Ремонт с сохранением лица
Ремонт с сохранением лица
Оттепель или весна, либерализация или ее имитация? Подводя итоги 2008 года, наблюдатели спорят. В одном оценки сходятся: произошло небольшое общее потепление политического климата в Беларуси. Павлюк БЫКОВСКИЙ, политический обозреватель "БР" Большинство процессов внутренней политики 2008 г. в Беларуси находились под влиянием или в целом были определены внешнеполитической интригой. У белорусского правящего режима появилась возможность разморозить отношения с Западом. Для этого было необходимо сделать ряд знаковых шагов, а именно: снять вопрос о наличии в Беларуси политзаключенных, провести показательные выборы в Палату представителей, продемонстрировать свободу собраний и СМИ. Совершенно отдельный разговор может быть о том, как и почему Запад подталкивал А. Лукашенко к принятию данного решения. Важно, что решение было принято и белорусский правящий режим начал "ремонтировать репутацию", даже с привлечением иностранного специалиста — президента компании "Чайм Коммюникэйшн" Тимоти Белла (не без его содействия в некоторых западных СМИ ярлык last dictator меняется на Belarus strongman). В течение года глава государства убрал из своего окружения наиболее одиозные, с точки зрения Запада, фигуры, поставил во главе Администрации президента чиновника, который имеет имидж прозападного политика. Не важно, что при почти полном отсутствии публичной политики и реальной конкурентной борьбы на политическом поле все эти имиджи чиновников условны. Важно, что Запад, судя по всему, воспринял назначение Владимира Макея главой Администрации президента как позитивный сигнал. Европейские дипломаты впервые после ухода из окружения белорусского президента профессора Урала Латыпова нашли себе достойного собеседника, с которым можно общаться на одном языке, который понимает апелляцию к европейским ценностям и который занимает ответственный пост. Что касается сохранения дефицита демократии, то дипломаты в кулуарных беседах призывали не спешить с выводами и "не лить воду на раскаленную сковороду". В чем-то они оказались правы. Первоочередной вопрос с находящимися за решеткой политзаключенными хоть и со второй попытки, но удалось решить. То, что белорусские власти так и не признали, что в стране были политзаключенные, прагматиков не взволновало. По их мнению, главное, что конкретные люди вышли на свободу и новые им на смену за решетку не попали. Для белорусской оппозиции остался аргумент, что если не персонально политзаключенные, то институт политзаключенных в Беларуси остается, так как остаются статьи Уголовного кодекса, которые предусматривают, например, ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации и т. д. Впрочем, и глава Администрации президента говорит: "Закон одинаков ко всем. Другое дело, что он может не соответствовать демократическим реалиям, которые нужны. Тогда надо менять этот закон" (см. "БР" № 46/2008). Более того, сам глава государства обещает "либерализацию всей жизни нашего общества". На пресс-конференции для руководителей государственных СМИ 18 декабря А. Лукашенко пояснил: "Это касается всех, и отношения с оппозиционными СМИ, с оппозицией и так далее". Очевидно, что это в основном лишь слова. Ведь даже послушать это заявление были приглашены только руководители государственной пропагандистской машины. Журналисты независимых СМИ приглашений не получили. Поэтому либерализация получается пока лишь избирательная. Впрочем, две независимые газеты вернули в государственную систему распространения, а "Народнай волi" разрешили печататься в Беларуси. И хотя целиком вопрос либерализации сферы СМИ не решился, этот шаг, конечно, был замечен. То, что был принят новый Закон "О СМИ", вызвавший критику независимых экспертов и РОО "Белорусская ассоциация журналистов", оказалось не столь заметно, как появившееся, наконец, подтверждение тезиса президента, что в киоске "Белсоюзпечати" можно купить оппозиционную газету. Некоторое "ослабление гаек" вовсе не значит, что они становятся совершенно свободными и начинают играть некую самостоятельную роль в системе. Они остаются гайками, или по шахматной терминологии — пешками. Нужно время, большое количество ходов и еще везение, чтобы пешка превратилась в королеву. Ничего этого у белорусской оппозиции не было перед парламентскими выборами 2008 г. Поэтому результат был предсказуем, и верить в сильную оппозиционную фракцию в новой Палате представителей не было оснований. Что касается разговоров о согласованных оппозиционных фигурах, которые якобы должны были служить доказательством легитимности выборов, то ответственные лица на Западе заранее отметали