачев подверг критике ранее подготовленный правительством проект решения президента по изменению сложившейся системы государственных закупок. "На мой взгляд, они носят косметический характер. Системные же проблемы остаются", - утверждает помощник президента. По его словам, "система госзакупок по-прежнему остается забюрократизированной, тяжелой, затратной и в то же время недостаточно прозрачной".
По мнению С.Ткачева, усложняет процесс госзакупки и необходимость согласования с правительственной комиссией по повышению конкурентоспособности экономики. "За 2007 год заданий на закупку было более 4,3 тыс. В году у нас 365 дней. Мыслимо ли провести качественный анализ по всем заданиям?" - задается вопросом С.Ткачев. По его мнению, "понять принимавшему участие члену комиссии, у которого своих дел невпроворот, что обсуждается, и, главное, для чего - трудно".
Результатом такого рассмотрения, по мнению помощника президента, становится не всегда верное решение. "Мне приходилось бывать на заседаниях комиссии. Рассматривали как раз задания на закупку. Помню, тогда обсуждали вопрос приобретения подшипников. Зная, в каком положении наш подшипниковый завод, заранее попросил консультацию специалистов. Оказывается, такие изделия мы выпускали. А что комиссия? Разрешила их импорт...", - рассказал С.Ткачев.
По мнению помощника президента, лучше всех знает, что ему нужно, сколько и какого качества, сам заказчик. В то же время рассмотрение вопроса о закупках фактически перекладывает ответственность за принятое решение на комиссию. При этом, по его информации, нередки случаи, когда заказчик формирует необходимый пакет документов, чтобы выиграл тот, кто ему нужен.
"Но от ответственности всех спасает коллективная безответственность. Ведь окончательное решение принимает комиссия. Какой тут спрос с заказчика", - полагает С.Ткачев. "Мы же должны исходить из доверия к тому, кто непосредственно проводит закупки, создавать такие условия, чтобы можно было всегда установить персональную ответственность", - считает он.
По мнению, С.Ткачева практика создания большого количества комиссий по разным вопросам получила слишком большое распространение в Беларуси. "Честно говоря, увлеченность созданием всякого рода комиссий по поводу и без стало уже повальным", - сказал он. Также помощник президента порекомендовал "нашим чиновникам" "перечитать то, что изучали в студенческие годы: "Как нам реорганизовать Рабкрин", "Лучше меньше, да лучше".
С.Ткачев считает, что контрольные службы должны заняться "работой госаппаратов, контролем и проверкой исполнения". При этом он предложил вернуться к ленинскому тезису: "нам нужна проверка пригодности людей, проверка фактического исполнения.
Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела - в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики".
Как сообщало ранее агентство "Интерфакс-Запад", президент провел совещание по вопросам совершенствования порядка госзакупок 13 июня. По мнению президента, усовершенствовать действующую с 2006 года систему госзакупок необходимо с точки зрения прозрачности, конкурентоспособности, рационального и эффективного использования бюджетных средств.
Проект доработанного решения об усовершенствовании системы госзакупок правительство рассмотрело 8 июля. Как сообщалось в ходе рассмотрения, правительство намерено выполнить поручение президента и максимально дебюрократизировать процесс государственных закупок. В частности, планируется уменьшить продолжительность проведения конкурсов по закупкам до 2-3 месяцев с нынешних 8. Кроме того, предлагается отказаться от обязательного согласования закупок с профильными госорганами, сократить сроки регистрации заявок на проведение конкурса и создать равные рыночные условия для всех участников. В частности, отменить 15-процентную преференциальную поправку к цене товара российского или белорусского производства. При этом незыблемым остается требование конкурсного выбора поставщиков.
В проекте указа также предусматривается расширение санкций за нарушение порядка государственных закупок для заказчиков, комиссий по закупкам и должностных лиц. Дополнительно вводятся санкции за сокращение сроков подготовки и подачи конкурсных заявок, необоснованное изменение заказчиком условий договора и так далее. Проект отправлен на доработку.