Готовимся проесть последний резерв?
Готовимся проесть последний резерв?
Глобальные проблемы начали докатываться даже до обывателей, живущих по принципу "была б погода в доме". Леонид ЗЛОТНИКОВ Они уже почувствовали, что от повышения цен на продовольствие и от холода в неотапливаемых цехах зонтик им не поможет... Как некоторые глобальные процессы влияют на Беларусь, почему правительство использует последний резерв — продажу госпредприятий? Главная глобальная проблема — демографическая. В раннем средневековье население мира составляло 0,5 млрд. человек. За 1.000 лет оно удвоилось и составило в 1825 году 1 млрд. Следующее удвоение произошло за 100 лет — (1925 г. — 2 млрд.), затем за 50 лет (1975 г. — 4 млрд.). К 2025 году на Земле будет жить около 8 млрд. человек. Сейчас наступил исторический переход — темпы роста численности населения замедлились, поскольку Земля просто не может выдержать ускоряющееся удвоение численности ее населения. Рост населения порождает другие глобальные проблемы: экологические, включая потепление климата; дефицит природных ресурсов (отсюда рост цен на природные ресурсы, в том числе на энергоресурсы и продовольствие); миграция и трения между цивилизациями (рост неустойчивости в мире и проблемы внешней безопасности) и т. д. Но население растет в странах Юга. В странах Севера оно, наоборот, сокращается. В соседних с Беларусью странах, особенно в России, в ближайшие десятилетия потребность в трудовых ресурсах будет возрастать. Вместе с ростом населения Юг превращается в источник растущей напряженности в мире. Именно за счет Юга население на Земле прирастает со скоростью 70-80 млн. человек в год (каждые 8-9 дней численность населения на земном шаре прирастает на население Минска). Обострение экологических проблем также вызывается странами Юга. В основном за счет него сельскохозяйственные угодья земли каждые три года сокращаются на величину, равную территории Беларуси. Демографические проблемы могут быть решены только за счет сокращения рождаемости в странах Юга. Но этот процесс требует изменения ценностных ориентаций населения ("демографический переход") и может занять 50-80 лет. Поэтому глобальные проблемы долговечны и можно ожидать их обострения в ближайшие десятилетия. Перегруппировка стран мира. Еще одной важной тенденцией в развитии мира стал новый виток в разделении труда, порожденный технологическими изменениями последних десятилетий и ставший экономическим базисом глобализации. Процесс эффективного производства отдельных товаров и услуг вышел далеко за пределы отдельных стран, породил симбиоз большого количества малых предприятий с крупными сборочными заводами, рост доли комплектующих в общем объеме мировой торговли. Указанная тенденция усиливает конкуренцию между странами за использование ресурсов мира и в то же время изменяет сами формы этой конкуренции. Конкуренция между странами в международной торговле все больше замещается конкуренцией между ТНК. А страны начинают конкурировать за привлечение ТНК на свою территорию, за их прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и новейшие технологии, которые приходят вместе с ТНК (80% ПИИ в мире — это инвестиции ТНК), за большую долю добавленной стоимости, оставленной ТНК на их территории. Важными факторами успешной конкуренции между ТНК стали использование новейших технологий ("инновационное развитие") и вынос производства товаров и услуг в страны с более дешевым трудом. В результате наметилась тенденция выравнивания зарплат в развивающихся и развитых странах, включенных в процесс глобализации (известная в экономической теории как "закон Самуэльсона"). С одной стороны, повышается зарплата в странах, где ТНК размещают производство. С другой стороны, рабочие развитых стран вынуждены соглашаться работать больше часов при прежней зарплате либо вообще на понижение зарплат под угрозой выноса их предприятий в развивающиеся страны. Те страны третьего мира, которые вписались в процессы транснационализации производства, то есть сделали свою экономику открытой и либеральной, стали лидерами. Классический пример — Китай. Второй