21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

СМЯТЕНЬЕ МУЗ

26.08.2009 10:35 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Смятенье муз
В Купаловском театре «жёстко поговорили»

Марина ГУЛЯЕВА, Татьяна КАРЮХИНА

http://www.belgazeta.by/20081006.40/320135001

На прошлой неделе сетевые СМИ облетела новость о скандале в Купаловском театре: «Поводом для конфликта стало намерение гендиректора театра Николая Кириченко взыскать с Олега Гарбуза неустойку за отмененный спектакль «Дзiўная мiсiс Сэвiдж», на который актер не явился». Директор Национального академического театра им. Янки Купалы настаивает, что «это был не конфликт», а «жесткий разговор», инициированный руководством театра, чтобы услышать от актеров то, что «наболело». Дискуссия ушла далеко от темы отмененного спектакля и переросла в обсуждение проблем репертуарной политики, которую проводит Купаловский театр. Она оказалась столь острой, что пришлось вмешаться государству, причем даже не на уровне Минкульта, а в лице помощника президента по идеологии Всеволода Янчевского.

Трех ведущих актеров театра - Александра Молчанова, Светлану Зеленковскую, кстати, отказавшуюся от аудиенции, и Анну Хитрик, - которые, «не видя перспектив работы», перешли на полставки, пригласили для разговора в администрацию президента. Судя по опубликованным в Интернете отзывам актеров о встрече, разговор получился предельно содержательным и тактичным: оказывается, государство может не только выслушивать жалобы мастеров культуры, но и вступать с ними в равноправный диалог, что для Беларуси в новинку. Попутно выяснилось, что еще до конфликта актриса Елена Иванникова написала письмо в администрацию о бедственном положении в театре - бедном репертуаре, уходе ведущих актеров и мизерных зарплатах. Об обстоятельствах театрального конфликта корреспонденты «БелГазеты» расспрашивали директора Национального академического театра им. Янки Купалы Николая КИРИЧЕНКО и актера Олега ГАРБУЗА.


Николай КИРИЧЕНКО: «ЕСЛИ ОН ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ТО ОН ПРИЗНАЕТСЯ»

- В телефонном разговоре на вопрос о причинах конфликта в театре вы настоятельно рекомендовали не применять слово «конфликт» - только «разговор»...

- Да, потому что это был разговор. Несколько запоздалый, и в этом мой личный конфликт, конфликт с самим собой... В театре возникла внештатная ситуация: отменили спектакль. Это катастрофа! И я совершенно точно понимаю свою вину в создавшемся положении…

- А в чем ваша вина?

- В том, что я не собрал труппу раньше. Что, как страус, долго прятал голову в песок. Как актер понимал, что что-то происходит, но не делал нужных телодвижений. Что мне не давало возможности реагировать? Может быть, уважение к людям, которые меня окружают…

Все, что было высказано на этом собрании (а разговор был откровенным: любой желающий мог взять слово и сказать все, что он думал), конечно, не было для меня приятным. Вернее, все это было очень неприятно. Но я благодарен своей труппе за то, что они не обсуждали проблемы в кулуарах, не шушукались в буфете, а высказали все в лицо дирекции. Актеры не боялись брать слово, говорили прямо, без оглядки, мол, вот сейчас расскажу, а завтра мне ролей не дадут…

- Разговор возник стихийно?

- Нет, не стихийно. Он возник на волне отмены спектакля. Ко мне подошел один актер и сказал: «Хотелось бы собраться всей труппой и поговорить о состоянии в театре». На что - тот актер подтвердит - я ответил: «Я тоже этого хочу! Я уже устал: я понимаю, что-то нужно делать...»

- А почему, если многие «уже устали», разговор не возник раньше?

- В театре возникла внештатная ситуация: отменили спектакль. И это взбудоражило всех. Я сам в тот день был вообще невменяемый: кричал на актеров, которые должны были прийти на подмену, так, что потом пришлось извиняться.

- Вы заявляете, что спектакль «сорвал Олег Гарбуз»...

- Сорвал, конечно! Хотя я его тоже понимаю: это трагический случай. За который, увы, нужно отвечать.

- Скорее клинический: актер вызвал «скорую помощь»...

- В таком случае мне хотелось бы соблюсти некоторую последовательность. Я сейчас нахожусь в очень сложном положении, потому что, с одной стороны, есть справка о том, что Олег вызвал «скорую» и что он был в больнице. Но поговорите с актерами. Кто-нибудь верит в это?

В Интернете пишут, что «актеры подняли бунт», когда узнали, что «в недрах директорского кабинета возникло желание получить с Гарбуза неустойку». А на самом деле они подходят ко мне и говорят: «И что, ему сойдет это с рук?» Или, например, один актер спросил: «Ну так сколько раз я могу не прийти на спектакль?»

Нет, никто не сомневается в том, что ему стало плохо и он действительно вызвал врачей. Но есть такая вещь: если с тобой что-то происходит, но ты еще в состоянии говорить, позвони, предупреди своих коллег. Ты должен дать им возможность что-то решить: найти замену актеру, заменить спектакль...

А тут человек должен был явиться в театр в крайнем случае в 18.30, ему звонят за полчаса до спектакля, а он не снимает трубку... Вы можете представить, что происходит с теми, кто уже здесь… Зал полон, зритель не понимает, что происходит...

Возможно, у него был гипертонический криз, я не хочу спорить с врачами, но он должен был предупредить…

- Вы говорите «возможно». Сомневаетесь?

- Если Олег честный человек (а я в этом не сомневаюсь), то он признается, как признался мне, что он просто забыл, что у него спектакль. Просмотрел... Это потом уже возникла и «скорая помощь», и больница. Потом! А не так, как пишут на форумах, что «актера прямо перед спектаклем забрала «скорая».

Вот у меня служебная записка Гарбуза. Он пишет: «Когда съемка закончилась, примерно в начале седьмого (вдумайтесь: в седьмом часу актер должен открывать дверь театра, а не выходить из ванной), я вышел из ванной и упал». Но ни один человек - спросите у актеров - не верит в эту версию. Да если человек падает, то те, кто рядом, звонят, потому что знают, что он спешит в театр, и говорят: «Тут несчастье с вашим актером».

И еще. Если человек в начале седьмого падает в обморок, то и «скорую» вызывают в начале седьмого. А бригаду вызвали в 19.32, уже после того как стало понятно, что спектакль отменен.

- Вы и в самом деле намерены взыскать неустойку с Гарбуза?

- Я не знаю сейчас. Если он наберется мужества и скажет так, как он признался мне, что «просмотрел в расписании», что причиной неявки было не последующее ухудшение здоровья, то я обязан взыскать с него ущерб.

А если нет, то юридически у меня нет оснований: он принес справку, что был в больнице. Но еще раз повторю: он был там уже после того, как был отменен спектакль.

- На следующий день после отмены спектакля актеры отмечали, что «это рано или поздно должно было произойти». Почему?

- А потому, что нездоровая атмосфера сложилась в театре. И я это признаю! Я как директор несу за это ответственность, а как актер могу со словами коллег не согласиться.

- Какие проблемы обсуждались на том собрании?

- Нам бросали упреки по поводу репертуарной политики, по поводу того, чем мы занимаемся: «Мало прокатывается премьерных спектаклей...» И это справедливый упрек! Никто не сможет опровергнуть, что я уже в течение года на планерках прошу пересмотреть афишу. Но почему-то все время решение откладывают, откладывают...

Есть такая вещь - «текучесть спектаклей»: появляется новый спектакль, а что-то уже отходит. Но у нас это своевременно не делалось. Все боялись, как бы никого не обидеть, не отобрать роль. И театр обложился уже 36 спектаклями. За 30 дней минус 4 выходных сыграть 36 спектаклей невозможно чисто технически. Поэтому некоторые спектакли играются через два месяца. Это ненормально! От этого и сложности с постановками, и проблемы в монтировочных цехах...

Давно нужно было сделать мужественный шаг: сесть худсовету во главе с художественным руководителем и постепенно списать несколько спектаклей.

- Вы знали, что актриса Елена Иванникова написала письмо в администрацию президента о бедственном положении в театре?

