Доберется ли глобальный финансовый кризис до продовольственных прилавков?
31 октября 2008 Экономика и бизнес
Михал СТЕЛЬМАК, Экономическая газета Доберется ли глобальный финансовый кризис до продовольственных прилавков? Этим вопросом сегодня все чаще задаются жители разных стран мира, в т.ч. Беларуси, опасаясь роста цен и падения объемов производства продуктов питания. Чувствуют ли дыхание мировых фондовых потрясений отечественные предприятия пищевой промышленности, от которых во многом зависит ситуация на белорусском рынке? "В настоящее время говорить о негативном воздействии финансового кризиса на развитие нашего предприятия было бы преждевременно, — сообщила "ЭГ" заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО "Савушкин продукт" Елена Бабкина. — Однако некоторые признаки, как, например, сигналы из Европы, что часть населения здесь начинает экономить на продуктах питания, заставляют нас пристально отслеживать ситуацию. На этом фоне поведение белорусского потребителя остается прежним, что не может нас не радовать, и мы надеемся, что он сохранит свои вкусовые предпочтения и впредь". Предприятие продолжает уверенно чувствовать себя в роли лидера отечественного пищепрома. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 200 различных наименований. Кстати, ОАО в ближайшее время намерено увеличить в 4 раза производство йогуртов за счет введения новой фасовочной линии. "Около 45% своей продукции мы экспортируем, причем более 90% этого объема в Российскую Федерацию, — сообщила Е.Бабкина. — Хотелось бы отметить, что ассортиментный перечень внешних поставок составляет в основном цельномолочная продукция, а не сухое молоко". По ее мнению, такая экспортная политика в нынешних условиях финансовой нестабильности не только оправданна, но может оказаться выигрышной. "Во-первых, из сухого молока можно изготовить продукты и выставить на продажу, что сделает их конкурентами продукции предприятия-производителя, — пояснила замгендиректора. — С другой стороны, как и на нефть, цена на сухое молоко неустойчива". Обнадеживает и поведение зарубежных партнеров — на сегодняшний день предприятие не имеет случаев расторгнутых экспортных контрактов. Более того, по словам Е.Бабкиной, пока со стороны импортеров брестской продукции нет и намека на такой вариант развития событий. Экспорт имеет стратегическое значение и для еще одного лидера белорусской пищевой промышленности — ОАО "Бабушкина крынка". События на внешних рынках вызывают озабоченность у руководства этого могилевского предприятия. "Любой кризис несет отрицательный эффект, и этот не исключение, — заявила в беседе с корреспондентом "ЭГ" заместитель директора по снабжению и сбыту Татьяна Бондарь. — Мы это чувствуем. Например, растет доллар по отношению к российскому рублю. Основной же наш покупатель — Россия. Мы заключаем договора в долларах, но расплачиваются ведь россияне в рублях". В последние годы здесь приложили много усилий, чтобы утвердиться на российском рынке. Москва, Смоленск, Брянск потребляют около 60% всей изготавливаемой ОАО продукции. Кстати, экспортная политика предприятия предполагает поставки на внешний рынок сухого обезжиренного молока, доля которого составляет около 45%. До сих пор такие подходы имели успех. Во всяком случае в этом году за январ-сентябрь экспорт увеличился на 38,4%, что позволило выручить более 50 млн. USD. Росту продаж российским потребителям способствовал курс на производство высококачественной продукции. Недавно, например, могилевское молоко было отмечено золотой медалью на Российской агропромышленной выставке. ОАО получило право маркировать некоторые виды продукции знаком "Натуральный продукт". Разумеется, хорошая репутация помогает повышению потребительского спроса. Однако неожиданная девальвация российского рубля начала съедать дополнительную прибыль, на которую здесь рассчитывали. Впрочем, слабостью российского рубля расстроены далеко не все предприятия отечественного пищепрома. "Для нас ситуация в российской финансовой сфере пока что оборачивается только положительной стороной, — сообщил "ЭГ" замдиректора по коммерческим вопросам КУП "Витебский кондитерский комбинат "Витьба" Владимир Сазон. — Жир для начинок, являющийся основным дорогостоящим продуктом в сырье, мы импортируем из Российской Федерации. Ежемесячно — на сумму около 5 млн. RUB. И получается, что при падении курса российского рубля себестоимость нашей продукции только снижается". Напомним, что "Витьба" в нашей стране известна прежде всего как крупнейший производитель сухих завтраков — от подушечек с натуральными начинками до мюслей. Около 10% продукции экспортируется. "Но в России у нас лишь небольшой процент реализации, — отмечает В.Сазон. — Основная часть экспорта идет в Эстонию, Молдову и Украину". В этих странах финансовые процессы сегодня имеют отличный от России характер. Валютные курсы здесь также пляшут, однако торгового дискомфорта комбинату это не создает. У зарубежных потребителей сладкие продукты витебского предприятия тоже пользуются большим спросом, однако увеличить их экспортные поставки в ближайшее время оно вряд ли сможет. "Потому что нашей продукции сегодня недостаточно на белорусском рынке, — поясняет В.Сазон. — Предприятие перешло на режим круглосуточной работы и без выходных, однако и таким образом все заявки, поступающие от белорусских потребителей, мы не удовлетворяем". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
31 октября 2008 Экономика и бизнес Михал СТЕЛЬМАК, Экономическая газета Доберется ли глобальный финансовый кризис до продовольственных прилавков?
|
|