пример — Бразилия. Сначала она защищала экономику от импорта. Проигрыш Бразилией конкуренции в производстве компьютеров стал классическим примером неспособности организовать эффективное производство в стране, проводящей политику импортозамещения. Страны, вписавшиеся в процессы транснационализации (добавим сюда еще Индию, ЮАР, Мексику), сокращают разрыв по уровню ВВП на душу от развитых стран мира. Рост ВВП в этих странах сопровождается ростом потребления ресурсов мира, включая продовольствие. Если, к примеру, китайцы начнут потреблять на душу столько рыбы, сколько потребляют японцы, то они съедят весь ее улов на земном шаре. Раньше популисты утверждали, что в развивающихся странах уровень жизни никогда не достигнет уровня стран "золотого миллиарда", потому что они потребляют большую часть ресурсов мира. Теперь ситуация меняется. Не только страны третьего мира, включая Беларусь, но и "золотой миллиард" вынужден конкурировать за ресурсы со странами — лидерами третьего мира. И эта конкуренция становится более острой. Опора уходит из-под ног. До сих пор Россия служила для Беларуси щитом от жесткой конкуренции на мировом рынке. Неконкурентоспособная на мировом рынке продукция белорусской обрабатывающей промышленности находила сбыт в России. Точно так же неконкурентоспособные российские товары находили сбыт в странах СНГ. "Экспорт в страны СНГ позволяет выходить на внешние рынки российским производителям, которые уступают в конкурентной борьбе ведущим европейским, американским или восточноазиатским ТНК на их местных рынках", — утверждает российский ученый А. Кузнецов ("Интернационализация российской экономики", М., 2008, с. 251). Попытки России опереться в своих имперских планах на ресурсы СНГ результатов не дали. Прежде всего потому, что и Россия, и другие страны СНГ безнадежно отстали по большинству новых технологий от западных ТНК. (Вспомним, например, многолетние и неудачные усилия по созданию "союзного" телевизора или, тем более, дизеля.) Пока внутри СНГ торговали неконкурентоспособной продукцией, Россия технологически отставала от Запада. Такая точка зрения стала преобладающей в научных кругах России. Вот что говорится, например, в научном докладе А. Спартака, директора ВНИКИ, представленном ученому совету ИМЭМО РАН: "Наша страна, формально богатая за счет мощного притока нефтедолларов, на деле становится все менее конкурентоспособной на международной арене". Необходимо, утверждается в докладе, "повышение конкурентоспособности российских компаний путем их включения в международные производственно-сбытовые цепочки, расширение на этой основе возможностей для получения технологий и дефицитных бизнес-компетенций" ("Мировая экономика и международные отношения", № 5, 2008). В политическом руководстве России также осознали, что без экономического сотрудничества с Западом, без интернационализации российской экономики невозможно восстановить величие России. Но в процессы глобализации можно включить лишь либеральную экономику. И новый президент усилил курс на формирование либеральной экономической модели. Эта модель будет радикально отличаться от белорусской. К примеру, сейчас и в России, и в Беларуси количество малых предприятий на тысячу человек раз в десять меньше, чем в развитых странах. Новый президент России понимает, что современная эффективная экономика характеризуется и современными специализацией и кооперацией производства, что неизбежно порождает большое число малых предприятий. Отсюда и установка на десятикратный рост доли МП в российской экономике, "сигнал" на создание условий для развития малого бизнеса. В Беларуси пока установка другая. В Беларуси все еще надеются, что состоится экономическая интеграция внутри СНГ, интеграция без "сырьевого империализма", без "смешения интересов "Газпрома" с интересами России" (то есть газ будет по-прежнему дешев), что братские отношения станут выше торгашеских (Россия по-прежнему будет дотировать экономику Беларуси из своих сырьевых доходов). Но, напомним, что запланированный рост тарифов на газ в самой России в 2008 г. — 25%, в 2009-м — 25%, 2010-м — 30%, 2011 г. — 40%. Национальная безопасность России в гораздо большей степени определяется экономической мощью, нежели братскими отношениями. Так что все, что могут ожидать белорусы, — мировые цены на российские энергоносители, но без экспортных пошлин, и взамен — экспансию российских товаров на белорусский рынок. Но еще большую угрозу для белорусской экономики, чем потеря конкурентоспособности на внутреннем рынке, представляет миграция трудовых ресурсов в Россию, прежде всего "утечка мозгов". В 2007 году население России уменьшилось на 750 тыс. человек. Процесс провала России в демографическую яму будет продолжаться и в будущем десятилетии. Если учесть, что в России более благоприятные условия для увеличения зарплат, чем в Беларуси, то можно ожидать в будущем, что отток рабочей силы в Россию увеличится. Кроме того, в России начата радикальная реформа системы высшего образования и науки (роспуск ВАКа, отмена доплат за степени и т. д.) по образцу развитых стран мира. Российский диплом будет признан в других странах, а студентов будут готовить так, чтобы они могли "продать себя" в любой стране мира (естественно, не будет принудительного распределения). И, что принципиально для белорусов, — российские университеты рассчитывают на привлечение студентов из стран СНГ. Очевидно, что наиболее талантливая молодежь, способная учиться хорошо (и получать гранты и стипендии на образование в России), предпочтет не терять годы на обязательное распределение в Беларуси (а кое-кому грозит и пожизненное распределение), учиться и работать в России. В складывающейся ситуации Беларусь оказывается в худшем положении, чем другие страны. Во-первых, природных ресурсов недостаточно, чтобы можно было жить, как в Арабских Эмиратах или даже в России. Во-вторых, в последние 1-2 года закончился период восстановительного развития, когда были резервы трудовых ресурсов и свободные мощности предприятий, продукция которых еще пользовалась спросом. Простые методы управления хозяйством (установим прогнозные показатели, стеганем кнутом — и бежать!) уже не соответствуют более сложным условиям развития. Командная белорусская модель свой резерв полностью исчерпала, а другими методами управления правительство не владеет. Противоречия в командах сверху и хаос в управлении будут нарастать. Пример хаотического управления — разбрасывание по миру своих строителей и в то же время — импорт строителей из других стран. В-третьих, пришло время возвращать долги промышленности и ряду других отраслей народного хозяйства. В прошлые годы основные фонды проедались (до 1,4 млрд. USD в год, в ценах конца 90-х) во имя роста заработной платы и реализации престижных проектов, модернизация и обновление технологий откладывались на потом. Государство щедро инвестировало лишь АПК, а он, как всегда, не в состоянии вернуть свои долги. Рассмотрим для примера электроэнергетику, в которой в прошлые годы в основном поддерживалась эксплуатация действующего оборудования без его обновления на новом качественном уровне. На начало 2006 г. средний срок службы генерирующих мощностей составил 30 лет (нормативный срок — 27 лет). На пределе физического износа оказалось более 30% электрических и тепловых сетей. Кроме того, удельный расход топлива на 1 кВт.ч или гигакалорию значительно превышает аналогичные показатели в развитых странах. Очевидно, что необходима безотлагательная модернизация как по соображениям надежности работы отрасли, так и из-за необходимости повысить конкуренто- способность белорусских товаров. Первоначально планировалось вложить в отрасль 7 млрд. USD в 2006-2010 гг., при этом около 3 млрд. предполагалось привлечь из частного сектора. Однако иностранные инвестиции в отрасль составляют лишь десятки миллионов, да и то в форме кредитов (в условиях Беларуси не мог появиться свой Чубайс, который сделал бы отрасль привлекательной для иностранных инвестиций). Поэтому в текущей пятилетке инвестиции в отрасль намного ниже предполагавшегося уровня. Это означает, что повысить эффективность использования энергоносителей до желаемого уровня не удастся. В-четвертых, начиная