- Конечно! Нас пригласили в администрацию президента и зачитали это письмо. И я даже сказал: «Спасибо!» У нас ведь появилась возможность что-то прояснить.

- В письме упоминались фамилии актеров Александра Молчанова, Анны Хитрик и Светланы Зеленковской, которые захотели перейти на полставки. Что их не устраивало?

- Кроме того, что происходит в творческой жизни театра, там были еще бытовые причины. Один из этих актеров сказал, что он взял кредит и ему нужно зарабатывать деньги. И для этого нужно время. Кто-то перешел на полставки по семейным обстоятельствам: «У меня жизненные пертурбации, мне нужно подумать…»

- С чего стоит начать распутывать этот клубок проблем, возникших в театре?

- Если я сейчас скажу: «Завтра стены перекрасим, это переделаем, то перекроим...», я буду неискренен. Скажу откровенно: я сам до конца еще не знаю, что делать. Я понимаю, что нужно пересмотреть репертуар. Нужно идти на решительные вещи.

Не все сразу получится, это я тоже понимаю. У меня есть свое решение: оно возникло, поверьте мне, задолго до этого, примерно месяц тому назад. Но я пока не готов о нем говорить.

Однако я уверен: вся шумиха в блогах не идет нам в помощь. Нас только подталкивают к конфликту: ату его! ату их! Ведь если у вас дома, не дай бог, произошел разлад, но вы не стали бросать друг в друга тарелками, а сели и высказали друг другу претензии, то у вас сверхзадача - найти какой-то выход из положения, чтобы все-таки стабилизировать ситуацию. Но если сосед при этом подначивает: «Правильно! Так ему и надо, надо было по морде ему дать!», а соседка науськивает: «А видишь, что она сделала…», это не способствует решению проблемы. Они только разжигают конфликт, чтобы тот разгорелся с новой силой. Разве те, кто пишет, что «в Купаловском бунт», этим хотят помочь театру?

«Когда об этом узнали, в театре разразился скандал». О господи! Ну что за чушь! «Актеры кричали…» Ну кто кричал, а? Спросите их: «Ребята, кто из вас кричал?» А дирекция, по версии блоггеров, «находилась в абсолютной растерянности, не ожидая бунта в покорном коллективе». Ну совесть у них есть?

СПРАВКА «БелГазеты». Николай Кириченко родился в 1946г. в Молодечно. С 16 лет работал слесарем на МАЗе. В 1965г. поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт. В 1969-71гг. работал в Брестском театре им. Ленинского комсомола. С 1971г. - в Национальном академическом театре им. Янки Купалы. В 2005г. назначен на должность гендиректора театра. Заслуженный артист РБ, лауреат Госпремии РБ, обладатель премии им. Игнатия Буйницкого.

Беседовала Татьяна КАРЮХИНА


Олег ГАРБУЗ: «ТЕАТР ПРЕВРАТИЛСЯ В КАЗАРМУ»

- В интервью «Еврорадио» директор театра сказал, что вы «про…ли спектакль». Вы действительно это сделали?

- Стратегическая ошибка Николая Михайловича, которую он совершает постоянно, в том, что он выносит сор из избы. Я не понимаю: чей он друг? мой или медведя? Я готов сказать Николаю Михайловичу, что я не «про…л» спектакль. Мне действительно стало очень плохо во время работы, которую я выполнял накануне. Хорошо, что не умер. Но правда заключается еще и в том, что я упустил из виду, что вечером играю в спектакле. Вообще, это стало характерным, что актеры театра вспоминают о своих спектаклях буквально в последний момент.

- Вы просто забыли о спектакле?

- Не то чтобы забыл, я просто не увидел его на доске расписания, где у нас вывешиваются спектакли и перечни занятых в них актеров. А не увидел потому, что на этой же доске висело объявление о том, что у нас выезд с «Паўлiнкай» в Белорусский аграрный университет. Подчеркиваю, выезд в университет, который находится в Минске. У нас в последнее время стали практиковаться такие чудовищные выезды. Это просто маразм, такого не должно быть! Если люди учатся здесь, почему они не могут прийти и посмотреть спектакль в театре? А все потому, что спускается некий план, по которому нужно куда-нибудь вывозить спектакли. И они решили нас катать по Минску. Ну ладно Барановичи - там люди, может, действительно никогда не видели «Паўлiнку». Но в Минске! В актовом зале какого-нибудь вуза!