такую идею как не соответствующую принципам демократии. В маргинализированной же белорусской политической тусовке, впрочем, были те, кто якобы доподлинно знал о такой сделке правящего режима с Западом (обычно это были сторонники бойкота выборов). Государственная пропагандистская машина на такое соглашение намекала, поэтому получалось, что информация якобы поступала из двух источников. Что касается независимых экспертов, то они указывали на слабость оппозиционных кандидатов, на то, что ОДС так и не смогли довести до реального воплощения идею единого избирательного списка, а также на наличие у части оппозиции альтернативной стратегии — призывов бойкотировать выборы. Постфактум выяснилось, что оппозиция не смогла провести полноценное наблюдение за выборами и альтернативный подсчет если не голосов избирателей, то хотя бы явки. Избирательная кампания на первых этапах проходила в соответствии с буквой закона, и даже были прецеденты, когда власти демонстративно поправляли эту букву в сторону "пущей демократичности". Поэтому оценки этой части выборов разнятся, так как оппозицию по-прежнему практически не пустили в избирательные комиссии, но часть европейских дипломатов отнесла это к "перегибам на местах". Что касается деятельности Центризбиркома, то она была необычайно открытой и довольно часто исправляла "перегибы на местах". Но на финишной прямой от имитации либерализации власти отказались. Не то чтобы эти выборы действительно что-то решали (можно согласиться с главой государства, что у оппозиции шансов на избрание практически не было), но то ли логика системы, пресловутой "президентской вертикали" требовала фабрикации определенного заданного результата, то ли такое поведение было элементом игры с Западом, то ли, как говаривал Король из киносказки "Обыкновенное чудо", "вожжа под мантию попала". В любом случае, Запад не мог закрыть глаза на то, что итог выборов в Беларуси не выглядит естественным. И важно не то, что ни один оппозиционер не попал в новый состав Палаты представителей (тут можно спорить о шансах конкретных политиков), а то, что все 110 депутатов были выбраны в I туре. И это при том, что было много безальтернативных округов, где легко можно было "прокатить" кандидата протестным голосованием или неявкой на выборы. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не признало эти выборы. Зато ЕС сразу после выборов ограничил санкции в отношении белорусского руководства и открыл окно возможностей для полноценного размораживания отношений. Не важно, что Брюссель объяснял свои действия благодарностью за освобождение всех политзаключенных. В Беларуси это было многими воспринято как "прощение" парламентских выборов, а в оппозиционных кругах многие почувствовали себя преданными: дескать, Европа у них за спиной договорилась с "последним диктатором". Но все это из области эмоций, даже если для части из них есть основания. Практически же можно говорить о том, что к финишу 2008 г. условия на белорусском политическом поле претерпели изменения, к которым не все игроки готовы адаптироваться. Время черно-белой политики закончилось, но и настоящий свет не включили, поэтому в сумеречной зоне избирательной либерализации полноцветной политики тоже не возникло. На этом поле бродит много фантомов, а также призраков, и очень трудно отделить правду от вымысла. Продуцирование образа либерализации Беларуси имеет четко очерченные временные рамки — апрель 2009 г., когда ЕС намерен вернуться к вопросу о санкциях в отношении белорусского руководства. Следующей важной датой для белорусского политического поля может стать кампания по выборам президента в 2010-2011 гг. Если сейчас действительно происходят переформатирование и модернизация белорусского правящего режима (такой точки зрения придерживаются некоторые эксперты), то к выборам главы государства они должны будут выдать на-гора результат. В любом случае ситуация с либерализацией к этому времени должна проясниться, так как в новой игре ставка выше, чем просто снятие санкций. В оппозиционных кругах нынешнее "ослабление гаек" в основном считают конъюнктурным и временным, поэтому относятся к либерализации как к недолгой политической оттепели. Ожидая скорых морозов, они боятся кидаться в рост, но стараются использовать ситуацию для восстановления своих структур. Впрочем, есть уже и те, кто призывает отказаться от баррикад и находить точки соприкосновения с режимом. Время покажет, кто был прав. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оттепель или весна, либерализация или ее имитация? Подводя итоги 2008 года, наблюдатели спорят. В одном оценки сходятся: произошло небольшое общее пот
|
|