с 2007 г. постепенно снижается дотационная поддержка России. Ожидается, что в 2009 году она уменьшится еще на 1,7-1,8 млрд. USD (в основном за счет увеличения цен на газ до свыше 200 USD), что составляет около 3,5% ВВП страны. До сих пор снижение дотационной поддержки России перекрывалось быстрым ростом внешних заимствований и прямыми инвестициями (включая выручку от продажи пакетов акций "Белтрансгаза" и телекоммуникационных компаний). Однако внешние долги предприятий и коммерческих банков являются в основном краткосрочными займами, которые приходится возвращать в течение года. Поэтому быстро растет отток за рубеж процентов за займы и дивидендов на прямые инвестиции. В 2008 г. этот отток составит около 1,3 млрд. USD, что примерно равно сумме выручки от продажи госакций в "Велком", "БеСТ". Это, кстати, в 2 раза больше, чем в 2007 г. и в десять раз больше, чем в 2004 г. Дальнейшая поддержка экономического роста за счет внешних заимствований чревата втягиванием в финансовую пирамиду. В-пятых, около половины предприятий имеют кредиторскую задолженность, просроченную сверх 3 месяцев (в том числе 72% промышленных предприятий и 82% предприятий сельского хозяйства на 1.05.2008 г.). Можно полагать, не менее половины из них — фактические банкроты. Они в различных формах субсидируются государством. Но сейчас нет ресурсов на то, чтобы поддерживать неэффективные предприятия и в то же время модернизировать предприятия пока еще конкурентоспособные. Пришло время сбрасывать балласт. На 2009 г. предусматривается снижение субсидий на поддержку неэффективных предприятий (лишь уплата части процентов за кредит). В этой ситуации пример мотовелозавода, который Минпром, а затем Мингорисполком несколько лет без- успешно пытались "поставить на ноги" и в конце концов продали иностранному инвестору, кажется очень привлекательным. В-шестых, ставка на привлечение прямых иностранных инвестиций и инновационное развитие пока не дала результатов. ПИИ составляют в общем объеме инвестиций в основные фонды всего лишь около 1%, а инновации в подавляющем большинстве случаев сводятся к импорту оборудования и освоению выпуска уже производимых за рубежом товаров. Попытки государства остановить утрату относительно высокотехнологичных отраслей без привлечения иностранных инвестиций ни к чему не приводят. Например, много лет государство оздоравливало ПО "Горизонт", а закончилось дело сборкой бытовой техники китайского производства (это значит, что у белорусских рабочих здесь не будет высоких доходов. Они попадут под пресс выравнивания зарплат: зачем китайцам платить белорусам за сборку из их комплектующих больше, чем за это получают рабочие в Китае плюс транспорт к району сбыта?). *** Беларусь — малая страна, благосостояние которой существенно зависит от эффективности внешней торговли, то есть от конкурентоспособности товаров обрабатывающей промышленности и услуг на внешних рынках. Устойчивое отрицательное сальдо внешней торговли свидетельствует о низкой конкурентоспособности белорусской экономики. Лишь переход к новому порядку взимания НДС в торговле с Россией в 2005 году скачкообразно улучшил это сальдо. Но этот резерв был быстро исчерпан. Беларусь выпала из глобальных тенденций мировой экономики (отдельные исключения лишь подтверждают правило), которые делают экономику страны конкурентоспособной. Укрепились либералы в России. Все это ведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности белорусской экономики, снижению внешней поддержки. И если не привлечь иностранные инвестиции и технологии, на этот раз посредством продажи госпредприятий, то экономический рост прекратится (если он еще есть. Не следует смешивать рост объемов производства с экономическим ростом!), а доходы населения снизятся. (Номинально они будут расти, но темпы инфляции будут еще выше) Такое развитие событий весьма нежелательно для правительства, а потому спешно готовятся к продаже госпредприятия. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Глобальные проблемы начали докатываться даже до обывателей, живущих по принципу "была б погода в доме".
|
|