- Вы участвовали в таких спектаклях?

- Конечно, и это просто ужасно. За кулисами стоят несколько ширм, и ты там переодеваешься…

- Это можно считать издержками профессии. В конце концов, главное, что увидит зритель…

- Нет, это не издержки профессии. Так быть не должно! Именно поэтому, когда я увидел объявление об очередном выездном спектакле, у меня все вылетело из головы, и я не посмотрел на расписание. А потом просто замотался - была масса другой беспрерывной работы.

- А потом вам действительно стало плохо?

- Это правда, ко мне приезжала «скорая». Все совпало: и моя загруженность, и плохое самочувствие, и сложившаяся в последнее время атмосфера в театре.

- Вы впервые пропустили спектакль?

- Впервые.

- Сожалеете?

- На собрании мои коллеги сказали: то, что Гарбуз не пришел на спектакль, это не то чтобы хорошо, но, вообще-то, нужно было бы всем договориться и не прийти. В том-то все и дело, что на собрании говорили не о том, что я «про…л» спектакль, а о том, что в театре стало просто невозможно работать. Театр превратился в казарму.

- Можно привести пример?

- Скажем, в 23.00 мы должны покинуть театр. Раньше мы буквально ночевали в театре, а сейчас приходит вахтер и требует, чтобы мы ушли. Театр для актера должен быть домом, и если актер хочет работать по ночам, то в этом нет ничего крамольного. Мы капустники репетировали по ночам! Театр не режимное учреждение.

- Возможно, все делается с целью навести в театре некую дисциплину?

- Но если это доводится до такой степени, что… Приходит ко мне мой друг, актер Анатолий Кот, который сейчас работает у Армена Джигарханяна. А директор театра задает вопрос: «Что посторонние делают за кулисами?» Этого «постороннего» знают все в нашем мире, он пришел в театр, и я не понимаю, почему его нужно выгонять! И ведь такие примеры не единичны.

Говорилось на собрании и о том, что актеры не хотят работать в новых постановках, потому что элементарно скучно. Когда люди видят фамилию режиссера, они знают, с чем они столкнутся, и, как правило, не ошибаются. Будет скучный процесс и скучный результат, не будет совместного творчества. Спектакль будет просто сбиваться. Часто, увидев на доске расписания свою фамилию в готовящемся спектакле, люди говорят: «О, ё-моё! Опять эта кабала на три месяца!»

Так что о том, что я пропустил спектакль, на собрании говорилось первые три минуты.

- Возмущались только молодые актеры?

- Даже актеры старшего поколения говорили, что это невозможно. Спрашивали, почему на репетициях Николая Пинигина совершенно другая атмосфера? И почему на других спектаклях такого нет? Как сказали эти актеры, театр вообще должен извиниться перед Пинигиным.

- А что произошло?

- Режиссер ведет спектакль от начала и до конца, выпуская его в том виде, в котором считает нужным. Насколько мне известно, от последних репетиций «Пiнскай шляхты» Пинигина отстранили, а на втором спектакле он просто вышел из зала и уехал в Питер.

Еще на собрании один актер признался, что были ситуации, когда он в последний момент вспоминал, что у него сегодня спектакль. Я не знаю, как в других театрах, но в нашем сам театр перестал занимать главное место в жизни актера. Я работаю в Купаловском двенадцатый год. И в самом начале фактически жил здесь, все время что-то делал, делал… Но постепенно интерес к театру становился все меньше. Говорят, мол, мы бабки зашибаем на побочных заработках…

- Разве нет?

- Лично я не ставлю себе цель заработать деньги. То, что я ищу работу и нахожу ее, - да. Но вопрос денег является второстепенным. Так вот, когда нас упрекают в том, что мы зарабатываем где-то в других местах, что мы бросаем театр, это неправда. Не мы бросаем театр - театр бросил нас несколько лет назад. И не нужно обвинять актеров, которые ушли на полставки: если бы они не любили этот театр, они бы вообще ушли.

