21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Оптимист с берегов Мнюты

26.08.2009 12:07 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Оптимист с берегов Мнюты

Беседа с писателем Виктором Правдиным


Мы встретились с Виктором Правдиным в то время, когда издатели Беларуси активно участвовали в очередной Минской международной книжной выставке–ярмарке. И он сам как первый секретарь Союза писателей Беларуси тоже не стоял в стороне от праздничного события... К тому же издательское дело ему профессионально близко: Виктор Александрович много лет был главным редактором издательства «Мастацкая лiтаратура». И сегодня он настроен оптимистически.


— Книжная выставка для меня стала местом встреч, ведь сегодня так редко удается литераторам разных стран пообщаться вживую... К счастью, творческие связи восстанавливаются. Более двадцати договоров о сотрудничестве заключил наш союз с коллегами из России, Болгарии, Сирии, Литвы. В этом году появилась договоренность с Турцией. Люди начинают потихоньку понимать, что не только экономика и политика будут решать судьбу нашей планеты. Поэтому мы рады, что продолжает выходить серия «Библиотека Союза писателей Беларуси», которую выдает издательство «Харвест». Готовимся и к литературному проекту Союзного государства — 50–томное издание российских и белорусских писателей, инициаторами которого стали Сергей Михалков и Николай Чергинец. Этот социально значимый проект готова издать наша «Мастацкая лiтаратура». Общий тираж, который планируется передать в библиотеки обеих стран, — 15 тысяч экземпляров. Разумеется, авторами серии с белорусской стороны станут прежде всего классики. Будет отражено творчество тех, кто не вернулся с войны, тех, кто был незаконно репрессирован в 20 — 30–х годах прошлого века. Но основной объем будет отдан современным писателям Беларуси. К сожалению, сегодня в осуществлении проекта — задержка с российской стороны. Может быть, потому, что это проект безгонорарный?


— То есть в России литераторы успели привыкнуть к тому, что за каждую строчку им платят, а наши привыкли, наоборот, творить «за так»?


— О российских писателях не могу ничего сказать, но литература очень часто держится на альтруизме. Нас не удивляют мизерные гонорары. Писатель счастлив, если его просто издают бесплатно, и не требует денег.


— Между тем часть вашего творчества — в столь популярном жанре, как детектив... Неужели не было «денежных» предложений?


— Как–то я имел неосторожность отправить московским издателям один свой роман «Возвращение из преисподней»... Но когда мне сказали везде поменять в тексте «Минск» на «Москва», я категорически отказался... Было заказывали сценарий и на «Беларусьфильме». Написал сценарий одной серии. Потом — второй... Потом оказалось мало — замахнулись на восемь серий... Написал. Но сработал человеческий фактор и творческого тандема не получилось. Так что...


— К детективу часто относятся, как к жанру несерьезному, из области чтива... С одной стороны, и «Преступление и наказание» Федора Достоевского, и «Имя Розы» Умберто Эко, и «Дзiкае паляванне караля Стаха» Владимира Короткевича можно назвать детективами... С другой — многочисленные беллетристы, изготавливающие тексты на заказ, действительно низводят жанр до бульварщины...


— Я и сам начал писать детективы только потому, что как–то в подземном переходе полистал несколько детективов, привезенных из других стран... На одной странице насиловали женщину, и автор, казалось, умилялся этому, на другой — тоже какой–то кошмар, в литературном плане — полная беспомощность. Я человек импульсивный, возмутился и решил, что, исходя из собственного опыта, должен написать хорошие детективы, чтобы их не стыдно было читать даже детям. Собственно, детективную интригу я просто накладываю на повествование о жизни, а это всегда интересно...


— Уточните про свой опыт...


— Служил три года матросом на корабле, потом пошел в милицию — начинал с младшего сержанта, с должности участкового, то есть не с начальнического кресла, испытал все на себе. Поэтому, скажем, когда принимал участие в создании постмодернистских новелл, мог вспомнить реальный случай... Шторм, все матросы лежат, никто даже подняться поесть не может... Я пришел с вахты. Меня ждет ужин — тефтели с гречкой... А хлеба нет. Пошел за хлебом на нос корабля, в форпик... Спустился, открыл дверь кладовки, взял буханку хлеба... И выходит ко мне огромная крыса. Ее тоже укачало, она стоять не может... Посмотрела на меня — и случился у нее, как бы сказать, приступ морской болезни... Я до этого держался, а тут поглядел — и мне тоже стало плохо, плюхнулся на колени... И вот стоим в форпике с крысой нос к носу и обоих корежит... В глаза смотрим, и друг друга словно жалко. Потом крыса повернулась, ушла... Разве такое можно забыть или выдумать? А цикл моих рассказов «Милиционер за кадром»? Тоже ведь все из жизненного опыта. Запоминаются ведь случаи, над которыми можно и смеяться, и плакать...


— Например?


— Был случай, когда во время милицейской службы мне чуть голову не отсекли... Витебщина. Ночь. Вызывают на бытовой скандал. Подъезжаем к дому, а это километров пятнадцать от райцентра. Внутри дома кто–то дерется насмерть, аж стены гудят. Окна выбиты... А мы вдвоем с шофером. Подъезжая, включили мигалку, сигнал... Свет в доме погас, сразу стало тихо и темно. Двери нараспашку... Но даже луны нет — хоть что–то разглядеть... Говорю шоферу: «Пойдем!» А он шепотом в ответ: «Нет, я должен машину стеречь». Пошел один. Не захожу в двери, а влетаю... И словно какая–то сила в этот момент заставила пригнуться. И тут же — свист над головой! А я врезаюсь в чей–то живот. Оказывается, хозяин, вдребезги пьяный, встречал меня с топором. Отлетел он от моего удара на какие–то мешки и ведра... Я закричал, что дом окружен, всем лечь на пол, сопротивление бесполезно, словом, нагнал страху... Задержал дебоширов. Оказывается, в этот день хозяева похоронили отца. Собралась родня, напились и начали делить наследство — шкафы, изъеденные жучком, какое–то барахло... Едва не поубивали друг друга, я вовремя подоспел. Топор потом не могли из дверного косяка вытащить.


— А как началось ваше увлечение литературой?


— Тоже из–за моего характера. Не мог смириться, когда закон не соответствовал принципам человечности. Например, человек становился вне закона, когда делался бомжем. Раньше, в начале 80–х, бомжа, даже чтобы в спецприемник отправить, надо было и к врачам сводить, и даже взять справку на педикулез. И хожу я — милиционер — пешком с таким вшивым бомжем по всему городу, езжу с ним в общественном транспорте... Вот и написал я однажды о судьбе такого человека. Как–то встретил бомжа — кандидата физико–математических наук. Работал он над важным проектом, и чтобы его пробить, «доброжелатели» порекомендовали взять именитых соавторов. А самый сановитый, чье имя оказалось в списке авторов первым, и говорит: «А что это нас, товарищи, так много? Думаю, последний лишний...» И того вычеркнули. А последним и оказался автор работы. И человек сломался. Ушел от жены, которая была дочерью научного руководителя, бросил работу...


— Значит, слабый человек оказался.


— Не все умеют и хотят за себя бороться. Талантливые люди очень часто беззащитны. Пробиваться не будут. Их беречь нужно, заботиться. Если у них нет никого, кто их любит, у них смысл жизни пропадает. Один из моих последних романов, «Нелюбiмыя гiнуць», именно о таких людях.


— А как вы оказались на работе в литературных редакциях?


— Я ушел из милиции по выслуге лет. К тому времени у меня уже были изданы книги. Когда пришел на работу в журнал «Нёман», долгое время не мог привыкнуть к другому ритму жизни. Служа в милиции, я за один день или ночь мог оказать помощь и бомжу, и генералу, и поэту, и балерине... Так что литературных сюжетов у меня накопилось. Убежден, что в жизни ничего случайного не бывает. Моего деда, Григория Ульяновича, призвали с Севера на фронт. Первый бой — под Ельней, был ранен... А потом освобождал Витебск, Глубокое, Поставы... И так получилось, что освобождал он именно те места, где нашей семье потом довелось жить. А детство мое прошло на Шарковщине, в деревне Городец, это на реке Мнюта. Здесь когда–то учил детей Язэп Дроздович. Даже начальная школа у нас была во дворце графа Плятера.


— Над чем вы сейчас работаете?


— Продолжаю работу над романом «Нелюбiмыя гiнуць»... Когда сломал руку, написал повесть «Парыж, Эйфелева вежа i 2%». О чем? Рассказывать не буду...


— Сегодня писатели практически все перешли на компьютерный набор, перебираются вместе со своими текстами в Интернет...


— Я не очень дружу с Интернетом. И детей своих приучил читать настоящие книги, а не тексты с монитора. Теперь ведь и фотографии не хотят делать, потому что появились цифровые аппараты. А я люблю, когда есть отпечатанные снимки, когда они в альбоме, который можно перелистать, как занимательную семейную книгу... В конце концов, в компьютере все может раз — и исчезнуть. То же и с текстами. Так что все свои произведения пишу ручкой и желательно чернильной.


— У вас трое детей... Кем они стали?


— И трое внуков, между прочим. Старшая дочь, как и мать, — математик, программист. Сын — журналист, младшая дочь — художник театра.


— В доме все должны молчать, пока вы пишете?


— Пока мне вообще писать негде... Если только ночью, на кухне. Но я оптимист. Надеюсь, это временно, дети «построятся», внуков прибавится... Главное, они все мои, родные, любимые.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото: Артур ПРУПАС

Дата публикации: 03.03.2009

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беседа с писателем Виктором Правдиным
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика