Новый сезон большой классики
Закончилось лето, и Белгосфилармония вместе с Белорусским государственным академическим симфоническим оркестром открывают концертный сезон 2008-09гг. На официальном сайте Государственного симфонического оркестра, снабженном обещанием премьер и "проверенных временем классических произведений", появился концертный план нового сезона. Здание филармонии оделось в новые яркие афиши, сменив строгую августовскую униформу абонементов N1, N2, N3 и N4 - по абонементу на каждую колонну.
Прокомментировать просыпающуюся музыкальную жизнь Беларуси корреспондент "БелГазеты" попросил одного из самых обстоятельных музыкальных критиков России Артема РОНДАРЁВА. Внимательно изучив афишу нашей филармонии на сентябрь и концертный план нашего симфонического оркестра на сезон, Артем Рондарёв утверждает: "Предсказуемо, но нормально". - Я не буду дежурно рассуждать о степени предсказуемости обоих планов. Такого рода расписания всегда довольно предсказуемы, и это нормально: госинституции, коими являются госоркестры и филармонии, обязаны быть в той или иной степени консервативными - они не частные клубы, чтобы беспрестанно удивлять. Традиционное в рамках расписания госоркестра изобилие Чайковского (19 октября 2008 г., 25 января 2008 г., 26 июня 2009 г. - Белгосфилармония)- излюбленный повод острить, хотя повода для острот тут решительно никакого нет. Во всем мире Чайковский - второй по исполняемости после Бетховена композитор, и было бы странно, если бы он не занимал подобающего места на славянских культурных пространствах. БУМ НА КОВЕНА И СКРЯБИН ПОСЛЕ БУМА - Сентябрьское расписание Белоруской филармонии интересно как минимум двумя позициями. Во-первых, это концерт француза Тибо Ковена (9 сентября, Белгосфилармония): несмотря на то, что молодого гитариста сейчас активно рекламируют в несколько агрессивном ключе, более привычном в случаях с ориентированными на поп-рынок артистами (что, как правило, не идет на пользу артистам академическим), музыкант он действительно как минимум любопытный, и пропускать его не стоит. Во-вторых, это два вечера, на которых Юрий Блинов представит все скрябинские сонаты (10 и 23 сентября, Белгосфилармония): после давнего бума скрябинской музыки последнего исполняют досадно мало и, несмотря даже на относительно небольшой корпус его сочинений, как правило, два-три одни и те же произведения. ЕСТЬ БАЛАНС! - Концертный план сезона 2008-09гг. Государственного академического симфонического оркестра Беларуси - вполне умеренный и закономерный баланс между традиционным репертуаром и кое-какими номерами и отдельными концертными программами, предлагающими слушателю имена и произведения, слышимые довольно редко. В рамках последних хочется отметить программу, приуроченную к Международному дню музыки, в которой будут звучать Пуленк, Дебюсси и Дюка(1 октября, Белгосфилармония). Если Дебюсси с его "Послеполуденным отдыхом фавна" - номер, что называется, беспроигрышный, то Поль Дюка известен гораздо меньше. Что же до Пуленка, сильно недооцененного при жизни и до сих пор продолжающего получать какие-то обидные снисходительные щелчки даже в солидных академических изданиях, то его появление с весьма редко слышимой Stabat Mater - штука, которую пропускать решительно не стоит. НЕДУГ ТОМИТЕЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - Прочие программы, к сожалению, по большей части составлены по не всегда понятному алгоритму соединения иногда едва ли не полярных в той или иной степени фигур и произведений, чтобы рекомендовать что-либо однозначно. Оно, конечно, хорошо, когда солисты Национальной пекинской оперы под патронажем посольства Китая выносят на суд слушателей мировую премьеру несколько туманно названного действа "Оперно-симфоническое представление" (18 июня 2009 г., Белгосфилармония). Однако по какой логике впереди нее в тот же вечер оказался Шуберт с "Девятой симфонией", не совсем ясно. То же и с другим концертом, поддержанным другим посольством, на этот раз - Франции (14 мая 2009 г.).Вероятно, небезынтересно услышать, что вышло у композитора Сергея Кортеса из его романа с Чеховым, по итогам которого он написал оперу "Медведь", о премьере коей и идет речь, но вот что в том же концерте делает Барток, опять некоторая загадка. Вообще, увлечение премьерами, которые не совсем понятно чем дополнять, - порядочный бич нынешней концертной политики во всем мире, часто оставляющей слушателя полагаться на собственные вкус и разум. ВНИМАНИЕ: ФАГОТ! - Тем не менее грамотно составленные премьерные программы пропускать все же не стоит: в нынешнем плане таковая, по сути, одна - исполнение "Жизни героя" Рихарда Штрауса и "Лирической симфонии" фон Цемлински (24 октября 2008 г., Белгосфилармония, "Белорусская музыкальная осень"). Тот же Рихард Штраус, но уже с самым знаменитым опусом "Так говорил Заратустра", а также концерт для фагота Вебера и "Метаморфозы" Хиндемита - в программе с участием известного фаготиста Алексея Фролова (6 декабря 2008 г., Белгосфилармония), которая также весьма рекомендуется к посещению. Литературы, в которой фагот является солирующим инструментом, совсем немного, и уже хотя бы ради одного только удовольствия составить представление о том, как звучит этот традиционно периферийный инструмент на первом плане, да еще и в первоклассных опусах, и в очень хорошем исполнении, стоит прийти на концерт. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы выделить. Не по принципу "хуже-лучше" (это весьма сомнительный критерий в разговоре о музыке), а из чисто прикладных соображений дополнительного интереса, вызванного названными в каждом случае причинами. СПРАВКА "БелГазеты". Артем Рондарёв родился в 1968 г. в Москве. Учился в двух университетах, публиковался в журналах Playboy, Esquire, Play, Fuzz, "Эксперт", "Профиль", "Знамя", Stereo& Video и др. Считается одним из самых авторитетных музыкальных критиков России. Первоисточник: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Закончилось лето, и Белгосфилармония вместе с Белорусским государственным академическим симфоническим оркестром открывают концертный сезон 2008-09гг. На официальном сайте Государственного симфонического оркестра, снабженном обещанием премьер и "проверенных временем классических произведений", появился...
|
|