В прошлом году я сам хотел уйти на полставки, но не сделал этого по той же причине, что и другие актеры: я люблю театр им. Янки Купалы и верю, что когда-нибудь в нем произойдут перемены к лучшему.

- Почему вы хотели уйти на полставки?

- Появились требования: если едешь на съемки - напиши заявление на отпуск за свой счет или еще какую-нибудь бумажку. Раньше такого никогда не было: если у тебя есть «окно» - езжай куда хочешь! Никто никогда не требовал никаких отчетов и объяснений, главное - предупреди.

- В любой сфере подчиненные редко бывают довольны требованиями начальства…

- Одна из наших актрис, которая уже уволилась, была занята в известном проекте «Свободный театр», о спектаклях которого много писали и пишут. А зачем руководству лишние проблемы? Лучше перестраховаться, обезопасить себя: мол, мы ничего не знаем, актеры были в отпуске.

На собрании много говорилось и о репертуаре, о том, что некоторые спектакли нужно убирать: и зритель не ходит, и работать в них неинтересно. Дударев - хороший драматург, но эти бесконечные клоны… Вот уже четвертый - «Ядвига»… Если такие вещи все-таки делаются, то должна быть очень хорошая историческая проработка.

- Какова реакция руководства театра на высказанное актерами недовольство?

- Как потом говорили актеры, это был разговор слепого с глухим. Да, видимо, они осознали, что в театре есть проблемы, что труппа недовольна репертуаром. Но я не уверен, что они сделали вывод из слов актера, сказавшего, что театр превратился в казарму.

Понимаете, актера нужно беречь. Я уже научился беречь себя сам - не верю в то, что театр мне когда-нибудь поможет. Театр может только эксплуатировать. Сколько раз я просил купить мне на «Эрыка XIV» гидрокостюм! Четыре года прошу! Чтобы мне элементарно было тепло, ведь на сцене устанавливается бассейн, зимой вообще очень холодно… В гримерках в такой период нужно долго решаться, чтобы раздеться: сыро, холодно. Раньше у нас были обогреватели, а сейчас их забрали, т.к. на всем экономят. В театре почти постоянно нет горячей воды!

То, что случилось, это закономерно. Я не говорю, что я ангел, я действительно сорвал спектакль и прошу зрителей меня простить. Сорвал не по злому умыслу. Но это позволило вскрыть нарыв, люди встали и сказали то, что давно хотели сказать.

…В конце собрания я вдруг понял, что так и не сказал ответного слова. Я встал и сказал: «Если хотите, я заберу у вас эту справку из больницы и делайте со мной что угодно! Хотите - увольте на фиг отсюда, хотите - взимайте с меня эту неустойку! Правда, я не знаю, сколько лет при моей актерской зарплате я буду ее выплачивать…»

- Какова ваша зарплата?

- Около $300.

- Что значит «делайте что хотите»? Вам наплевать?

- Если бы мне было наплевать, я бы давно уже «свинтил» из театра. Мне есть чем заняться. Но я люблю этот театр. И то, что сейчас в нем происходит, объясняется поступками определенных людей. Но я верю, что все должно измениться. Вообще, в этом театре никогда не было никакой грызни, никто никому не сыпал толченого стекла и не давил лимон за кулисами. У нас работают классные актеры и очень хорошие люди.

СПРАВКА «БелГазеты». Олег Гарбуз родился в Минске в 1970г. Окончил политехнический техникум по специальности «производство промышленных роботов», Белорусскую академию искусств с дипломом «актёр драмы и кино». Работал в театре «Вольная сцена». Из любимых сыгранных спектаклей в театре им. Янки Купалы - «Тутэйшыя», «Памiнальная малiтва», «Паўлiнка», «Макбет».

Беседовала Марина ГУЛЯЕВА
 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На прошлой неделе сетевые СМИ облетела новость о скандале в Купаловском театре: «Поводом для конфликта стало намерение гендиректора театра Николая Кир
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика