Почему в Беларуси елки - сиротские?
17 декабря 2008 Новый год
Анастасия ДОРОФЕЕВА, БелаПАН Вот уже два года в Беларуси нет собственных елочных игрушек, в которых можно было бы отразить национальные традиции и укрепить их среди населения. Мы вынуждены украшать свои новогодние елки поделками из других стран и уже не помним, что когда-то и у нас была собственная фабрика елочных игрушек. Между тем страна, у которой нет национальных особенностей Рождества и новогодних празднеств, очень скоро может потерять свою самобытность. Цех по производству елочных игрушек был создан в Беларуси в не самое легкое время - в 1946 году. Однако с момента выпуска первой партии товара и на протяжении многих лет его продукция пользовалась среди населения большой популярностью. Возможно, потому, что особого выбора у этого самого населения в принципе не было. Однако пожилые продавцы утверждают, что минские игрушки отличались высоким качеством и были очень красивы. Интересно, что во времена своего расцвета самостоятельным предприятием цех так и не стал - он входил в состав то художественно-галантерейной, то зеркальной фабрики. Это произошло только в 1992 году, когда ситуация стала не столь благоприятной. Фабрики в Литве и Латвии, имевшие аналогичную специализацию, закрылись сразу же после распада СССР, как только прекратилась помощь со стороны государства. Белорусское же производство елочных игрушек, преобразованное в ЗАО "Аклия" и принадлежавшее концерну "Белместпром", достаточно долго пыталось приспособиться к новым условиям на рынке. Принципы же работы при этом не менялись. На фабрике применялся только ручной труд - каждая игрушка выдувалась и расписывалась индивидуально. Несмотря на это, цена продукции была вполне сопоставима с ценами зарубежных конкурентов. "Ассортимент предприятия был очень широким, - рассказала "Е" главный бухгалтер ЗАО "Аклия" Елена МАРТЫНЕНКО. - Среди предлагавшейся нами продукции можно было найти и классические игрушки, разрабатывавшиеся еще в советское время, и современные разработки дизайнеров. Нужно подчеркнуть, что наши новые игрушки ничуть не уступали по качеству лучшим образцам европейских производителей, например, тем же немецким. Мы использовали хорошие немецкие лаки, закупали качественные современные присыпки. Получались очень красивые вещи: великолепные наборы стеклянных расписных шаров, шишки, присыпанные "снегом", расписанные вручную светильники и подсвечники, фигурные игрушки " Однако далеко не все это разнообразие доходило до потребителя. Во времена существования Советского Союза и в течение нескольких первых лет после его распада крупные базы, такие как Белторг и Белкоопсоюз, закупали продукцию подобных предприятий с определенной периодичностью в течение всего года, а потом, когда наступал предпраздничный сезон, распределяли ее по магазинам. Однако позже магазины стали производить закупки самостоятельно. И тут возникло сразу несколько проблем. Во-первых, ввиду того, что спрос на елочные игрушки наблюдается только в конце ноября и декабре, предприятия торговли проявляют к ним интерес исключительно в конце года. Помимо экономических причин производить закупки заранее они не хотят еще и из-за нежелания хранить на складах хрупкий, легко бьющийся товар. Следовательно, деньги у "Аклии", сотрудники которой работали в течение всего года и все это время должны были получать зарплату, появлялись только в последние два месяца. Во-вторых, реализовать за сезон имевшуюся продукцию предприятие было не готово. "У нас не хватало ни рук, ни сил, чтобы тысячам магазинов за два месяца отгрузить всю продукцию", - говорит Елена Мартыненко. В-третьих, по ее же словам, белорусские магазины постепенно стали отдавать предпочтение зарубежным производителям просто потому, что у них были более удобные схемы расчета, чем у отечественного предприятия. Давали знать о себе и конкуренты, предлагавшие потребителю недорогую серийную продукцию. Не справившись с напором всех этих проблем, "Аклия" два года назад все-таки решила отказаться от производства игрушек и перепрофилировалась на производство стеклянных изделий медицинского назначения: пробирок, колб, пипеток. Сотрудницы, штучные специалисты, специализировавшиеся на изготовлении елочных украшений, были вынуждены или сменить профессию, или уйти на пенсию. Благо за вредность производства им разрешалось это сделать в 45 лет. Елена Мартыненко считает, что у них не было шансов выжить без поддержки со стороны государства, поскольку предприятию, ориентированному на ручную работу, невозможно тягаться с китайскими производителями, штампующими и окрашивающими свою продукцию на конвейере и поставляющими ее в огромных количествах по низким ценам. "Подобные предприятия исчезли практически на всей территории СНГ, - говорит Е.Мартыненко. - Оставшиеся сумели удержаться за счет дополнительных инвестиций. Крупная елочная фабрика в Москве получает материальную поддержку непосредственно от мэрии города. В украинскую фабрику елочных игрушек во Львове сделал солидные вливания выкупивший ее американец". |
|